Экологические системы как объект правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Научно-методологической основой экологи¬ческого права являются современные теоретиче¬ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как ес¬тественный и объективный процесс, необходи¬мое условие существования человека проявляет¬ся в двух основных формах.
Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни.

Файлы: 1 файл

контрольная по правове..docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

 

совместно Федерацией и  ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ  и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности, в том  числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении  РФ и ее субъектов (ст. 72).

Федеративные  договоры.

Источниками экологического права России являются следующие  федеративные договоры:

    • Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации;
    • Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации;
    • Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Договоры были подписаны 31 марта 1992 г. Они определяют предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения РФ и субъектов  Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. Важным является положение договоров о том, что  законопроекты РФ по предметам совместного  ведения, направляются субъектам РФ. При принятии федерального закона в  Государственной думе РФ учитываются  позиции субъектов Федерации.     

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права.

Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ (а значит, и в сфере  природопользования и охраны окружающей среды) являются составной частью ее правовой системы.     Одновременно закрепляется примат норм международного права над национальными. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

 

Законы (конституционные  и федеральные).

Закон является средством  закрепления государственной экологической  политики и принимается органом  представительной ветви государственной  власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. 
     Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей природной среды", который пришел на смену утратившему силу Закону "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту. 
     Закон определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. 
     Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили такие новеллы российского экологического законодательства, как определение эколого-правового статуса граждан через регулирование их экологических прав и обязанностей, создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями. 
     Для устранения имевших место противоречий между Законом 1991 г. и иными специальными законодательными актами, новый Закон 2002 г. прибегает в ряде своих разделов к отсылочным нормам (например в разделе об экологической экспертизе).

В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:

    • Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г.;
    • Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;
    • Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.;
    • Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;
    • Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;
    • Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.;
  • Федеральный закон " О животном мире" от 24 апреля 1995 г.;
  • Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;
  • Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.;

Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками  других отраслей российского законодательства:

    • Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.;
    • Закон РФ "О защите прав потребителей" ( Федерального закона от 9 января 1996 г.);
    • Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г.;
    • Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.;
    • Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г.;
    • Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;
    • Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13 июля 2001 г. и др.

Указы и распоряжения Президента РФ.

Нормотворческая компетенция  Президента России предусмотрена ст.90 Конституции РФ, согласно которой  Президент РФ принимает акты в  форме указов и распоряжений. Указы  и распоряжения главы государства  обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные  акты они не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам.

 

К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:

  • Указ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития";
  • Указ от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию";
  • Указ от 2 октября 1992 г. "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации";
  • Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" и др.

Постановления и распоряжения Правительства РФ.

В соответствии со ст. 115 Конституции  РФ Правительство издает постановления  и распоряжения на основании и  во исполнение Конституции РФ, федеральных  законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство  может создать норму права  лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Постановления  и распоряжения Правительства в  случае их противоречия Конституции, федеральным  законам и указам Президента могут  быть отменены Президентом РФ (ст. 115).

 
     Конституции, законы, иные нормативные  правовые акты

субъектов РФ.    

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. 
     В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. 
     Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ - это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения. 
     В рамках достаточно широко распространенной практики заключения соглашений о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ) между Российской Федерацией и ее субъектами имеются многочисленные примеры договоров в сфере природопользования и охраны окружающей среды (между Правительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и др.).

 
     Нормативные правовые акты министерств  и ведомств.

В пределах своей компетенции  министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области  природопользования и охраны окружающей природной среды наделены неведомственной  компетенцией, являются обязательными  для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в  пределах соответствующей области. Примером нормативного правового акта специально уполномоченных государственных  органов в области природопользования и охраны окружающей среды может  служить Положение об оценке воздействия  на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г.

 
     Нормативные правовые акты органов  стеного самоуправления.  Согласно ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

 

 

     Локальные нормативные  правовые акты.

Локальными называются нормативные акты, которые принимаются  на предприятиях и становятся источниками  экологического права при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяются на акты общего и специального характера. 
     Локальные акты общего характера - уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и охраны окружающей среды.     

Специальные локальные  акты - планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.     

 Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение в регулировании использования природных ресурсов в контексте традиционного природопользования. Так, Конституция РФ (ст.72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом "О животном мире" (ст.ст. 9, 48, 49).     Таким образом, обычай как источник права применяется на практике.

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

3.Ответственность за экологические правонарушения.

Противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде, здоровью человека, называется  экологическим правонарушением.  Признаки такого правонарушения - действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству.                  

                                                               
За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Дисциплинарную ответственность несут должностные лица, иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (с учетом их трудовой функции или должностного положения).

Информация о работе Экологические системы как объект правового регулирования