Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 01:23, творческая работа
Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности (государственной, муниципальной и частной) на землю и иные природные ресурсы, а также право граждан на благоприятную окружающую среду. После принятия Конституции РФ cформировалось новое экологическое законодательство Российской Федерации.
Введение:
Постановление ЦК КПСС и Совета министров
СССР от 7 января 1988 г. создало условия
для формирования нового подхода к природопользованию:
• была реформирована система природоохранных
органов. Указанным постановлением был
создан надведомственный орган Госкомприроды
СССР впоследствии — Министерство природопользования
и охраны окружающей среды СССР
• было признано целесообразным создать
в Москве в системе Госкомрироды СССР
Всесоюзный научно-исследовательский
центр по проблемам охраны окружающей
среды и рационального использования
природных ресурсов
• в соответствии с постановлением была
создана система экологической экспертизы.
Важным этапом в формировании экологического
законодательства явилось принятие 12
декабря 1993 г. Конституции РФ, которая
определила равноправие различных форм
собственности (государственной, муниципальной
и частной) на землю и иные природные ресурсы,
а также право граждан на благоприятную
окружающую среду. После принятия Конституции
РФ cформировалось новое экологическое
законодательство Российской Федерации.
Экспертиза — это исследование специалистом
(экспертом) каких-либо вопросов, решение
которых требует специальных познаний
в области науки, техники или искусства.
Экспертные оценки представляют собой
количественные и/или качественные оценки
процессов или явлений, не поддающихся
непосредственному измерению, а поэтому
основываются на суждениях специалистов.
Экологическая экспертиза — это установление
соответствия намечаемой хозяйственной
и иной деятельности экологическим требованиям
и определение допустимости реализации
объекта экологической экспертизы в целях
предупреждения возможных неблагоприятных
воздействий этой деятельности на окружающую
природную среду и связанных с ними социальных,
экологических и других последствий реализации
объекта этой экспертизы. Экологическая
экспертиза проводится на строительство
новых, реконструкцию действующих заводов,
фабрик, шахт, рудников, машин, оборудования,
а также материалов, приборов, оказание
услуг и т.п., использование которых ведет
к загрязнению окружающей среды и разрушению
экосистем, нерациональному использованию
природных ресурсов, наносит вред здоровью
населения, растительному и животному
миру. Требования к качеству и обоснованности
проведения экологических экспертиз постоянно
повышаются наряду с ускорением научно-технического
прогресса, внедрением в производство
новейшей техники и технологии. В связи
с этим периодически пересматриваются
законодательные и нормативные материалы.
Федеральный закон «Об экологической
экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174, регулирует
отношения в области экологической экспертизы.
Он направлен на реализацию конституционного
права граждан Российской Федерации на
благоприятную окружающую среду посредством
предупреждения негативных воздействий
хозяйственной и иной деятельности на
эту среду и предусматривает реализацию
конституционного права субъектов Российской
Федерации на совместное ведение вопросов
охраны окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности. Наряду с
этим законом действует постановление
Правительства Российской Федерации от
11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения
о порядке проведения государственной
экологической экспертизы».
Экологическая экспертиза основывается
на принципах:
• презумпции потенциальной экологической
опасности любой намечаемой хозяйственной
и другой деятельности;
• обязательности проведения государственной
экологической экспертизы до принятия
решений о реализации объекта экологической
экспертизы;
• комплексности оценки воздействия на
окружающую природную среду хозяйственной
и другой деятельности и его последствий;
• обязательности учета требований экологической
безопасности при проведении экологической
экспертизы;
• достоверности и полноты информации,
представляемой на экологическую экспертизу;
• независимости экспертов при осуществлении
полномочий в области экологической экспертизы;
• научной обоснованности, объективности
и законности заключений экологической
экспертизы;
• гласности, участия общественных организаций
(объединений), учета общественного мнения;
• ответственности участников экологической
экспертизы и заинтересованных лиц за
организацию, проведение, качество экологической
экспертизы.
Понятие Экологической Экспертизы.
Закон Российской Федерации «Об экологической
экспертизе» определяет экологическую
экспертизу как «установление соответствия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и определение
допустимости реализации объекта экологической
экспертизы». При этом в российском законодательстве
существует и правовое определение более
частного понятия — «государственная
экологическая экспертиза» . Оно содержится
в ст. 35 и 36 Закона «Об охране окружающей
природной среды»: «Государственная экологическая
экспертиза является обязательной мерой
охраны окружающей природной среды, которая
проводится с целью проверки соответствия
хозяйственной и иной деятельности экологической
безопасности общества, предшествующей
принятию хозяйственного решения, осуществление
которого может оказывать вредное воздействие
на окружающую природную среду».
