Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:50, доклад
Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими, знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1997 г.) в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением Правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».
Экологическое образование — целенаправленно организованный,
планомерно и систематически осуществляемый
процесс овладения экологическими, знаниями,
умениями и навыками. Указом Президента
Российской Федерации «О государственной
стратегии Российской Федерации по охране
окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития» (1997 г.) в качестве одного из
важнейших направлений государственной политики
в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением Правительства
создан Межведомственный совет по экологическому
образованию. Государственная Дума в первом
чтении приняла Федеральный закон «О государственной
политике в области эколо гического образования».
Вместе с социально-гуманитарным образованием
экологическое образование в современных
условиях призвано способствовать формированию
у людей нового экологического сознания,
помогать им в усвоении таких ценностей,
профессиональных знаний и навыков, которые
содействовали бы выходу России из экологического
кризиса и движению общества по пути устойчивого
развития.
Действующая в настоящее время в стране
система экологического образования носит
непрерывный, комплексный, междисциплинарный
и интегрированный характер, с дифференциацией
в зависимости от профессиональной ориентации.
Созданы центры по экологическому образованию
населения, апробируется экологическая
компонента содержания профессионального
образования. Специалисты экологического
профиля готовятся сегодня более чем в
40 университетах и академиях и 30 педагогических
вузах России. В 1992 г. состоялся первый
выпуск бакалавров первого в России негосударственного
высшего учебного заведения экологического
профиля — Международного независимого
эколого-политологического университета
(МНЭПУ). Одним из важнейших направлений
своей деятельности МНЭПУ считает содействие
«становлению новой этики, необходимой
для пересмотра взаимоотношений человека
и "биосферы"».
Координация усилий различных стран в
сфере экологического образования осуществляется
Организацией Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Ее Генеральный директор Ф. Майор, считал
необходимой постановку Глобального экологического
воспитания в центр всех учебных программ,
начиная с дошкольных организаций и кончая
вузами и системами переподготовки кадров.
По его представлениям, «наше выживание,
защита окружающей среды могут оказаться
лишь абстрактными понятиями, если ; мы
не внушим каждому... простую и убедительную
мысль: люди — это часть природы, мы должны
любить наши деревья и реки, пашни и леса,
как мы любим саму жизнь» (1990).
экологическое воспитание призвано формировать активную
природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается
с помощью комплекса природоохранного
и экологического обучения, включающего
воспитание в узком смысле слова, школьное
и вузовское экологическое просвещение,
пропаганду экологического мировоззрения.
Основные цели экологического воспитания
в современных > условиях, провозглашенные
в самых различных манифестах, кодексах,
сводах и т. д., могут быть сведены к следующим
постулатам, которые должны быть осознаны,
поняты и признаны всеми: ? — всякая жизнь
самоценна, уникальна и неповторима; человек
ответственен за все живое;
— Природа — была и всегда будет сильнее
человека. Она вечна и бесконечна. Основой
взаимоотношения с Природой должна стать
взаимопомощь, а не противоборство;
— чем более разнообразна биосфера, тем
она устойчивее;
— призрак экологического кризиса стал
грозной явью; человек оказывает на природную
среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее
воздействие;
к— если все оставить так как есть (или
слегка модернизировать), то «уже скоро
— спустя всего лишь 20—50 лет, Земля ответит
одуревшему человечеству неотразимым
ударом на уничтожение»;
- — сложившийся в массовом сознании в
течение многих лет антропоцентрический
тип сознания должен быть вытеснен новым
видением мира — экоцентрическим;
— люди должны быть ориентированы и готовы
к радикальному изменению системы ценностей
и поведения, а именно, к отказу от перепотребления
(для развитых стран), от установки на многодетную
семью (для развивающихся стран) и от экологической
безответственности и вседозволенности.
Экологическое воспитание должно базироваться на основном
постулате о том, что выход из экологического
кризиса в современных условиях возможен.
Ключи к решению глобальной экологической
проблемы — в переоценке мировоззренческих
ценностей и в «смене приоритетов», а также
в нормализации численности населения
через планирование семьи, в неустанной
практической работе по реализации основных
направлений в охране окружающей среды.
Вряд ли можно согласиться с теми авторами,
которые утверждают, что в процессе «смены
приоритетов» воспитание экологического
сознания играет важную, но все-таки не
главную роль. По их мнению, главный фактор
успеха — экономический, а экологическое самосознание лишь облегчает переход к экономному
образу жизни.
