Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:02, реферат
Известно, что экология как наука появилась в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само понятие «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Термин «Экология» определялся им как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище. Чтобы осмысленно работать в области экологического образования, необходимо вспомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
— все связано со всем;
— все куда-нибудь девается;
— все что-нибудь да стоит, (что не дается даром);
— природа знает лучше.
Известно, что экология
как наука появилась в XIX столетии.
В то время она была лишь
частью зоологии и
— все связано со всем;
— все куда-нибудь девается;
— все что-нибудь да стоит, (что не дается
даром);
— природа знает лучше.
Эти законы во многом определяют наше
существование, хотя мы об этом часто и
не подозреваем. Однако со всей очевидностью
осознаем: стихийно и бесконтрольно использовать
природные ресурсы нельзя.
От детской экологической вседозволенности
(сорвать цветок, погубить бабочку) до
взрослой (вырубить лес, повернуть реки)
дорога очень короткая, особенно если
она накатана. Так, началом формирования
экологической направленности личности
по праву можно считать дошкольное детство,
так как в этот период закладывается фундамент,
осознанного отношения окружающей действительности,
накапливаются яркие эмоциональные впечатления,
которые надолго, а порой, и на всю жизнь
остаются в памяти человека. Возбуждать
симпатии к растениям и животным, раскрывая
их свойства, посадки, их суть, - один из
путей воспитания доброго отношения к
ним.
Ребенок не только должен осознавать,
что нельзя разрушать муравейник, убивать
лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать
и рвать цветы. Ему необходимо внушить
любовь к муравью и лягушке, колокольчику
и дубу – ко всему, что его окружает. Дети
сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе
с тем, они способны бескорыстно и безмерно
отдавать свою доброту всему живому. Только
бы им в этом не мешали, не отвращали, а
наоборот, помогали сохранить свою доброту
на всю жизнь. Это и будет экологическое
воспитание. Долгие годы считалось, что
повлиять на состояние окружающей среды
может только правительство государств,
что от каждого из нас ничего не зависит.
Такая точка зрения во многом объясняется
тем, что длительное время в большинстве
дошкольных учреждений не находилось
места для экологии. А общество осознало
это, когда уже стали видны отрицательные
последствия потребительского отношения
людей к природе, когда на планете практически
не осталось уголков нетронутой природы,
когда состояние среды обитания уже отрицательно
сказалось на здоровье огромного количества
людей. В настоящее же время экологическое
образование стало одним из важных направлений
дошкольной педагогики. Большое распространение
в нашей стране получили американские
программы и методики, уделяющие большое
внимание сенсорным ощущениям ребенка,
умению видеть и наблюдать в природе, способности
оценить ее разнообразие, привить чувство
восхищения и удивления. Но следует отметить,
что зарубежные рекомендации не всегда
соответствуют российским реалиям, традициям
и должны быть тщательно адаптированы
к условиям отечественных дошкольных
учреждений.
Педагогический коллектив нашего детского
сада рассматривает экологическое образование
как непрерывный процесс обучения, воспитания
и развития личности, направленный на
формирование системы знаний и умений,
ценностных ориентаций, нравственно-этических
и эстетических отношений, обеспечивающих
экологическую ответственность личности
за состояние и улучшение социоприродной
среды. Педагогические задачи экологического
образования в нашем детском саду включают
в себя:
1. обучение - это овладение знаниями о
взаимосвязи природы, общества и человека;
формирование практических умений по
разрешению экологических проблем;
2. воспитание - это ценностные ориентации,
мотивы, потребности, привычки активной
деятельности по охране окружающей среды;
3. развитие - способности анализировать
экологические ситуации; оценивать эстетическое
состояние среды.
Таким образом, цель экологического образования
дошкольников - это научить ребенка жить
безопасно и счастливо в будущем мире,
не подрывая при этом основ развития и
жизни следующих поколений людей. В этой
связи, необходимо подчеркнуть важность
привития дошкольникам экологической
культуры как способности человека пользоваться
своими экологическими знаниями и умениями
в практической деятельности.
