Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 04:18, доклад
Экологические правоотношения - это возникающие между субъектами экологического права отношения по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий. Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности.
1.
Понятие экологических
Экологические правоотношения - это возникающие между субъектами экологического права отношения по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.
Экологические правоотношения
характеризуются определенными признаками:
- они складываются на основе норм экологического
права;
- субъекты правоотношения являются носителями
конкретных прав и обязанностей. При этом
если один субъект правоотношения является
обладателем определенных прав, то на
другого возлагаются корреспондирующие
им обязанности. Так, в соответствии с
Конституцией РФ и многими законами устанавливается
право человека и гражданина на
получение достоверной информации о состоянии
окружающей среды. Этим правам корреспондирует
обязанность государственных органов,
предприятий и иных субъектов экологического
права такую информацию предоставить;
- носят сознательно-волевой характер.
Правоотношения складываются на основе
правовых норм, созданных по воле людей.
Субъекты правоотношений посредством
волевых и осознаваемых действий реализуют
свои права и обязанности, предусмотренные
этими нормами;
- гарантируются государством и охраняются
в необходимых случаях его принудительной
силой. Государство создает необходимые
политические, экономические, социальные
и иные условия для реализации эколого-правовых
норм. В случае нарушения меры свободы
участниками экологического правоотношения
при реализации ими прав и обязанностей,
определенных правовыми нормами, государство
использует принудительную силу.
Экологические правоотношения направлены
на обеспечение интересов человека, гражданина,
общества и государства в рамках общественных
отношений, образующих предмет экологического
права, т.е. отношений собственности на
природные ресурсы, по обеспечению рационального
использования природных ресурсов и охране
окружающей среды от вредных химических,
физических и биологических воздействий
в процессе хозяйственной и иной деятельности,
по защите экологических прав и законных
интересов физических и юридических лиц.
Экологические правоотношения, будучи
выделенными по отраслевому признаку,
в зависимости от иных оснований классификации
весьма разнообразны1.
2. Элементы экологических правоотношений.
Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности.
2.1 Субъекты экологических правоотношений
В теории права субъектами
права являются индивиды или
организации, которые на
Субъект правоотношения - это субъект
права, который использует свою правоспособность
и дееспособность.
Совокупность правоспособности и дееспособности
образует правосубъектность лица.
Субъектами экологических правоотношений
являются:
- Российская Федерация;
- субъекты Российской Федерации;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления (муниципальные
образования);
- юридические лица, включая иностранных
юридических лиц;
- физические лица, включая иностранцев
и лиц без гражданства.
Российская Федерация выступает в качестве
субъекта права в государственно-правовых
(межгосударственные, между Федерацией
и субъектами Федерации) и некоторых имущественных
отношениях, является собственником природных
ресурсов, реализуя свои правомочия по
владению, пользованию и распоряжению
федеральными природными ресурсами. Являясь
субъектом международно-правовых отношений,
Россия подписала и ратифицировала ряд
международных договоров и соглашений
(как двусторонних, так и многосторонних)
в области охраны окружающей среды, взяв
тем самым на себя обязательство обеспечить
выполнение содержащихся в них требований.
Субъекты Российской Федерации (республики,
края, области и др. субъекты в составе
РФ) также являются полноправными участниками
экологических отношений, поскольку ст.
72 (ч. 1 п. п. «в», «г», «д», «м») относит: вопросы
владения, пользования и распоряжения
землей, недрами, водными и другими природными
ресурсами; природопользование; охрану
окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности; особо охраняемые природные
территории и др. к предмету совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Кроме того, вне
пределов ведения РФ и полномочий РФ по
предметам совместного ведения РФ и субъектов
РФ субъекты Российской Федерации обладают
всей полнотой государственной власти.
Особенностью Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации как участников
экологических правоотношений является
то, что они остаются субъектами экологического
права даже тогда, когда природные ресурсы
на законных основаниях передаются в собственность
юридических или физических лиц, поскольку
сохраняют за собой контрольные функции
в данной области.