Конечно, одного экологического мышления
при решении природоохранных работ будет
мало, если оно не опирается на прочную
экономическую основу. Но, с другой стороны,
возможно ли осуществить концепцию экологически
устойчивого развития, при котором экономика
должна развиваться наряду, вместе с экологией,
людьми, у которых сформировался антропоцентрический
тип экологического сознания?
Предлагаем самим студентам порассуждать
на эту тему и сделать необходимые выводы.
Предварительно можем предложить следующую
цитату: «Мы получили в наследство невыразимо
прекрасный и многообразный сад, но беда
в том, что мы никудышные садовники. Мы
не позаботились о том, чтобы усвоить простейшее
правило садоводства. С пренебрежением
относясь к нашему саду, мы готовим себе
в не очень далеком будущем мировую катастрофу
не хуже атомной войны, причем делаем это
с благодушным самодовольством малолетнего
идиота, стригущего ножницами картину
Рембрандта» (Дж. Дар-релл).
Высшей стадией экологизации сознания
является экологическая культура, под которой понимают весь
комплекс навыков бытия в контакте с окружающей
средой. Все большее число ученых и специалистов
склоняются к мнению, что преодоление
экологического кризиса возможно лишь
на основе экологической культуры, центральная
идея которой: совместное гармоническое
развитие природы и человека и отношение
к природе не только как к материальной,
но и как к духовной ценности. Российские
ученые В. И. Данилов-Данильян и К. С. Лосев
(1996) утверждают, что человеку надо думать
не об управлении эволюцией, а об управлении
самим собой, что означает прежде всего
следование законам Природы. Человек должен
осознать свою роль в биосфере как одного
из видов, который, как и все остальные,
обязан подчиняться законам развития
биосферы.
Мировое сообщество не может существовать
без экологической культуры, поскольку
без нее трудно рассчитывать на выживание
человечества в условиях экологического
кризиса. Именно поэтому одним из ведущих
международных проектов ООН в области
культуры, науки и образования является
программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и «думать
глобально, действовать локально» обязательны
для всех людей (Реймерс, 1992). Во имя жизни
на Земле человечеству предстоит возродить,
сберечь и развить все основные ценности
экологической культуры.
Подходы к экологическому образованию в странах Запада
Реальная практика экологического образования в странах Западной Европы и США опирается на положения международных конференций (по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.; по образованию в области окружающей среды, Тбилиси, 1977 г.) и в значительной мере зависит от состояния природной среды в той или иной стране, научных средств определения этого состояния, уровня социально-экономического и культурного развития общества.
Для большинства стран Западной Европы чрезвычайную значимость имеет The Conimunity's Second Action Program (1978-1983 гг.), документ, провозглашающий систему руководящих принципов во взаимодействии со средой, способных предотвратить ее деградацию и загрязнение. Важнейшими из них являются:
- Во взаимодействии с
природной средой
- Любые формы эксплуатации
природных ресурсов и
- Загрязнитель платит: расходы,
использованные на ликвидацию
последствий загрязнения,
- Защита природной среды есть дело каждого человека.
Ведущими принципами Европейского сообщества в деле защиты природной среды являются следующие требования:
- Сохранять, защищать
и улучшать качество
- Содействовать сохранению и улучшению здоровья людей.
- Гарантировать благоразумное,
рациональное использование
Большинство развитых стран Западной Европы и США придают решающее значение именно глобальному измерению среды. Общеобразовательные школы и вузы европейских стран принимают активное участи в таких «проектах без границ», как «Северное море», «Балтийское море», «Бассейн Средиземного моря», «Охрана озонного слоя Земли» и др. В большинстве развитых стран существует ясное понимание того, что будущее человечества зависит от тех конкретных локальных и глобальных действий, которые сегодня направлены на охрану окружающей природной среды. Более того, в наши дни понятие «окружающая среда» все более конкретно связывается с понятием «устойчивое развитие». Особенно ярко эта тенденция проявляется в научной и педагогической литературе таких стран, как Великобритания, Финляндия, Швеция, Дания, США и Канада. Остановимся более подробно на анализе национальных систем экологического образования стран Западной Европы и США.
Австрия. Экологическое образование стало действительно актуальной социально-педагогической проблемой в Австрии только в середине 70-х годов, когда вопросы окружающей среды были включены в учебные программы как меж предметные темы (1979 г.). В 1984 г. министерства, ответственные за образование и охрану окружающей среды, создали специальную рабочую группу (WG) на основе Австрийского общества охраны природы и окружающей среды.
В 1992 г. Министерство образования
Австрии впервые специальной
статьей профинансировало вопросы
экологического образования. Цель этой
акции заключалась в том, чтобы
поддержать развитие специальных образовательных
программ посредством выделения
финансовой помощи учебным экологическим
проектам и опубликования их результатов.
