Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:42, лекция
Качество жизни -термин в экологии человека, а также социологии, категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей — качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество образования, здравоохранения, сферы обслуживания, окружающей среды, структура рекреации, степень удовлетворения потребностей в объективной информации, содержательном общении, знаниях, творческом труде, уровень стрессовых состояний, структура расселения и т. п. Качество жизни, наряду с укладом и уровнем жизни, определяет условия образа жизни людей.
7. Используя табл.4.5, учебник по экологии под ред. Денисова (Ростов – на – Дону, 2002 г., стр. 538-545), другую известную вам литературу охарактеризуйте способность зеленых насаждений в очистке воздуха городов и других населенных пунктов.
Таблица 4.5
Степень влияния озеленения на концентрацию
загрязняющих веществ в воздухе (Мамин Р.Г., 2003 г).
Загрязняющее вещество |
Концентрация загрязняющих веществ мг/м3 | |||
1000м от источника
|
1500 м от источника |
1500 м от источника в пределах 500м «зеленой зоны» |
Процент снижения уровня загрязнения | |
Диоксид серы |
0,27 |
0,14 |
0,08 |
22 |
Сульфиды |
0,07 |
0,03 |
0,025 |
7 |
Оксиды азота |
0,22 |
0,13 |
0,07 |
27 |
8. Пользуясь данными таблицы 4.6, рассчитайте размеры лесопарковой зоны г. Брянска, учитывая, что численность городского населения составляет 450 тыс. человек. Сделайте вывод о том, насколько г. Брянск отвечает требованиям ВОЗ по размерам лесопарковой зоны.
Таблица 4.6
Рекомендуемые размеры лесопарковой зеленой зоны
в городах Российской Федерации (Мамин Р.Г., 2003 г).
Численность городского населения, тыс. чел. |
Размеры лесопарковой зеленой зоны, га/1000 чел. |
500–1000 250–500 100–250 До 100 |
25 20 15 10 |
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что на 1 горожанина должно
приходится 50 м2 городских зеленых насаждений и 300 м2 пригородных.
Рис. 4.1. Количество объектов, не отвечающих санитарно - эпидемиологическим требованиям по уровню шума (%)
Таблица 4.7
Допустимые уровни шума на территориях различного
хозяйственного назначения
Наименование территории |
Эквивалентный уровень шума, дБА | |
Днем с 7 до 23 часов |
Ночью с 23 до 7 часов | |
Селитебная зона населенных мест |
55 |
45 |
Реконструируемая жилая |
60 |
50 |
Территории жилой застройки |
65 |
55 |
Зоны массового отдыха и туризма |
50 |
30–35 |
Санитарно-курортная зона |
40–45 |
30–35 |
Территории заповедников и заказников |
до 25 |
до 20 |
9.Используя данные таблицы 4.8, ранжируйте области по уровню радиационной загрязненности, на основе анализа укажите в каких из них более благоприятный временной прогноз по снижению загрязнения территории радионуклидами. Используя литературу 9-11 , другие источники, изложите мероприятия по защите населения от радиационного загрязнения. Как вы понимаете требования статьи 22 ФЗ РФ « О радиационной безопасности населения»- право граждан на радиационную безопасность, статья 27- обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности?
Таблица 4.8
Прогноз изменения площадей с различными уровнями радиационного загрязнения местности 137Сs для наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС областей России
Область |
Годы |
Площадь ( кв. км) с различными
уровнями радиоактивного | |||
>40 |
15-40 |
5-15 |
1-5 | ||
Брянская |
1986 |
580 |
2070 |
2820 |
840 |
1996 |
310 |
1900 |
2700 |
6680 | |
2006 |
40 |
1280 |
2650 |
4370 | |
2016 |
- |
850 |
2530 |
4220 | |
2026 |
- |
625 |
2700 |
4200 | |
2036 |
- |
190 |
2340 |
4000 | |
2046 |
- |
100 |
1500 |
4410 | |
Калужская |
1986 |
- |
- |
1440 |
3610 |
1996 |
- |
- |
1350 |
3400 | |
2006 |
- |
- |
450 |
3400 | |
2016 |
- |
- |
100 |
3190 | |
2026 |
- |
- |
- |
2680 | |
2036 |
- |
- |
- |
2290 | |
2046 |
- |
- |
- |
1900 | |
Тульская |
1986 |
- |
- |
1210 |
10560 |
1996 |
- |
- |
1150 |
10300 | |
2006 |
- |
- |
440 |
8160 | |
2016 |
- |
- |
150 |
7070 | |
2026 |
- |
- |
- |
5980 | |
2036 |
- |
- |
- |
4840 | |
2046 |
- |
- |
- |
3780 | |
Орловская |
1986 |
- |
- |
310 |
9440 |
1996 |
- |
- |
126 |
8300 | |
2006 |
- |
- |
- |
5310 | |
2016 |
- |
- |
- |
3000 | |
2026 |
- |
- |
- |
1950 | |
2036 |
- |
- |
- |
1300 | |
2046 |
- |
- |
- |
840 |
1.Понятие «мониторинг». Цели, задачи экологического, санитарно - эпидемиологического и других видов мониторинга.