Органы государственной власти выступают
субъектами экологических правоотношений,
прежде всего, в области охраны окружающей
среды и использования природных ресурсов,
например, при проведении государственной
экологической экспертизы, реализации
функций государственного экологического
контроля, экологического мониторинга,
ведения государственных кадастров природных
ресурсов и т.д. Их полномочия в данной
области определяются положениями об
этих органах (например, Положение о Министерстве
природных ресурсов и др.).Органы местного
самоуправления также являются субъектами
экологических правоотношений. Так, в
соответствии со ст. 132 Конституции РФ,
органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью
(в том числе природными объектами - прим.
авт.), утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливают местные налоги
и сборы, а также решают иные вопросы местного
значения. Согласно ст. 10 Федерального
закона «Об охране окружающей среды»,
муниципальные образования осуществляют
управление в области охраны окружающей
среды в соответствии с федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
РФ, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ, уставами и иными
нормативными правовыми актами самих
муниципальных образований.
Под экологической правоспособностью
понимают определенную законом способность
лица (как физического, так и юридического)
быть носителем экологических прав и обязанностей.
Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст.
48 Гражданского кодекса РФ, «юридическим
лицом признается организация, которая
имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде».
Экологическая правоспособность юридического
лица возникает с момента его государственной
регистрации, на основаниях и в порядке,
предусмотренных законом.Приобретение
юридическим лицом экологической правоспособности
после его государственной регистрации
не дает ему права осуществлять многие
виды хозяйственной деятельности (в том
числе связанные с охраной окружающей
среды и природопользованием), поскольку
они требуют получения специального разрешения
(например, лицензии) со стороны уполномоченных
на то органов государственной власти.
Экологическая правоспособность физического
лица (гражданина) возникает, по общему
правилу, с момента рождения человека
и связана с признанием законом его определенных
прав. Например, Водный кодекс РФ закрепил
право граждан на использование водных
объектов без применения сооружений, технических
средств и устройств (общее водопользование)
без получения какого-либо разрешения
(ст. 86). Под экологической дееспособностью
понимают способность гражданина своими
действиями приобретать и осуществлять
экологические права, создавать для себя
экологические обязанности и исполнять
их. По общему правилу, экологическая дееспособность
в полном объеме наступает с момента достижения
лицом совершеннолетия (восемнадцатилетнего
возраста).
2.2. Объекты экологических правоотношений
Объект правоотношения - это
то реальное благо, на
В.В. Петров определяет природный объект
как составную часть окружающей природной
среды, охраняемую действующим законодательством,
обладающую признаками естественного
происхождения, состояния в экологической
цепи природных систем, способную выполнять
экологические, экономические, культурные
и оздоровительные функции и обеспечивать
качество среды обитания человека.
Из этого определения вытекают следующие
важнейшие признаки природных объектов:
- естественный характер происхождения
природных объектов;
- нахождение природных объектов в естественных
экологических связях, в природных системах,
где все элементы тесно связаны друг с
другом как в функциональном, так и структурном
отношении;
- функционирование природных объектов
подчинено объективным законам природы,
которые человек не в силу изменить.
Выделяют три группы объектов экологических
общественных отношений (объектов правовой
охраны):
- отдельные природные объекты, к которым,
прежде всего, относят землю, недра, воды,
леса, растительный мир вне лесов, животный
мир, атмосферный воздух;
- комплексные природные объекты (природные
комплексы), такие как государственные
природные заповедники, национальные
парки, заказники и другие виды особо охраняемых
природных территорий;
- окружающая среда в целом. Р. К. Гусев
делит отдельные природные объекты на
первичные и интегрированные. Правовое
регулирование их использования и охраны
осуществляется, в основном, в рамках природоресурсного
законодательства, являющегося частью
экологического законодательства (Земельный,
Водный, Лесной кодексы и т. д.).
Сущность первичных объектов определена
нормами права. К ним, в частности, относятся:
земельный участок, водный объект, участок
лесного фонда, участок недр, редкие и
исчезающие виды растений и животных.
К интегрированным объектам относятся:
животный мир, недра земли, водный фонд,
лесной фонд и др.