Только в одном 1993-1994 учебном году
более 180 экологических проектов были
реализованы в Австрийских
Финляндия. До начала 1980 годов экологическое образование в Финляндии рассматривало преимущественно вопросы охраны дикой природы и лишь значительно позже оно стало собственно экологическим образованием. С момента создания Министерства окружающей среды (1983 г.) социальные и политические аспекты экологического образования получают свое качественное и достаточно полное рассмотрение. Сегодня финские студенты и школьники участвуют в международном проекте, направленном на уменьшение уровня загрязнения Балтийского моря. Многие учебные заведения включены в международный проект «GLOBE», предложенный США. В 1994-1995 гг. были заложены основы и руководящие принципы для разработки содержания и методов финской модели экологического образования.
Германия. Важнейшие задачи немецкой системы экологического образования заключаются в том, чтобы заложить представления и знания молодых людей об окружающей среде, развить их готовность защищать природу, сформировать у граждан будущей страны модели экологически ответственного поведения в природной среде. В экологическом образовании Германии основной упор делается на раскрытии взаимосвязей между человеком, обществом и природной средой. Экологическое образование в целом базируется на антропоцентрической парадигме и отталкивается от человека как главного фактора загрязнения окружающей природной среды.
Первая общенациональная конференция по вопросам экологического образования в Германии была проведена в 1980 году, которая обозначила его цели и задачи, подчеркнула необходимость включения вопросов охраны окружающей среды в содержание всех учебных дисциплин, отметила важность создания и изучения специальных междисциплинарных курсов на всех этапах образования. Значительное внимание также было уделено неформальному, дополнительному образованию. Начиная с 1988 года, центральную роль в формировании у молодежи ответственного отношения к природе начинают играть общественные экологические организации.
Великобритания. Реформа 1988 г. строго обозначила систему новых задач для образовательных учреждений Великобритании. Правительство страны определило экологическое образование как ведущий фактор национальной политики в сфере достижения устойчивого развития. Задача устойчивого развитая, по определению британских экспертов, состоит в том, чтобы двигаться «плавно», минуя различного рода кризисы и антагонизмы. Конечная же цель - достичь общенационального согласия по вопросам о путях развития общества. Учебные заведения различных исторических частей Соединенного королевства (Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии) имеют особенности в построении учебных планов и программ. Но для всех регионов является обязательным изучение вопросов природной среды в системе как обязательных, так и дополнительных учебных занятий. Количество же учебного времени, отводимого на подобные занятия, определяется самими вузами и школами.
Согласно Национальной программе образования, образовательные учреждения должны выполнять следующие социально важные задачи:
- давать молодежи возможность приобрести знания, ценности, отношения, опыт принятия решений - умения и навыки, необходимые для защиты природной среды;
- поддерживать студентов и
- пробуждать естественное
США. Экологическое образование в учебных заведениях США характеризуется чрезвычайным разнообразием форм, направлений и методологических подходов, глубоким проникновением идей экологической этики в содержание практически всех изучаемых дисциплин, широким привлечением общественности и, особенно, общественных неправительственных организаций к процессу формирования у молодежи норм бережного и ответственного отношения к природной среде. В этой стране общепризнанным является положение о том, что если человек не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, он является неграмотным. Ведущей задачей экологического образования в США является формирование экологической грамотности учащейся молодежи.
Система экологического образования
Соединенных Штатов Америки призвана
обеспечить решение следующих частных
задач: 1) обеспечить широкие контакты
человека с окружающей природной
средой; 2) предоставить возможности
для исследования живых организмов
в естественной среде их обитания,
3) внести вклад в формирование экологически
приемлемых стилей поведения и деятельности
в природе; 4) сформировать совокупность
знаний о единстве человека, общества
и природной среды, о взаимосвязи
локальных, региональных и глобальных
экологических проблем, об окружающей
среде как системе
В США отсутствует единая общегосударственная
политика в области экологического
образования и большинство
В странах Западной Европы и США общепринятым является мнение о том, что экологическое образование не может рассматриваться как самостоятельный, независимый предмет, ибо по самой своей сути оно является результатом некоторого согласования структуры и содержания всех преподаваемых дисциплин.
Теория, методика и практика экологического
образования чрезвычайно
Экологические интернет-ресурсы. В последние годы в связи с развитием и широким внедрением в образовательную практику новых информационных технологий, мультимедийных средств и интернет-технологий значительно расширились рамки и возможности педагогических методик, применяемых в экологическом образовании.