Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:39, контрольная работа
Цели данной работы:
определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем.
Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний»
Кафедра: Государственно-правовых дисциплин.
К о н т р о л ь н а я р а б о т а
По дисциплине: Экологическое право
Тема: Экологическая экспертиза и экологический контроль: понятие, виды, цели проведения.
Выполнил: Чепарухин Сергей.
411 Б
№ группы,
77/7
№ зачетной книжки/ вариант
Новокузнецк 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Государственная экологическая экспертиза расценивается специалистами как один из важнейших и эффективнейших правовых инструментов, с помощью которого удается предотвратить нанесение вреда окружающей среде.
Государственная экологическая экспертиза реально является действенным инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений. Ее документы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.
Государственный контроль и
надзор всегда были и остаются актуальным,
так как, с одной стороны, без
контрольно-надзорных
Вот почему защита и охрана прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), также как и своевременное устранение выявленных нарушений и применение соответствующих мер юридического воздействия в отношении нарушителей, напрямую зависят от эффективной реализации органами государственной власти предоставленных им полномочий.
Государственная экологическая
экспертиза и государственный
Общественные отношения по оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе и контролю тесно связаны между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет свою функцию в механизме действия экологического права. Правовое значение экологической экспертизы более широкое. Задача государственной экологической экспертизы – гарантировать, чтобы в процессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, адекватные требованиям законодательства.
Цели данной работы:
определить понятие, цели
и виды государственной и общественной
экологической экспертизы и найти
точки соприкосновения с
1. Понятие
экологического права как
Понятие экологическое право в юридической литературе принято рассматривать с трех позиций:
- экологическое право как отрасль российского права;
- экологическое право как учебная дисциплина;
- экологическое право как наука.
Безусловно, любую отрасль права характеризует не только его формальная сторона нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, но и практическая правоприменительная практика. Для признания права таковым не достаточно наличия только законодательной базы. Важно также и то, как закон и другие нормативные правовые акты реализуются на практике. С этих позиций важен механизм реализации декларированных правовых норм, обеспечиваемый исполнительными органами государственной власти, правоохранительными и судебными органами. Именно административная и судебная практика позволяет выявить и, во многом, устранить возникшие в праве пробелы и коллизии.
Следует также отметить, что на реализацию права в большей степени влияет и мировоззрение человека. Речь идет о таких правовых категориях как правовое воспитание, правовая культура, правовое сознание. Именно с этих позиций экологическое право следует рассматривать как самостоятельную отрасль российского права, включающую в себя следующие элементы: нормативные правовые акты, правоприменительную практику (административную и судебную), правосознание, правовое воспитание, правовую культуру. Однако, это широкий подход к раскрытию экологического права как отрасли права. В узком смысле слова под экологическим правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов.
В юридической
литературе, по общему правилу экологическое
право как отрасль права
Общую часть, куда входят институты, содержащие положения, выполняющие служебную функцию по отношению ко всем или значительной группе институтов Особенной части. Например, институт Общей части "Юридическая ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" своими нормами распространяется практически на все институты Особенной части: охватывает ответственность за правонарушения в области охраны и использования недр, земель, лесов, вод, растительного и животного мира и т.д.
Особенную часть, куда входят институты, устанавливающие правовой режим охраны и использования конкретных компонентов природной среды (правовой режим землепользования, правовой режим недропользования, правовой режим лесопользования и т.д.)
Специальную часть, состоящую из международного экологического права.
Как учебная дисциплина экологическое право представляет собой систематизированную совокупность сведений о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой. В настоящее время указанная дисциплина входит в государственный стандарт юридического образования как обязательная.
В процессе изучения экологического права как учебной дисциплины рассматриваются:
1. общие науковедческие
вопросы (предмет, метод,
2. вопросы охраны
и рационального использования
конкретных компонентов
3. отдельные
вопросы международного
Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права.
Наиболее полное
представление об экологическом
праве как науке дает А.С. Шестерюк:
"Экологическое право как
1.1 Предмет
метод и система
Своеобразие любой отрасли права характеризуется особым предметом и методом правового регулирования. Именно эти два компонента позволяют говорить о существовании отрасли права как таковой.
Предметом правового регулирования являются определенные общественные отношения. Так, предметом экологического права выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Указанные общественные отношения можно объединить в три блока:
Общественные отношения, урегулированные нормами природоохранного права. Так, в основу природоохранного права ложится законодательство об охране окружающей среды (природоохранное законодательство). Основополагающим нормативным правовым актом здесь выступает ФЗ от 10.01.2002 г. N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды".
Таким образом,
природоохранное право
Общественные отношения, урегулированные нормами природоресурсного права, в основу которого ложится природоресурсное законодательство. Указанные нормы регулируют общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных компонентов природной среды (земель, вод, лесов, недр, животного мира и т.д.) В систему природоресурсного права входят следующие нормативные правовые акты:
- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. N 136ФЗ,
- Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. N 200ФЗ (ред. от 27.12.2009),
- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. N 74ФЗ,
- Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", (ред. от 27.12.2009)
- ФЗ от 24.04.1995
г. N 52-ФЗ "О животном мире" (ред.
От 24.07.2009) и принятые в соответствии
с ними иные нормативные
Данные общественные отношения также урегулированы нормами и других самостоятельных отраслей российского права. Например, указанные нормы содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 г. N 63ФЗ, устанавливающем уголовную ответственность за экологические преступления, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающем административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и т.д.
Метод правового регулирования это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений.
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
С учетом роли экспертизы как инструмента
охраны окружающей среды и обеспечения
выполнения экологических требований при принятии решений важным
является вопрос об объектах, по которым
проведение государственной экспертизы
обязательно.
В Законе «Об
охране окружающей природной среды»
презюмируется потенциальная