Экологические права и обязанности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Центральное место среди принципов экологического права занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.
Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии закреплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.

Файлы: 1 файл

экологич. право.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра государственно-правовых наук

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

ВАРИАНТ № 1

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 5-го курса

основной заочной формы

 

 

 

Чита 2013

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

1. Экологические права и обязанности человека.

 

Центральное место среди принципов экологического права занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.

Основные права граждан  Российской Федерации в сфере  экологии закреплены в Конституции  РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную  окружающую среду, которое дополняется  другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 18 Конституции  РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Вместе с тем нормы  Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Федеральный Закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Это право обеспечивается:

- планированием  и нормированием качества окружающей  природной среды, мерами по  предотвращению экологически вредной  деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- социальным  и государственным страхованием  граждан, организацией медицинского  обслуживания населения;

- предоставлением  реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

- возмещением  в судебном или административном  порядке вреда, причиненного здоровью  граждан в результате загрязнения  окружающей природной среды, последствий аварий и катастроф;

- государственным  контролем за состоянием окружающей  природной среды и соблюдением  природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности  лиц, виновных в нарушении требований  обеспечения экологической безопасности  населения.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в  области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Федеральном Законе Российской Федерации от «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.

В соответствии с нормами  указанных законов граждане РФ имеют  право:

- создавать  общественные объединения, фонды  и иные общественные формирования  по охране окружающей природной  среды;

- принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;

- требовать  от соответствующих органов предоставления  своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охраны;

- требовать  в административном или судебном  порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации  экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятельности таких объектов;

- ставить вопрос  о привлечении к ответственности  виновных юридических лиц и  граждан, предъявлять в суд  иски о возмещении вреда, причиненного  здоровью и имуществу граждан  экологическим правонарушением;

- выдвигать  предложения о проведении общественной  экологической экспертизы и получать  информацию о результатах ее  проведения;

- осуществлять  другие права в сфере охраны  окружающей среды, предусмотренные  законодательством.

Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»):

- сохранять  природу и окружающую среду,  бережно относиться к природным  богатствам;

- принимать  участие в охране окружающей природной среды;

- соблюдать  требования экологического законодательства  и нормативы качества окружающей  природной среды;

- повышать свою  экологическую культуру, содействовать  экологическому воспитанию подрастающего  поколения.

Экологические права и  обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях. Согласно ст. 12 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» они вправе:

- разрабатывать  и пропагандировать свои экологические  программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;

- за счет  своих средств и добровольного  участия населения выполнять  работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонарушениями;

- рекомендовать  своих представителей для участия  в государственной экологической  экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу;

- требовать в административном  или судебном порядке отмены  решений о размещении, строительстве,  эксплуатации экологически вредных  объектов и ограничении, приостановлении,  прекращении или перепрофилировании  их деятельности;

- требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

- организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями  о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей природной среды;

- ставить вопрос о привлечении  к ответственности виновных должностных  лиц, предъявлять в суде иски  о возмещении вреда здоровью  и имуществу граждан, причиненного  экологическим правонарушением.

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.

2. Всемирная стратегия охраны природы.

 

Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП) - объявленная 5 марта 1980 г. большинством стран мира стратегия охраны живой природы, подготовленная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) при консультации, сотрудничестве и финансовой поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирного фонда дикой природы (ВВФ), продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ЮНЕСКО и др. международных неправительственных организаций. стратегия охраны живой природы, разработанная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) при поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), содействии Всемирного фонда охраны дикой природы (ВВФ) и других международных организаций.

Основные цели ВСОП сводятся к определению важнейших потребностей в деле сохранения природы; определению путей и методов их обеспечения; выявлению экосистем и видов животных, наиболее нуждающихся в экстренных мерах по охране; доступному объяснению причин, обусловливающих необходимость своевременного принятия мер по охране природы и указанию источников информации по этим вопросам, доведению до самых высоких кругов общественности мысли о том, что сохранение природы является одним из неотъемлемых элементов процесса сбалансированного социально-экономического развития. ВСОП провозглашается как система рациональных методов управления деятельностью человека по использованию ресурсов биосферы и отдельных экосистем, являющихся ее главными элементами, с таким расчетом, чтобы она приносила наибольшие возможности воспроизводства ресурсов биосферы, которые необходимы для удовлетворения потребностей и замыслов будущих поколений.

Более ста международных организаций активно занимаются охраной окружающей среды. Наиболее авторитетная из них – Организация Объединенных Наций, рассматривающая экологические проблемы на Генеральной Ассамблее (резолюция "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений" 1981 г.; Всемирная Хартия природы 1982 г.), на конференциях (Стокгольм – 1972 г., Рио-де-Жанейро – 1992 г.), на совещаниях (Вена, Монреаль).

В 1972 г. при ООН создан ЮНЕП – специальный орган по окружающей среде. Функционируют Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ осуществляет программу "Ядерная безопасность и защита окружающей среды"), Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО одобрила программу "Человек и биосфера", "Человек и его окружающая среда"), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ занимается проблемами гигиены, борьбы с загрязнением воздуха), Всемирная метеорологическая организация (ВМО занимается климатической программой, службой погоды), Всемирная организация продовольствия (ФАО).

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) включает правительственные  и неправительственные организации, содействует сотрудничеству между  национальными и международными объединениями, между гражданами. Существуют региональные организации – экономическая и социальная комиссия ООН для стран Азии и Тихого океана, Европейская экономическая комиссия, Программа арктического мониторинга и оценки.

Сотрудничество с соседями привело Россию также к необходимости  создания двусторонних с ними организаций, к иным формам двустороннего контактирования по проблемам: озера Байкал (с Монголией); подготовки кадров для заповедников и национальных парков (с США); строительства водоочистных сооружений и завода по переработке отходов; удаления серы и внедрению экологически чистых технологий (с Финляндией); утилизации отходов свинокомплекса и очистки сточных вод (с Данией); создания системы радиологического мониторинга (с Германией); комплексного управления качеством воды (с Канадой); охраны вод и защиты от паводков (с Китаем).

В мире действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи

 

Задача  № 1. Администрация района приняла решение о выделении земельных участков для личных подсобных хозяйств граждан в радиусе 0,5 км вокруг завода по выплавке алюминия. В результате выбросов произошло загрязнение земли и атмосферного воздуха промышленными отходами.

Оцените ситуацию.

Ответ.

Согласно ст. 14 Земельного кодекса РФ, земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Экологические права и обязанности человека