Экологический кризис как глобальная проблема: эволюция и основные направления его решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть самые важные экологические проблемы и изучить программы их решения. Нашей задачей является раскрытие всех имеющихся наиболее актуальных экологических проблем, их причины, последствия, влияние на окружающую среды и на здоровье человека и пути их решения.
Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов,общественности.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Основные экологические проблемы
1.1.Загрязнение атмосферы
1.2.Глобальное изменение климата
Глава 2.Экологические проблемы РК
2.1.Опустынивание почв
2.2. Радиоактивное загрязнение
1.3.Пути решения глобальных проблем
1.4.Влияние экологических проблем на экономику
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

мировая экономика (2).docx

— 66.33 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.Экологические  проблемы РК

 
2.1.Опустынивание почв 
В большинстве регионов нашей республики экологическая ситуация не только неблагоприятная, но и катастрофическая. 
 
Основными источниками, загрязняющими окружающую среду и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы. Из всех слагающих компонентов биосферы и окружающей среды, атмосфера является наиболее чувствительной, в не прежде всего поступают загрязняющие не только газообразные, но и жидкие, а также твердые вещества. 
 
Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период были незначительными. 
 
Что представляет собой атмосфера? Окружающий нас воздух - это смесь газов или, иначе говоря, атмосфера, окутывающая наш земной шар. 
 
Поступление различных поллютантов а атмосферу от стационарных промышленных источников в настоящее время составляет более 4 миллионов тонн в год. 
 
В атмосферу над Казахстаном выделяется значительное количество высокотоксичных газообразных и твердых веществ. Если сопоставить количество выбросов от различных стационарных источников, то примерно 50 процентов выбрасывается теплоэнергоисточниками, а 33 процента - предприятиями горной и цветной металлургии. Наибольшее количество выбросов различных поллютантов происходит в Восточном Казахстане - 2231, 4 тыс. т/год, что составляет 43 процента от общего количества выбросов по всему Казахстану. На втором месте по количеству выбросов состоит Центральный Казахстан - 1868 тыс. т/ год или 36 процентов. Меньше всего загрязняется атмосфера в Северном Казахстане 363, 2 тыс. т/год (7 процентов) и Южном Казахстане 415, 1 тыс. т/год , что составляет 8 процентов. Наиболее мобильными, с обширным радиусом действия, являются окислы азота и серы. Они переносятся на значительные рассмотрения и оказывают сильное влияние на гибель, особенно сельскохозяйственных культур. 
 
Опустынивание является одной из важнейших проблем современности. В настоящее время площадь деградированных земель Казахстана составляет 179,9 млн. гектаров или более 66% ее территории.  
 
Таким образом, в Казахстане существует острая необходимость принять превентивные меры для предотвращения дальнейшей деградации земель и провести мероприятия по восстановлению и дальнейшему рациональному использованию природных ресурсов страны, в том числе земельных и водных.  
 
Снижение плодородия пахотных земель, деградация пастбищ и сокращение площадей сенокосных угодий, химическое и радиоактивное загрязнение почв и водоемов сильно ухудшили состояний природных угодий и привели к снижению объема производства сельскохозяйственной продукции, ухудшению условий жизнеобеспечения и здоровья населения. Таким образом, перед Казахстаном остро стоит вопрос о проведении превентивных мер для предотвращения дальнейшей деградации земель и проведении мероприятий по восстановлению и дальнейшему рациональному использованию природных ресурсов страны, в том числе земельных и водных. В настоящее время, когда земля передана частным землепользователям, возникла насущная потребность повышения информированности населения о процессах опустынивания в Казахстане, о воздействии этих процессов на экономическое и социальное положение сельского населения, целях и задачах Конвенции.  
 
Для решения этих проблем Республика Казахстан в 1996 году подписала, а 7 июня 1997 года ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием и тем самым взяла на себя обязательства неуклонно выполнять основные положения Конвенции.  
 
