УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Часть 1
План лекции:
- Понятие экологического управления. Виды.
- Система органов государственной власти в сфере экологического управления
- Общая характеристика федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Экологическое управление - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также деятельность юридических лиц и граждан, направленная на создание конкретных правоотношений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, соблюдения экологических прав и исполнения экологических обязанностей
В зависимости от субъекта экологического управления выделяют его виды:
- органы государственной власти и их должностные лица - государственное экологическое управление;
- органы местного самоуправления и их должностные лица - муниципальное экологическое управление;
- юридические лица, индивидуальные предпринимателя - производственное экологическое управление;
- граждане, общественные объединения - общегражданское экологическое управление.
Государственное экологическое управление
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к исключительным полномочиям Российской Федерации отнесены следующие вопросы:
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического развития РФ;
- ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
- международные договоры Российской Федерации;
- уголовное и гражданское законодательство
Государственное экологическое управление
В соответствии со .72 Конституции РФ к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнесены:
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными;
- разграничение государственной собственности;
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; ООПТ; охрана памятников истории и культуры;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Государственное экологическое управление
Для выполнения государственных функций создаются органы государственной власти, которые в пределах своей компетенции реализуют государственную политику, в том числе, в сфере экологического управления.
Функции государственного экологического управления: учет, планирование, контроль, мониторинг, экологическое нормирование, государственная экологическая экспертиза, экономическое управление и другие
Муниципальное экологическое управление
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ к вопросам местного значения (муниципального образования – МО) относятся:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО;
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах МО;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- организация благоустройства и озеленения территории МО, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, ООПТ, расположенных в границах МО;
- осуществление муниципального лесного контроля и надзора;
- утверждение генеральных планов МО, правил землепользования и застройки, резервирование земель и изъятие, в т. ч. путем выкупа, земельных участков в границах МО для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель МО;
- создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории МО.
Производственное экологическое управление
К наиболее типичным функциям производственного экологического управления можно отнести:
- проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
- направление в уполномоченный орган материалов на проведение государственной экологической экспертизы в случае, если субъектом хозяйственной деятельности намечается реализация объекта экологической экспертизы;
- разработка декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, ее утверждение руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
- разработка проектов нормативов воздействия на окружающую среду, получение необходимых разрешений, лицензий, утверждение нормативов, лимитов для осуществления природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду;
- осуществление производственного экологического контроля,
- привлечение к дисциплинарной ответственности работников, которые ненадлежащим образом исполняют свои должностные обязанности, связанные с осуществлением функций экологического управления на предприятии;
- назначение экологического аудита;
- осуществление экологического страхования, как добровольного, так и обязательного;
- экологическая сертификация продукции и технологий.
Общественное экологическое управление
Общие функции общественного экологического управления:
- право на защиту прав, в т.ч. экологических прав, в суде;
- свобода мысли и слова;
- свобода собраний;
- право на участие в управление делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
- право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
- право получать и распространять информацию любыми, не противоречащими закону, способами.
Общественное экологическое управление
Специальные функции общественного экологического управления:
- инициатива проведения общественной экологической экспертизы;
- организация и проведение общественной экологической экспертизы;
- участие в общественном обсуждении в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду.
Система органов государственной власти в сфере экологического управления:
- органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ)
- органы широкой компетенции, которая, в том числе, охватывает и вопросы экологического управления;
- специально уполномоченные органы - органы государственной власти, специально созданные для осуществления государственных функций в сфере экологического управления;
- иные органы, имеющие отдельные экологические функции - органы государственной власти, как правило, регулирующие смежные области общественной жизни (безопасность, охрана здоровья и т.п.), которые обладают отдельными функциями в сфере экологического управления.
Органы общей компетенции: Президент РФ
- является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. и экологических (ст. 42 конституции РФ)
- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
- определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ,
- издает указы и распоряжения (например, Указ Президента РФ от 04.02.1994 №236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", которым реализуются его полномочия по определению основных направлений политики России).
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
- организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий
Органы общей компетенции: Правительство РФ
Специально уполномоченные органы
- Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России);
- Федеральная служба по надзора в сфере природопользования РФ (Росприроднадзор) - находится в ведении Минприроды России;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ (Росгидромет) - находится в ведении Минприроды России;
- Федеральное агентство по недропользованию РФ (Роснедра) – находится в ведении Минприроды России;
- Федеральное агнество водных ресурсов – находится в ведении Минприроды России;
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) – находится в ведении Правительства РФ (ранее – в ведомстве Минсельхоза)
- специально уполномоченные органы субъектов РФ (например, в Ставропольском крае – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края).
Иные органы, имеющие отдельные экологические функции
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Министерство обороны РФ - в части экологического обеспечения Вооруженных Сил в целях сохранения и восстановления в ходе повседневной деятельности и боевой подготовки войск (сил) окружающей природной среды, а также снижения воздействия экологически неблагоприятных факторов на личный состав и объекты военной и социальной инфраструктур.
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор - находится в ведении Минздравсоцразвития) - в части санитарно-гигиенического нормирования, экологии человека, надзора за состоянием среды обитания человека;
- Другие.