Например, занимаясь проблемами «экологии
души» (то есть проблемами нравственности,
морали), педагоги затрагивают очень важный
воспитательный аспект — формирование
личности, в том числе и отношения ребенка
к природе, окружающему миру. Несомненно,
что нравственное начало очень важно для
экологического воспитания ребенка, но
это только один из его аспектов, хотя
и очень значимый. Более того, не все законы
природы нравственны с точки зрения человека.
Человек может обладать прекрасными моральными
качествами, но, не зная законов природы,
будет совершать антиэкологические поступки.
Все природные объекты на территории
и в помещениях нашего детского сада помогают
приобщению детей к основам экологической
культуры. Проложена экологическая тропа,
представлены различные виды растений:
деревья, кустарники, травянистые растения,
мхи, - что дает возможность в течение года
проводить разнообразные занятия по экологии
с детьми - экологические праздники, викторины
и многое другое.
В нашем детском саду экологическое воспитание
является одним из приоритетных направлений
при проведении праздников, досугов, музыкальных
занятий.
Реализация экологического образования
на музыкальных занятиях осуществляется
при помощи создания развивающей среды,
основанной на интегрированном подходе.
Особенностью музыкального воспитания
по экологической тематике является использование
народных традиций. Так, фольклор, народные
праздники, приметы, игры, а также сказки
разных народов всегда отражали особенности
восприятия природы людьми, их отношение
к ней, характер использования природных
ресурсов. Кроме того, в народном творчестве
хорошо прослеживаются региональные особенности
взаимоотношений «человек — природа».
Интерес детей дошкольного возраста к
играм, сказкам, загадкам делает особо
перспективным использование элементов
различных культур в целях экологического
воспитания.
При проведении экологических праздников,
досугов, музыкальных занятий также особое
внимание уделено следующим вопросам:
- пониманию ценности природы;
- осознанию ребенком себя как части природы;
- воспитанию у дошкольника уважительного
отношения ко всем без исключения видам,
вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально-положительного
отношения к окружающему миру, умения
видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что в природе все взаимосвязано
и нарушение одной из связей ведет за собой
другие изменения;
- пониманию того, что нельзя уничтожать
то, что не можем создать;
- формированию у детей желания сохранить
окружающую среду;
- формированию навыков экологически грамотного
и безопасного поведения в повседневной
жизни.
Например, свои творческие способности
продемонстрировали дети старших групп
на комплексном занятии по экологическому
воспитанию «Пушистая гостья», «Пушистый
урок» в младших группах и в экологических
развлечениях «Вей, вей ветерок», «Венок»,
«В лес зеленый мы пойдем», «Наше сказочное
лето», экологических праздниках «Земля
– наш дом», «Осенняя история» и во многих
других.
Взаимосвязь музыкальных занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего.
В ходе проведения праздников, досугов, с экологической направленностью установлено, что дети все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства.
Работа музыкального
руководителя заключается в
Музыкальное искусство,
отражая жизнь, утверждает моральную
красоту человека, ценность дружбы,
верности долгу, раскрывает богатство
душевного мира. Дети очень остро
чувствуют прекрасное и
На музыкальных занятиях,
экологических праздниках и
Предоставление детям возможности выражать
свои знания и чувства через музыкальное
творчество делает полученные знания
более точными, а чувства детей - более
глубокими. Так, проведение праздников,
досугов, музыкальных занятий экологической
направленности способствует развитию
познавательного интереса у ребенка к
миру природы, воспитанию заботливого
отношения к природе и окружающему миру
в целом, формированию умений и навыков
наблюдений за природными объектами и
явлениями, а также формированию первоначальной
системы ценностных ориентаций, в частности,
восприятия себя как части природы.
Таким образом, чувство Родины у ребенка
связывается с местом, где он родился,
живет. Наша задача углубить это чувство,
помочь растущему человеку открывать
Родину в том, что ему близко и дорого –
в ближайшем окружении, в природе своего
края.