Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 03:46, контрольная работа

Описание работы

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Содержание работы

Право общего природопользования……………………………….…..…….3
Эколого-правовой режим водопользования……………………….……….9
Задача……………………………………………………….……………...…13
Библиографический список…………………………………………………..…17

Файлы: 1 файл

Эколог готово.docx

— 38.34 Кб (Скачать файл)

В ст. 56 закреплены требование по охране водных объектов от загрязнения и засорения так:

1. Сброс  в водные объекты и захоронение  в них отходов производства  и потребления, в том числе  выведенных из эксплуатации судов  и иных плавучих средств (их  частей и механизмов), запрещаются.

2. Проведение  на водном объекте работ, в  результате которых образуются  твердые взвешенные частицы, допускается  только в соответствии с требованиями  законодательства Российской Федерации.

3. Меры  по предотвращению загрязнения  водных объектов вследствие аварий  и иных чрезвычайных ситуаций  и по ликвидации их последствий  определяются законодательством  Российской Федерации.

4. Содержание  радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных  для здоровья человека веществ  и соединений в водных объектах  не должно превышать соответственно  предельно допустимые уровни  естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных  объектов, и иные установленные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации нормативы.

5. Захоронение  в водных объектах ядерных  материалов, радиоактивных веществ  запрещается.

6. Сброс  в водные объекты сточных вод,  содержание в которых радиоактивных  веществ, пестицидов, агрохимикатов  и других опасных для здоровья  человека веществ и соединений  превышает нормативы допустимого  воздействия на водные объекты,  запрещается.

 

7. Проведение  на основе ядерных и иных  видов промышленных технологий  взрывных работ, при которых  выделяются радиоактивные и (или)  токсичные вещества, на водных  объектах запрещается.

Правовые  меры по охране уникальной экологической  системы России и природного объекта  всемирного наследия – озера Байкал закреплены в Федеральном законе от 01.05.1999 г. «Об охране озера Байкал».7

Так в  главе 2 ФЗ «Об охране озера Байкал»  закреплен режим охраны байкальской  природной территории. В целях  охраны уникальной экологической системы  озера Байкал на Байкальской природной  территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с  принципами:

- приоритета  видов деятельности, не приводящих  к нарушению уникальной экологической  системы озера Байкал и природных  ландшафтов его водоохранной  зоны;

- учета  комплексности воздействия хозяйственной  и иной деятельности на уникальную  экологическую систему озера  Байкал;

- сбалансированности  решения социально-экономических  задач и задач охраны уникальной  экологической системы озера  Байкал на принципах устойчивого  развития;

- обязательности  государственной экологической экспертизы (ст. 5 ФЗ)

В ст. 6 ФЗ закреплены следующие виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории, при осуществлении которых оказывается  негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера  Байкал:

- химическое  загрязнение озера Байкал или  его части, а также его водосборной  площади, связанное со сбросами  и с выбросами вредных веществ,  использованием пестицидов, агрохимикатов,  радиоактивных веществ, эксплуатацией  транспорта, размещением отходов  производства и потребления;

- физическое  изменение состояния озера Байкал  или его части (изменение температурных  режимов воды, колебание показателей  уровня воды за пределами допустимых  значений, изменение стоков в  озеро Байкал);

- биологическое  загрязнение озера Байкал, связанное  с использованием, разведением или  акклиматизацией водных биологических  объектов, не свойственных экологической  системе озера Байкал, в озере  Байкал и водных объектах, имеющих  постоянную или временную связь  с озером Байкал.

На Байкальской  природной территории запрещается  строительство новых хозяйственных  объектов, расширение, реконструкция  действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной  экспертизы проектной документации таких объектов.

Перечень  видов деятельности, запрещенных  в центральной экологической  зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.

Также водное законодательство регулируется не только Водным кодексом, но и другими нормативно правовыми актами и международными договорами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

В Челябинской  области на территории, расположенной  вокруг предприятия по переработке  ядерных отходов «Маяк», наблюдается  повышенная заболеваемость населения, особенно детей. Многочисленные обращения  в государственные органы не привели  к принятию действенных мер по оздоровлению окружающей среды. При  помощи представителей «Движения за ядерную безопасность» г. Челябинска подготовлены пять исков жителей  о переселении из сферы воздействия  «Маяка» в экологически чистую местность.