Понятие общественная экологическая
экспертиза возникло в конце 80-х
годов и быстро получило широкое
распространение. Первоначальная трактовка
этого термина была весьма широкой.
Под независимой экологической
экспертизой подразумевали
Экологическая экспертиза —
установление соответствия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и
допустимости реализации объекта экспертизы
в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий
Существует государственная экологическая экспертиза, которая в основном проводится экспертами, а называется чаще всего инженерно-экологической экспертизой, и общественная экологическая экспертиза, которая проводится по инициативе граждан и общественных организаций.
Цель, объекты и
функции экологической
Иногда говорят об экспертизе проектируемого
хозяйственного объекта, об экспертизе
деятельности существующего предприятия
или об экспертизе экологических
последствий этой деятельности. В
действительности, согласно Закону, любая
экологическая экспертиза является
экспертизой конкретной документации,
например, технико-экономического обоснования,
проекта международного соглашения
или обоснования заявления о
выдаче лицензии.
Инженерно-экологическая экспертиза играет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов
Объектами экологической экспертизы являются:
- проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера,
- проекты комплексных
и целевых федеральных
- проекты генеральных планов развития территорий,
- все виды градостроительной документации (например, генеральный план, проект застройки),
- проекты схем развития отраслей народного хозяйства,
- проекты межгосударственных инвестиционных программ,
- проекты комплексных
схем охраны природы, схем
- проекты международных договоров,
- материалы обоснования
лицензий на осуществление
- технико-экономические
- реконструкции, расширения, технического перевооружения,
- консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости,
- ведомственной принадлежности и форм собственности,
- проекты технической
документации на новую технику,
- материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги.
- сами хозяйственные объекты
в процессе строительства,
Важным требованием к экологической экспертизе является её независимость, подчинение только законам, нормам, стандартам и объективным экологическим требованиям.
Заключение экологической экспертизы – юридический документ, эксперты несут ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, если строго и объективно доказана серьёзная ошибка экспертов.
Таким образом, экологическая экспертиза проводится экспертами, которые делают экспертные оценки, в основу которых положены теоретические исследования и конкретная экспериментальная информация о состоянии различных компонентов, полученных как лабораторными, так и научными исследованиями.
Основной целью экспертных
оценок, называемых чаще всего инженерно-экологической
экспертизой, является всесторонняя оценка
воздействия предприятия на природную
среду, как на стадии утверждения
проекта, функционирования предприятия,
так и при его расширении, составление
заключения и выработка решения
для утверждения или отклонения
проекта, дальнейшего функционирования
предприятия, ограничения масштабов
выпускаемой продукции или
Инженерно-экологическая экспертиза выявляет вероятные экологические последствия строительства, функционирования и расширения предприятия в сравнении с желательным и допустимым состоянием природной и окружающей человека среды. Предприятие не должно сверхнормативно воздействовать на природную и окружающую человека среду, не должно препятствовать собственной работе и функционированию близлежащих предприятий, нарушать через окружающую их природную среду ход технологических процессов, наносить ущерб здоровью населения.
Инженерно-экологическая экспертиза включает оценку долговременного воздействия предприятия на природные ресурсы, природные условия, факторы дальнейшего развития народного хозяйства и условия жизни людей обычно локального участка местности.
Проекты локального уровня (строительство
отдельных небольших
Ни одно строительство не проводится без экологической экспертизы проектов. Статистика показывает, что ежегодно проходят инженерно-экологическую экспертизу около 1 тысячи проектов, из них около 15 % возвращаются на доработку. Цель экологической экспертизы проектов по строительству – не допустить строительства объектов с устаревшими технологиями и упредить появление потенциальных загрязнителей окружающей среды.
Цели экологической экспертизы заключаются (по закону) в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы, а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.
Зарубежное (международное) природоохранное законодательство
рассматривает цель экологической экспертизы несколько шире. Например, в
соответствии с Директивой ЕЭС № 337/85 [39] - ЭЭ считается «воплощением
предупредительной экологической политики», подразумевающей оценку
экологического воздействия
среду, активное участие общественности на всех стадиях проведения
экологической экспертизы и принятия решения об окончательной реализации этих
проектов, широкое информирование о результатах ЭЭ, проведение консультаций
между заинтересованными ведомствами и другими юридическими лицами, а также
публикацию конечных результатов переговоров и консультаций.
При этом ОВОС, в отличие от ГЭЭ, проверяющей соответствие уже подготовленного
решения экологическим требованиям, и нацелена прежде всего на выявление
недостатков проекта и принятие необходимых мер по его улучшению с точки
зрения экологических
Цель общественной ЭЭ в явном виде до сих пор не определена, но, по-видимому,
именно она является прямым проявлением права граждан на достоверную
экологическую информацию.
Задачи
экологической экспертизы
Задачи экологической экспертизы:
1.