О.Л. Дубовик выделяет новые объекты эколого-правового
регулирования (объекты экологических
правоотношений), такие как биологические
ресурсы, генетические ресурсы, экологические
системы, экологическую безопасность
и ряд других объектов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона
«Об охране окружающей среды», «Объектами
охраны окружающей среды от загрязнения,
истощения, деградации, порчи, уничтожения
и иного негативного воздействия хозяйственной
и иной деятельности являются: земли, недра,
почвы; поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные
и другие организмы и их генетический
фонд; атмосферный воздух, озоновый слой
атмосферы и околоземное космическое
пространство. В первоочередном порядке
охране подлежат естественные экологические
системы, природные ландшафты и природные
комплексы, не подвергшиеся антропогенному
воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включенные
в Список всемирного культурного наследия
и Список всемирного природного наследия,
государственные природные заповедники,
в том числе биосферные, государственные
природные заказники, памятники природы,
национальные, природные и дендрологические
парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные
местности и курорты, иные природные комплексы,
исконная среда обитания, места традиционного
проживания и хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов Российской
Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное,
научное, историко-культурное, эстетическое,
рекреационное, оздоровительное и иное
ценное значение, континентальный шельф
и исключительная экономическая зона
Российской Федерации, а также редкие
или находящиеся под угрозой исчезновения
почвы, леса и иная растительность, животные
и другие организмы и места их обитания».
2.3. Содержание экологического правоотношения
Содержание экологического правоотношения
определяется как совокупность субъективных
прав и юридических обязанностей
участников правоотношения по использованию
природных ресурсов и охране окружающей
среды.
Субъективное право представляет собой
предусмотренную законом меру возможного
поведения, позволяющую субъекту удовлетворять
его собственные интересы. Субъективное
право есть средство для удовлетворения
какого-либо интереса управомоченного
лица для достижения определенного блага,
ценности, в чем и заключается его предназначение.
Напротив, юридическая обязанность - это
предусмотренная законом мера должного
поведения субъектов правоотношения.
Отличие юридической обязанности от субъективного
права заключается в том, что от нее участник
правоотношения не может отказаться.
Субъективные права (правомочия) участников
экологических правоотношений можно подразделить
на общие и специальные.
Если первые предусмотрены для всех видов
субъектов и имеют силу универсальных
правил, то вторые предусмотрены только
для определенного круга субъектов экологических
правоотношений.
Например, право на достоверную информацию
о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции
РФ) принадлежит в равной мере всем субъектам
экологических правоотношений, всем гражданам.
В то же время, право специального природопользования
(специального водопользования, недропользования
и др.) - только тем участникам правоотношений,
правовой статус которых уполномочивает
на такой вид природопользования (специальные
водопользователи, лесопользователи и
т.д.) и которые получили соответствующее
разрешение со стороны уполномоченных
на то органов и организаций.
Содержание экологических
- от вида объекта этих отношений. Например,
если объектом правоотношений выступают
такие особо охраняемые природные территории,
как государственные природные заповедники
или национальные парки, редкие или исчезающие
виды растений и животных, в составе правоотношений
преобладают, прежде всего, запретительные
и обязывающие нормы; при хозяйственном
же использовании земель, недр, вод на
первое место становятся предупредительные,
разрешительные меры, восстановительные
требования.
- от вида и правового статуса участников
экологических правоотношений. Так, субъектами
права специального природопользования
могут быть не только граждане и юридические
лица РФ, но и иностранные граждане и юридические
лица, а также лица без гражданства. Однако,
ст. 36 Федерального закона «О животном
мире», например, предусматривает, что
приоритет в предоставлении животного
мира в пользование на конкретной территории
или акватории отдается российским юридическим
лицам и гражданам России. В соответствии
со ст. 3 Федерального закона «Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения»,
иностранным гражданам и юридическим
лицам, а также лицам без гражданства земельные
участки из земель сельскохозяйственного
назначения могут предоставляться только
на праве аренды.
- экологическая и иная обстановка в том
или ином регионе страны, в котором складываются
эти правоотношения. Например, при объявлении
территории зоной чрезвычайной экологической
ситуации или зоной экологического бедствия
вводится особый правовой режим, накладывающий
отпечаток на права и обязанности участников
экологических правоотношений (например,
в виде ограничений на использование тех
или иных природных ресурсов и осуществление
того или иного вида хозяйственной деятельности).