Каким должно быть решение суда? По каким основаниям территория признается зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия? Каковы права и обязанности  граждан в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций?

Решение

В данной ситуации суд не имеет права разрешать  данную ситуации признавать территорию зоной чрезвычайной экологической  ситуации, зонной экологического бедствия, так как правом такого признания  обладает лишь Президент РФ. В данной ситуации гражданам необходимо обратиться в орган местного самоуправления для того, чтобы он выступил с  инициативой к правительству  РФ о признании данной территории зоной чрезвычайной экологической  ситуации, зоной экологического бедствия. После этого  проводится государственная  экологическая экспертиза материалов о состоянии окружающей природной  среды. По результатам государственной  экологической экспертизы  подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации проект Указа Президента Российской Федерации «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической  ситуации».

Согласно  ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Из данного определения видно, что территорию расположенной вокруг предприятия по переработке ядерных отходов «Маяк», можно признать зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия, т.к. здесь наблюдается повышенная заболеваемость населения, особенно детей.

Согласно  ст. 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право:

- на  защиту жизни, здоровья и личного  имущества в случае возникновения  чрезвычайных ситуаций;

- в соответствии  с планами ликвидации чрезвычайных  ситуаций использовать средства  коллективной и индивидуальной  защиты и другое имущество  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления  и организаций, предназначенное  для защиты населения от чрезвычайных  ситуаций;

- быть  информированными о риске, которому  они могут подвергнуться в  определенных местах пребывания  на территории страны, и о мерах  необходимой безопасности;

- обращаться  лично, а также направлять в  государственные органы и органы  местного самоуправления индивидуальные  и коллективные обращения по  вопросам защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций;

- участвовать  в установленном порядке в  мероприятиях по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на возмещение  ущерба, причиненного их здоровью  и имуществу вследствие чрезвычайных  ситуаций;

- на медицинское  обслуживание, компенсации и социальные  гарантии за проживание и работу  в зонах чрезвычайных ситуаций;

- на получение  компенсаций и социальных гарантий  за ущерб, причиненный их здоровью  при выполнении обязанностей  в ходе ликвидации чрезвычайных  ситуаций;

- на пенсионное  обеспечение в случае потери  трудоспособности в связи с  увечьем или заболеванием, полученным  при выполнении обязанностей  по защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций, в порядке,  установленном для работников, инвалидность  которых наступила вследствие  трудового увечья;

- на пенсионное  обеспечение по случаю потери  кормильца, погибшего или умершего  от увечья или заболевания,  полученного при выполнении обязанностей  по защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций, в порядке,  установленном для семей граждан,  погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского  долга по спасению человеческой  жизни, охране собственности и  правопорядка.

Согласно  ст. 19 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны:8

- соблюдать  законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации,  законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации в области защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать  меры безопасности в быту и  повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной  и технологической дисциплины, требований  экологической безопасности, которые  могут привести к возникновению  чрезвычайных ситуаций;

- изучать  основные способы защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций, приемы оказания первой  помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

- выполнять  установленные правила поведения  при угрозе и возникновении  чрезвычайных ситуаций;

- при  необходимости оказывать содействие  в проведении аварийно-спасательных  и других неотложных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Нормативные правовые акты:

  1. Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.07.2012), Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, N 23, ст. 2381
  2. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013), Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147
  3. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.12.2012) "О недрах", "Собрание законодательства РФ", 06.03.1995, N 10, ст. 823,
  4. Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012), "Российская газета", N 277, 08.12.2006
  5. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2220
  6. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ ( «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета, № 250, 24.12.1994

Учебная и научная литература:

  1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений.-М.:Юристъ,2009-688с.
  2. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ/ под ред. В.В. Погуляева. – ЗАО Юстицинформ, 2008.
  3. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие: Юриспруденция, 2012. – 168 с.

1 Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

2 Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ/ под ред. В.В. Погуляева. – ЗАО Юстицинформ, 2008.

3 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от 30.12.2012) "О недрах"

4 Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

5 Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

6 М.М. Бринчук Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.:Юристъ,2009.–688с.

7 Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"

Информация о работе Экологическое право