В 1996 году в Казахстане началась работа по подготовке национальной программы действий. Группой ученых при участии всех заинтересованных министерств и ведомств, широком участии общественности и при финансовой поддержке UNEP и UNDP в декабре 1997 году был завершен проект “Национальной программы действий по борьбе с опустыниванием в Казахстане” (НПДБО). В 1999 г. начата разработка Национальной стратегии и плана действий по борьбе с опустыниванием (НСПДБО).  
 
При поддержке Программы развития ООН/УНСО Республикой Казахстан разработан проект “Пастбища”, управление пастбищными экосистемами. Целью разработки данного проекта является организация действий совместно с местными администрациями по сохранению биоразнообразия, борьбе с опустыниванием и бедностью в отдаленных поселках побережья казахстанской части Аральского моря для поддержки пастбищного животноводства. Данный проект предполагает оказание эффективной помощи местным общинам в восстановлении, улучшении и устойчивом использовании пастбищных угодий, восстановлении и рациональном водопользовании для развития животноводства, обретении местным населением самодостаточности.  
 
Стратегические направления борьбы с опустыниванием разрабатываются как неотъемлемая часть более широкой национальной политики устойчивого развития страны, изложенной в Стратегии “Казахстан- 2030”.  
 
В ходе реализации Конвенции были выделены следующие приоритетные направления борьбы с опустыниванием:  
 
Мониторинг опустынивания. В республике формируется базовая территориально-зональная мониторинговая сеть. В настоящее время она представлена 36 стационарными и 16 полустационарными экологическими площадками. Для создания базовой мониторинговой сети, охватывающей всю территорию республики, необходимо значительно увеличить их количество, разработать и внедрить набор индикаторов опустынивания. В рамках Регионального плана действий для Азии Казахстан дал свои предложения и вошел в качестве члена в Тематическую программную сеть “Организация региональной сети мониторинга и оценки опустынивания в Азии”. Казахстан участвует в работе, проводимой Секретариатом КБО, над показателями и индикаторами воздействия. Необходимо отметить важность этой работы для оценки осуществления КБО в пострадавших странах. 
 
В основу экологического районирования закладывается экосистемный принцип и установление потенциальных возможностей экосистем к самовосстановлению – экологическая ёмкость района.  
 
Мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов Республики Казахстан включают основные направления борьбы с опустыниванием:  
 
По пашне: ведение интенсивного зернового хозяйства на более плодородных землях; восстановление плодородия пахотных земель; трансформация части низко продуктивной пашни в кормовые угодья; внедрение почвозащитной системы земледелия и др. 
 
По пастбищам: инвентаризация пастбищ; обводнение и поверхностное улучшение пастбищ; разработка и внедрение системы огораживаемых пастбищ и др. 
 
По лесоразведению и охране лесного фонда: проведение лесовосстановительных работ на землях гослесфонда; организация мониторинга пустынных, тугайных и горных лесов и др. 
 
По водным ресурсам: внедрение водосберегающих технологий орошения; замена влаголюбивых сельскохозяйственных культур на устойчивые к засухе, менее влаголюбивые. 
 
Секретариатом Конвенции принято решение о разработке Региональной программы действий по борьбе с опустыниванием в Азии на базе региональных тематических сетей. В рамках усиления регионального сотрудничества Казахстан вступил в качестве страны-участницы в уже созданные тематические программные сети: 
 
1. Мониторинг и оценка опустынивания (ответственная страна - Китай); 
 
2. Агролесоводство и сохранение почв.  
 
В настоящее время Казахстан принимает активное участие в развитии регионального сотрудничества. Ведется активная работа по включению Казахстана в международную сеть борьбы с опустыниванием. Основные действия направлены на усиление роли Казахстана на региональном уровне, повышение информированности местного населения о целях и задачах КБО путем проведения семинаров, совещаний, выступлений в средствах массовой информации. Большое значение придается вопросу участия неправительственных организаций в процесс осуществления Конвенции на местном уровне.  
 
Особое внимание уделяется вопросу поиска возможных доноров для привлечения инвестиций и реализации проектных предложений. 
 