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов
Понятие и виды экологического мониторинга
Экологический мониторинг осуществляется в целях:
•наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
•оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
•потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений;
•формирования государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
•обеспечения участия РФ в международных системах экологического мониторинга.
Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов,системы мониторинга, - глобальный, национальный, региональный, локальный, от уровня измененности человеком окружающей среды - фоновый и импактный, от объекта мониторинга - собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический.
Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями ,системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе изменениями климата, создания системы данных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияния на человека.
Национальный экологический
мониторинг осуществляется отдельными государствами
в пределах своей территории. В России,
Единая государственная система экологического
мониторинга создана в 1993 г. Ее задачами
являются: наблюдение за состоянием окружающей
среды, ее загрязнением, в том числе , атмосферы,
поверхностных вод, морской среды, почв,
околоземного космического пространства,
радиационной обстановки на поверхности
Земли и в околоземном космическом пространстве,
оценка и прогноз изменений климата, водных
ресурсов, трансграничного переноса загрязняющих
веществ и т. д. В системе национального
экологического мониторинга выделяются
радиационный, комплексный фоновый, космический,
а также государственный мониторинг континентального
шельфа и исключительной экономической
зоны. Региональный экологический мониторинг
-система наблюдений за состоянием окружающей
среды в пределах административно-
Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия).
Фоновый мониторинг означает наблюдение
за явлениями и процессами, происходящими
в окружающей среде, минимально затронутой
вмешательством человека, и осуществляется
станциями, расположенными в биосферных
заповедниках. Из 99 существующих в РФ
государственных природных
Импактный мониторинг (от англ, impakt - воздействие, влияние) -разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.
Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (естественной и искусственной), а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований для формирования федерального информационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, природно-климатическими факторами, за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов учреждениями санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Мониторинг животного мира - государственная система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного использования и охраны животного мира, предотвращения распространения эпизоотии и иных негативных последствий. Его разновидностью является отраслевой мониторинг водных биологических ресурсов, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях и т. п. Мониторинг атмосферного воздуха -система наблюдения за качеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, санэпиднадзора, других субъектов.
Мониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых периодически (ежемесячно) или сезонно.
Мониторинг земель - система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения органов управления земельными ресурсами, а также владельцев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, региональном и локальном уровнях Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.
Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровней радиоактивности средообразующих элементов (вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков.
2.Понятие
«благоприятная окружающая
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Качество Окружающей Среды -свойства окружающей среды, которые определяются как в результате объективных измерений параметров окружающей среды, так и с помощью субъективных оценок. К.о.с. определяется сравнением результатов измерений с официально установленными, максимально допустимыми значениями этих параметров.
Критерии оценки качества окружающей среды.
Государственная экологическая экспертиза
представляет собой систему государственных
природоохранных мероприятий, направленных
на проверку соответствия проектов, планов
и мероприятий в области
Токсикологическая характеристика технологических
процессов требует обоснования
рекомендаций по такому изменению производства,
чтобы уменьшить количество вредных
полупродуктов или побочных соединений
или исключить их, и медико-технических
требований к планированию производственных
помещений, аппаратуре, санитарно-техническому
оборудованию, в том числе очистному
или рассеивающему, и – в случае
необходимости – к
Информация о работе Экологическая регламентация и контроль качества окружающей среды