Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:47, реферат
Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть специфический предмет правового регулирования, т. е. если есть специфические общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы права, значит, есть и самостоятельная отрасль права (при наличии специфического метода регулирования, о чем речь дальше).
нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
локальные нормативные правовые акты; правовой обычай.
Конституция РФ. При анализе
Конституции РФ как источника
экологического права можно выделить
две группы норм: общего характера,
важных с точки зрения последовательного
обеспечения охраны окружающей среды,
рационального
В соответствии со ст.7 Конституции
Российская Федерация - социальное государство,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
Эта норма имеет
Конституция устанавливает,
что земля и другие природные
ресурсы используются и охраняются
в Российской Федерации как основа
жизни и деятельности народов, проживающих
на соответствующей территории (ч.1
ст.9). Это положение может
Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).
С учетом федеративного устройства Росии Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст.71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст.72).
Федеративные договоры. Источниками экологического права России являются следующие федеративные договоры:
о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации;
о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации;
о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.
Договоры были подписаны
31 марта 1992г. Они определяют предметы
ведения Российской Федерации, предметы
совместного ведения РФ и субъектов
Федерации в области
Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права. Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (а значит, и в сфере природопользования и охраны окружающей среды) являются составной частью ее правовой системы.
Одновременно закрепляется примат норм международного права над национальными. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15).
Законы (конституционные
и федеральные). Закон является средством
закрепления государственной
Головным законом
Закон определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально - экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили такте новеллы российского экологического законодательства, как определение эколого-правового статуса граждан через регулирование их экологических прав и обязанностей, создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
Для устранения имевших место противоречий между Законом 1991 г. и иными специальными законодательными актами, новый Закон 2002 г. прибегает в ряде своих разделов к отсылочным нормам (например, раздел об экологической экспертизе).
В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:
Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982г.;
Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001г.;
Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995г.;
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997г.;
Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995г.;
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995г.;
Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995г.;
Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995г.;
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995г.
Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995г.;
Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 9 января 1996г.);
Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993г.;
Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993г.;
Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992г.;
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994г.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13 июля 2001г. и др.
Указы и распоряжения Президента РФ. Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст.90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам
К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:
Указ от 4 февраля 1994г. "О
государственной стратегии РФ по
охране окружающей природной среды
и обеспечению устойчивого
Указ от 1 апреля 1996г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию";
Указ от 2 октября 1992г. "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации";
Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" и др.
Постановления и распоряжения
Правительства РФ. В соответствии
со ст.115 Конституции РФ Правительство
издает постановления и распоряжения
на основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных законов, нормативных
указов Президента РФ. Это означает,
что Правительство может
Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ - это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.
В рамках достаточно широко
распространенной практики заключения
соглашений о взаимной передачи своих
полномочий (ст.78 Конституции РФ) между
Российской Федерацией и ее субъектами,
имеются многочисленные примеры
договоров в сфере
Нормативные правовые акты министерств и ведомств. В пределах свой компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей природной среды, наделены неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей области. Примером нормативного правового акта специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды может служить Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Минприроды Росии от 18 июля 1994г.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организация утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.
Локальные нормативные правовые акты. Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяются на акты общего и специального характера.
Локальные акты общего характера - уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержаться нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и охраны окружающей среды.
Специальные локальные акты
- планы организационно-
Таким образом, обычай как источник права применяется на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.).