Борьба с опустыниванием в Казахстане, забота о сохранении природных ресурсов – общегосударственная задача, которая может быть успешно решена только при непосредственном и активном участии всех административных, законодательных, исполнительных органов, общественных объединений и всего населения в целом.

 
2.2. Радиоактивное загрязнение в РК 
Серьезную реальную угрозу экологической безопасности Казахстана представляет радиоактивное загрязнение, источники которого подразделяются на четыре основные группы: 
 
1. отходы неработающих предприятий, уранодобывающей и перерабатывающей промышленности (отвалы урановых рудников, самоизливающиеся скважины, хвостохранилища, демонтированное оборудование технологических линий); территории, загрязненные в результате испытаний ядерного оружия; отходы нефтедобывающей промышленности и нефтяного оборудования; 
 
2. отходы, образовавшиеся в результате работы ядерных реакторов и радиоизотопная продукция (отработанные источники ионизирующего излучения).В Казахстане имеются шесть крупных ураноносных геологических провинций, множество мелких месторождений и рудопроявлений урана, которые обусловливают повышенный уровень естественной радиоактивности, отходы, накопленные на уранодобывающих предприятиях и в местах проведения ядерных взрывов. На 30 % территории Казахстана существует потенциальная возможность повышенного выделения природного радиоактивного газа - радона, который представляет реальную угрозу для здоровья человека. Опасным является использование для питьевых и хозяйственных нужд воды, зараженной радионуклидами. На предприятиях Казахстана находится более 50 тысяч отработанных источников ионизирующих излучений, и при радиационном обследовании было обнаружено и ликвидировано более 700 неконтролируемых источников, из которых 16 - смертельно опасные для человека. Комплексное решение проблемы должно включать создание специализированной организации по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Результатом проведения данных мероприятий будет снижение облучения населения и радиоактивного загрязнения окружающей среды. 
 
Варварское, хищническое отношение центральных ведомств к природным ресурсам Казахстана привело в 70-х-90-х гг. к экологическому кризису в республике, принявшему в некоторых регионах катастрофический характер. 
 
Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории Казахстана. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике имелось еще пять полигонов, где проводились ядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайский полигон Лоб-Нор. Радиационный фон в Казахстане повышается также в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов, загрязненных ураном и торием, причем хранилище отходов находится в городской черте Усть-Каменогорска. В республике имеются всего три могильника для ядерных отходов и все они располагаются в водоносном слое. Добыча урановой руды проводилась без рекультивации земли, только в 1990-1991 гг. в Мойынкумский район Жамбылской области было вывезено 97 тыс. тонн радиоактивных пород, всего же здесь накопилось до 3 млн. тонн загрязненных отходов. 
 
Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что одним из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30 августа 1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне. 
 
Ещё одной из наиболее серьезных экологических проблем Казахстана стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребления пресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засорению и истощению естественных водных источников. Особенно катастрофическим стало обмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амурдарьи и Сырдарьи. Если в 60-х годах море содержало 1066 км3 воды, то в конце 80-х его объем составил всего 450 км3, соленость воды увеличилась с 11-12 г/л до 26-27 г/л, что привело к гибели многих видов морских животных и рыб. Уровень моря упал на 13 метров, обнажившееся морское дно превратилось в соляную пустыню. Ежегодные пыльные бури разносят соль на огромные территории Евразии. На прилегающих землях уровень соленых грунтовых вод поднялся до 1,5-2 метров, что привело к падению плодородия поливных земель в Приаралье. Уменьшение зеркала моря повлекло за собой изменение направления ветров и климатических характеристик региона. 
 
Подобная же ситуация сложилась на озере Балхаш, уровень которого за 10-15 лет снизился на 2,8-3 метра. В то же время продолжается подъем уровня Каспийского моря, вызванный непродуманным решением об осушении залива Кара-Богазгол. Уже затоплены огромные участки прибрежных районов, пастбищные угодья и перспективные нефтеносные участки. 
 
Зыряновский свинцовый и Лениногорский полиметаллический комбинаты стали причиной загрязнения Иртыша, в который только в 1989 г. было сброшено 895 тонн взвешенных, 2 139 тонн органических веществ, 263 тонны нефтепродуктов. Тревожная экологическая обстановка сложилась в долине рек Или и Урала. 
 
