Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:05, контрольная работа
Центральное место среди принципов экологического права занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.
Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии закреплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.
СИБИРСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра государственно-правовых наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
ВАРИАНТ № 1
Выполнил:
студент 5-го курса
основной заочной формы
Чита 2013
Содержание
Центральное место среди принципов экологического права занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.
Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии закреплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Федеральный Закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Это право обеспечивается:
- планированием
и нормированием качества
- социальным
и государственным
- предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;
- возмещением
в судебном или
- государственным
контролем за состоянием
Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Федеральном Законе Российской Федерации от «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.
В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:
- создавать
общественные объединения,
- принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;
- требовать
от соответствующих органов
- требовать
в административном или
- ставить вопрос
о привлечении к
- выдвигать
предложения о проведении
- осуществлять
другие права в сфере охраны
окружающей среды,
Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»):
- сохранять
природу и окружающую среду,
бережно относиться к
- принимать участие в охране окружающей природной среды;
- соблюдать
требования экологического
- повышать свою
экологическую культуру, содействовать
экологическому воспитанию
Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях. Согласно ст. 12 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» они вправе:
- разрабатывать
и пропагандировать свои
- за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонарушениями;
- рекомендовать
своих представителей для
- требовать в административном
или судебном порядке отмены
решений о размещении, строительстве,
эксплуатации экологически
- требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;
- организовывать собрания,
митинги, шествия,
- ставить вопрос о привлечении
к ответственности виновных
Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.
Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.
Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП) - объявленная 5 марта 1980 г. большинством стран мира стратегия охраны живой природы, подготовленная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) при консультации, сотрудничестве и финансовой поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирного фонда дикой природы (ВВФ), продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ЮНЕСКО и др. международных неправительственных организаций. стратегия охраны живой природы, разработанная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) при поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), содействии Всемирного фонда охраны дикой природы (ВВФ) и других международных организаций.
Основные цели ВСОП сводятся к определению важнейших потребностей в деле сохранения природы; определению путей и методов их обеспечения; выявлению экосистем и видов животных, наиболее нуждающихся в экстренных мерах по охране; доступному объяснению причин, обусловливающих необходимость своевременного принятия мер по охране природы и указанию источников информации по этим вопросам, доведению до самых высоких кругов общественности мысли о том, что сохранение природы является одним из неотъемлемых элементов процесса сбалансированного социально-экономического развития. ВСОП провозглашается как система рациональных методов управления деятельностью человека по использованию ресурсов биосферы и отдельных экосистем, являющихся ее главными элементами, с таким расчетом, чтобы она приносила наибольшие возможности воспроизводства ресурсов биосферы, которые необходимы для удовлетворения потребностей и замыслов будущих поколений.
Более ста международных организаций активно занимаются охраной окружающей среды. Наиболее авторитетная из них – Организация Объединенных Наций, рассматривающая экологические проблемы на Генеральной Ассамблее (резолюция "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений" 1981 г.; Всемирная Хартия природы 1982 г.), на конференциях (Стокгольм – 1972 г., Рио-де-Жанейро – 1992 г.), на совещаниях (Вена, Монреаль).
В 1972 г. при ООН создан ЮНЕП – специальный орган по окружающей среде. Функционируют Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ осуществляет программу "Ядерная безопасность и защита окружающей среды"), Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО одобрила программу "Человек и биосфера", "Человек и его окружающая среда"), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ занимается проблемами гигиены, борьбы с загрязнением воздуха), Всемирная метеорологическая организация (ВМО занимается климатической программой, службой погоды), Всемирная организация продовольствия (ФАО).
Международный союз охраны
природы и природных ресурсов
(МСОП) включает правительственные
и неправительственные
Сотрудничество с соседями привело Россию также к необходимости создания двусторонних с ними организаций, к иным формам двустороннего контактирования по проблемам: озера Байкал (с Монголией); подготовки кадров для заповедников и национальных парков (с США); строительства водоочистных сооружений и завода по переработке отходов; удаления серы и внедрению экологически чистых технологий (с Финляндией); утилизации отходов свинокомплекса и очистки сточных вод (с Данией); создания системы радиологического мониторинга (с Германией); комплексного управления качеством воды (с Канадой); охраны вод и защиты от паводков (с Китаем).
В мире действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Задача № 1. Администрация района приняла решение о выделении земельных участков для личных подсобных хозяйств граждан в радиусе 0,5 км вокруг завода по выплавке алюминия. В результате выбросов произошло загрязнение земли и атмосферного воздуха промышленными отходами.
Оцените ситуацию.
Ответ.
Согласно ст. 14 Земельного кодекса РФ, земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Информация о работе Экологические права и обязанности человека