Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:55, контрольная работа
Научно-методологической основой экологи¬ческого права являются современные теоретиче¬ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как ес¬тественный и объективный процесс, необходи¬мое условие существования человека проявляет¬ся в двух основных формах.
Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни.
совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).
Федеративные договоры.
Источниками экологического права России являются следующие федеративные договоры:
Договоры были подписаны
31 марта 1992 г. Они определяют предметы
ведения Российской Федерации, предметы
совместного ведения РФ и субъектов
Федерации в области
Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права.
Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (а значит, и в сфере природопользования и охраны окружающей среды) являются составной частью ее правовой системы. Одновременно закрепляется примат норм международного права над национальными. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
Законы (конституционные и федеральные).
Закон является средством
закрепления государственной
Головным законом экологического права
России как отрасли является принятый
10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей
природной среды", который пришел на
смену утратившему силу Закону "Об охране
окружающей природной среды" 1991 г. Это
означает, что в вопросах охраны окружающей
среды нормы других законов не должны
противоречить данному законодательному
акту.
Закон определил правовые основы государственной
политики в области охраны окружающей
среды, обеспечивающие сбалансированное
решение социально-экономических задач,
сохранение благоприятной окружающей
среды, биологического разнообразия и
природных ресурсов в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений,
укрепления правопорядка в области охраны
окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности. Он регулирует отношения
в сфере взаимодействия общества и природы,
возникающие при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности, связанной с воздействием
на природную среду как важнейшую составляющую
окружающей среды, являющуюся основой
жизни на Земле, в пределах территории
Российской Федерации, а также на континентальном
шельфе и в исключительной экономической
зоне Российской Федерации.
Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили
такие новеллы российского экологического
законодательства, как определение эколого-правового
статуса граждан через регулирование
их экологических прав и обязанностей,
создание экономического механизма охраны
окружающей среды, регулирование государственной
экологической экспертизы, ответственности
за экологические правонарушения и возмещения
вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
Для устранения имевших место противоречий
между Законом 1991 г. и иными специальными
законодательными актами, новый Закон
2002 г. прибегает в ряде своих разделов
к отсылочным нормам (например в разделе
об экологической экспертизе).
В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:
Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:
Указы и распоряжения Президента РФ.
Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст.90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:
Постановления и распоряжения Правительства РФ.
В соответствии со ст. 115 Конституции
РФ Правительство издает постановления
и распоряжения на основании и
во исполнение Конституции РФ, федеральных
законов, нормативных указов Президента
РФ. Это означает, что Правительство
может создать норму права
лишь в рамках делегированного
Конституции, законы, иные нормативные
правовые акты
субъектов РФ.
Субъекты РФ осуществляют
собственное правовое регулирование,
природопользование и охрану окружающей
среды с учетом политических, социально-экономических,
природно-климатических, экологических,
исторических и иных особенностей региона.
В случае противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
Нормативные правовые акты принимаются
субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах
РФ - это конституции. Законодательные
акты принимаются в форме уставов (например,
Устав города Москвы), кодексов (Земельный
кодекс Республики Карелия, Экологический
кодекс Башкортостана), законов, уложений.
Органы исполнительной власти принимают
указы, постановления, распоряжения.
В рамках достаточно широко распространенной
практики заключения соглашений о взаимной
передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции
РФ) между Российской Федерацией и ее субъектами
имеются многочисленные примеры договоров
в сфере природопользования и охраны окружающей
среды (между Правительством РФ и правительствами
Башкортостана, Свердловской области
и др.).
Нормативные правовые акты министерств
и ведомств.
В пределах своей компетенции
министерства и ведомства вправе
принимать обязательные для исполнения
акты. При этом акты специально уполномоченных
государственных органов в
Нормативные правовые акты органов
стеного самоуправления. Согласно
ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды"
2002 г. полномочия органов местного самоуправления
в сфере отношений, связанных с охраной
окружающей среды, определяются в соответствии
с федеральными законами. Федеральный
закон "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации"4 к ведению местного
самоуправления отнес принятие и изменение
уставов муниципальных образований, обеспечение
санитарного благополучия населения,
регулирование планировки и застройки
территорий муниципальных образований,
благоустройство и озеленение территории,
организацию утилизации и переработки
отходов, участие в охране окружающей
среды.
Локальные нормативные правовые акты.
Локальными называются
нормативные акты, которые принимаются
на предприятиях и становятся источниками
экологического права при условии,
что они санкционированы
Локальные акты общего характера - уставы
предприятий, коллективный договор, правила
внутреннего трудового распорядка. В уставах,
например, содержатся нормы относительно
правового режима имущества и земли, организации
управления, включая сферу природопользования
и охраны окружающей среды.
Специальные локальные акты - планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.
Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение в регулировании использования природных ресурсов в контексте традиционного природопользования. Так, Конституция РФ (ст.72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом "О животном мире" (ст.ст. 9, 48, 49). Таким образом, обычай как источник права применяется на практике.
3.Ответственность за экологические правонарушения.
Противоправное деяние, нарушающее
природоохранное
За экологические правонарушения должностные
лица и граждане несут дисциплинарную,
административную, уголовную, гражданско-правовую,
материальную, а предприятия, учреждения,
организации - административную и гражданско-правовую ответствен
Дисциплинарную
Информация о работе Экологические системы как объект правового регулирования