В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Более 69,7 млн. га земель подвержено эрозии, ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота. Серьезной остается проблема загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах. 
Заключение

 
Загрязнение окружающей среды, истощение  природных ресурсов и нарушения  экологических связей в экосистемах  стали глобальными проблемами. И  если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежна. 
 
По мере того, как негативные последствия нарушения экологического равновесия стали приобретать универсальный характер, возникла необходимость создания экологического движения. В создание таких возможностей включились и частные предприниматели, пытаясь согласовать требования по защите природы с защитой права на получение прибыли и возможности его осуществления. Эти требования они стремятся реализовать двумя способами: ориентацией производства на создание средств производства и проведением работ с целью защиты природной среды и ограничением хозяйственного роста. 
 
В последние годы монополисты все чаще говорят о производстве в целях защиты окружающей среды. Монополии борются за главенство над экологическим движением, поскольку защиты среды – новая область, расходы на которую влекут за собой поднятие цен или прямые общественные вклады, т.е. из бюджета или через резкие послабления (льготы). По сути, сам механизм рыночных отношений при капиталистическом производстве позволяет предприятиям даже вклад в дело защиты окружающей среды использовать для получения постоянно увеличивающейся прибыли. 
 
Наконец, предприятия, загрязняющие природную среду обязаны вносить большой вклад в ее защиту, стараются повышать цену на свои товары. Но это нелегко осуществить, так как все остальные предприятия, загрязняющие природную среду (производители цемента, металла и т.д.), также хотят продать дороже свою продукцию конечным производителям. Учет экологических требований в финале будет иметь такой результат: возникает тенденция роста цен быстрее, чем плата рабочим (арендная плата), покупательная способность народа уменьшается, а дела буду развиваться таким образом, что расходы на защиту среды придутся на то количество денег, которым люди располагают для покупки товаров. Но поскольку тогда это количество денег уменьшится, появится тенденция стагнации или уменьшения объема производства товаров. Очевидна тенденция регресса или кризиса. Такое замедление промышленного роста и стагнация объема производства в некой другой системе могли бы нести положительный аспект (меньше машин, шума, больше воздуха, короче рабочий день и т.д.). но при интенсивно развитом производстве все это может иметь отрицательный эффект: товары, производство которых связано с загрязнением среды, станут люксовыми, недоступными массам, а будут доступны только привилегированным членам общества, 
 
неравенство будет углубляться – бедные станут еще беднее, а богатые – еще богаче. Так предприниматели, чей способ производства привел к нарушению экологического равновесия, защищая природную среду, создают себе возможность и дальше присваивать прибыль, участвуя в решении экологических проблем. 
 
Для решения современных экологических проблем необходимо изменение индустриальной цивилизации и создание новой основы общества, где ведущим мотивом производства будет удовлетворение существенных человеческих потребностей, равномерное и гуманное распределение природных и созданных трудом богатств. (О неправильном распределении, например, пищи в современном распределении говорит такой факт: в США для кормления домашних животных расходуется столько протеина, сколько его расходуется на питание населения в Индии.). Создание новой цивилизации вряд ли может произойти без качественной перемены носителя социальной силы. 
 
Для сохранения экологического равновесия, «примирения общества с природой», недостаточно ликвидировать частную собственность и ввести общественную на средства производства. Необходимо, чтобы технологическое развитие рассматривалось как часть культурного развития в широком смысле, цель которого – создание условий для реализации человека как высшей ценности, а не подмена этого созданием материальных ценностей. При таком отношении к техническому развитию становится ясно, что технология станет развивать для любого производства процессы рационального использования сырья и энергии в окружающей среде не будут возникать нежелательные и угрожающие последствия. Для достижения этой цели было бы логично ориентировать науку на разработку альтернативных производственных процессов, которые удовлетворяли бы требованию рационального использования сырья и энергии и замкнутости процесса в границах цеха при простате, обеспечивающей равные расходы или меньшие по сравнению с грязными технологиями. Такое отношение к технологическому развитию требует и новой концепции общественных потребностей. Она должна отличаться от концепции общества потребления, иметь гуманистическую ориентацию, охватывать потребности, удовлетворение которых обогащает творческие способности человека и помогает ему выразить себя, что является для общества самым ценным. Радикальное обновление системы потребностей даст больше простора для развития истинных человеческих ценностей, вместо количественного увеличения товаров возникнет условие для установления длительного динамического соответствия между человеком и природой, между человеком и его жизненной средой. 
 
