Экологическое нормирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Современное общество не может существовать и развиваться, не воздействуя на природу.
В процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были определены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Достижению указанной цели и призваны служить экологическое нормирование

Файлы: 1 файл

экологич право.docx

— 31.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Задание 1.Экологическое нормирование.

 

Введение

 

Современное общество не может существовать и развиваться, не воздействуя на природу.

В процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были определены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Достижению указанной цели и призваны служить экологическое нормирование.

Экологическое нормирование может изучаться и анализироваться в разных качествах: как правовые меры охраны окружающей среды, как правовой институт и как функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В природоохранной практике ,нормирование используется в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой. Нормирование является одной из функций государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием. Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством - земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.

 

1.Понятие  экологического нормирования

 

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования. В числе основных следует назвать Закон об охране окружающей среды, гл. V которого - «Нормирование в области охраны окружающей среды» определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.[1]

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства:[2]Законом«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Важную роль в экологическом нормировании играет порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов.

 

2. Сущность экологического нормирования

 

Сущность экологического нормирования заключается в разработке критериев, оценивающих степень влияния антропогенных факторов на устойчивость экосистем . Сообщества водных организмов, вовлеченные в постоянный круговорот вещества и энергии с окружающей средой, реагируют на изменения ее качества , проявляемой в снижении продуктивности, изменении соотношения отдельных видов, появлении новых доминантных видов, изменении сети трофических отношений.В водных экосистемах, подвергающихся комплексному воздействию различных факторов (химическое, термическое, радиационное загрязнение, изменение гидродинамического режима и пр.), могут протекать спонтанные и неоднозначно трактуемые нарушения динамики количественного развития или трансформации видовой структуры, которые на самом деле не имеют никакого отношения к анализируемому фактору.

 

3. Правовые основы экологического нормирования

 

В природоохранной практике нормирование используется в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой. Правовой характер данной меры проявляется в том, что установленные экологические нормативы должны соблюдаться всеми природопользователями.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по разработке, принятию и обеспечению соблюдения экологических нормативов, образует институт экологического права.

В системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области, имеется значительное число норм по экологическому нормированию. Они содержатся в положениях о конкретных государственных органах[3].

 

Заключение

 

Под нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства, может изучаться и анализироваться в разных качествах: как правовые меры охраны окружающей среды, как правовой институт и как функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Система экологических нормативов может быть классифицирована на нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды; нормативы использования природных ресурсов; экологические стандарты; нормативы санитарных и защитных зон. Конкретные показатели по каждому виду устанавливаются в широком круге законов и подзаконных актов различного уровня.

В современном экологическом нормировании имеются и некоторые проблемы. Несмотря на то что экологическая безопасность связывается с состоянием защищенности как природной среды, так и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, в определении понятия и состава нормативов в области охраны окружающей среды (природоохранных нормативов), предусмотренных этой же статьей, интересы человека не учитываются. Природоохранные нормативы определяются как установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Между тем, исходя из положений устойчивого развития в процессе экологического нормирования, должны учитываться как интересы окружающей среды, так и человека.

Задание 2.

 Администрация  г. Омска вынесла решение о  выделении земельного участка  для строительства нового зоопарка. Общественность заявила протест  против такого строительства  и добилась проведения научной  экспертизы группой научно-исследовательских  институтов города. Научная экспертиза  относительно допустимости строительства  зоопарка на отведенном земельном  участке вынесла отрицательное  заключение. Тем не менее, строительство  объекта началось. Городской комитет  охраны окружающей среды обратился  с иском в арбитражный суд, в котором, опираясь на заключение  научной экологической экспертизы, просило отменить решение администрации  о строительстве зоопарка.

Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы? Какую юридическую силу имеет ее заключение?

Решение

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Проведение иных экологических экспертиз, например научных, ведомственных, международных, этот Закон не запрещает, но его действие на них не распространяется, а следовательно, заключения, подготовленные в рамках проведения таких экспертиз, не обладают статусом заключения государственной или общественной экологической экспертизы и не влекут юридических последствий, предусмотренных законодательством об экологической экспертизе.

В соответствии со ст.20 ФЗ «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку данная экспертиза была инициирована гражданами, то она является общественной, а, соответственно разновидностью экологической экспертизы.

В соответствии со ст.25 ч.2 ФЗ «Об экологической экспертизе» заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Специальная литература

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2001. - 448с.
  2. Бринчук, М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений.2003. - 670 с.
  3. Бринчук, М.М. Экологическое право.курс лекций , 2007. - 358с.
  4. Вершило, Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития // М.: ТИССО, 2004.
  5. Петров, В.В. Экологическое право России / В.В. Петров - М.: , 2005.
  6. Шабанов, В.В. Введение в рациональное природопользование / В.В. Шабанов - М.: Изд. МГУП, 2008.
  7. Шемшученко, Ю.С. Правовые проблемы экологии / Ю.С. Шемшученко - М.: Центр Экос, 2004.
  8. Яковлев, А.С., Шоба, С.А., Березин, П.Н. Проблемы экологического нормирования и землепользования в России. Сборник Всероссийская научно - практическая конференция «Русский чернозем - 2000» М.: 2000

Нормативно-правовые акты

  1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. От 27.12.2009) (с изм. вступ. в силу с 01.04.2010) .
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001).
  3. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ)
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
  5. ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 № 95
  6. ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395 -1(в ред. ФЗ от 08.08.2001 № 126 )
  7. ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 (с изм. от 30.12.2001, 10.01.2003, 30.06.2003, 22.08.2004, 09.05.2005, 01.12.2007, 28.09.2010)№ 52.
  8. ФЗ«Об отходах производства и потребления»от 30.12.2008 принят ГД ФС РФ 22.05.1998(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010г.) № 89 .
  9. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96.
  10. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7.

1 Яковлев, А.С., Шоба, С.А., Березин, П.Н. Проблемы экологического нормирования и землепользования в России. Сборник Всероссийская научно - практическая конференция «Русский чернозем - 2000» М.: 2000

2 ЗК РФ (ч. 5 ст. 13), Законах: «Об исключительной экономической зоне РФ» (ст. 30), «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 11, 12), «О животном мире» (ст. 17), «Об отходах производства и потребления» (ст. 18).

3 Положении о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды,утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 мая 1997 г., Положении о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997г., Положении о Государственном комитете РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г., и др.


Информация о работе Экологическое нормирование