Для установления длительного динамического отношения между обществом и природой, человеком и его средой, для правильного освоения природы в процессе деятельности, существуют объективные предпосылки для развития производительных сил, особенно возникающих в условиях НТР. Но, чтобы производительные силы были использованы для освоения природы соответствующим образом, нужно развивать социально-экономические отношения, при которых цель производства не будет больше и дешевле, чем при производстве, не учитывающем негативные последствия для экологии. А такие социально-экономические отношения не могут существовать без человека, который находит и рационально распределяет ресурсы, максимально защищает природную среду от загрязнений и дальнейшей деградации, максимально заботится о прогрессе и здоровье людей; без человека, который одновременно совершенствует самого себя… Основу для такого общественного действия наряду с остальным создает и осознание все большим числом людей иррациональности системы, в которой погоня за богатством по крайней линии излишества оплачивается отбрасыванием более существенных вещей, например, гуманного темпа жизни, созидательного труда, необезличенных общественных отношений. 
 
Человечество все больше понимает то, что часто растрачиваемые ресурсы слишком дорого оплачиваются теми ресурсами, которых становится все меньше, - чистой водой, чистым воздухом и т.п. 
 
Сегодня защита среды человека от деградации согласуется с требованием улучшения качества жизни и качества среды. Эта взаимосвязь требований (и общественных действий) - защита среды человека и улучшение его качества является предпосылкой улучшения качества жизни, что находит отражение в теоретических осмыслениях отношений человека и природы и в столкновениях идеи, сопровождающих это осмысление.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1.  
    www 

    ecologylife 

    ru
  2.  
    www.new-garbage.com
  3.  
    Радкевич В.А. Экология. Минск: Вышейша школа, 1997.
  4.  
    Данилов-Данильян В. И. (под ред.) Экология, охрана природы и экологическая безопасность./МНЭПУ, 1997
  5.  
    Кораблева А.И. Оценка загрязнения водных экосистем тяжелыми металлами / Водные ресурсы. 1991. №2
  6.  
    Окружающая среда и устойчивое развитие в Казахстане. Серия публикаций ПРООН Казахстан. Алматы, № UNDPKAZ 06, 2004
  7.  
    Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году"/Зеленый мир,1996.№24
  8.  
    www.ecosystem.ru
  9.  
    Экология: Познавательная энциклопедия/Пер.с англ.Л.Яхнина.М.:TIME-LIFE,1994.
  10.  
    http/ru.wikipedia.org/ecology.html
  11.  
    Голуб А., Струкова Е. . Природоохранная деятельность в переходной экономике/Вопросы экономики,1995.№1
  12.  
    Окружающая среда и устойчивое развитие в Казахстане. Серия публикаций ПРООН Казахстан. Алматы, № UNDPKAZ 06, 2004
  13.  
    Шокаманов Ю., Макажанова А. Человеческое развитие в Казахстане. UNDP Kazakhstan. Практикум. Алматы. S-Print.2006
  14.  
    Сагыбаев Г. «Основы экологии»,Алматы 1995 г.
  15.  
    Ерофеев Б.В. «Экологическое право РК»,Алматы 19951.
  16.  
    Бринчук М.М. «Правовая охрана окружаещей среды от загрязнения токсичными веществами»,1990 г.
  17.  
    Шалинский А.М. «Загрязнение окружающей среды и экологическая политика Казахстана» 2002

 


Информация о работе Экологический кризис как глобальная проблема: эволюция и основные направления его решения