Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:07, реферат
Первый экологический закон гласит: «Все взаимосвязано со всем». Следовательно, человеку и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив что-либо в окружающей среде. Тогда получается, что буквально каждый шаг человека – это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.
Введение…………………………………………………………………………….3 Основная часть: 1. Предмет, метод и объект экологического права……………………4 2. Экологическое законодательство Российской Федерации………….8 3. Экологическая ответственность. ………………………………………..14 4. Международное право окружающей среды…………………….19 Заключение…………………………………………………………………………23Список использованных источников и литературы……………………………24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра управлением природопользованием и экологической безопасностью
РЕФЕРАТ
по теме:
«Экологическое законодательство»
Выполнила:
Проверил:
Москва
2011
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
Введение.
Первый экологический закон гласит: «Все взаимосвязано со всем». Следовательно, человеку и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив что-либо в окружающей среде. Тогда получается, что буквально каждый шаг человека – это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность. Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду. Несмотря на принимаемые государствами меры по оздоровлению окружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении, поэтому необходима согласованная система взаимодействия хозяйственной и экономической сфер, при которой производство развивалось бы не в ущерб экологии. Думаю, что для создания такой системы необходимо надлежащее правовое регулирование, которое способно обеспечить гармоничное существование природы и цивилизованного общества.
Ввиду несомненной актуальности данной темы, могу сказать, что основной целью моей работы является пошаговый анализ сформировавшегося экологического законодательства как отрасли не только российского, но и международного права.
Не претендуя на исчерпывающую информацию, постараюсь узнать, что представляет собой экологическое право в целом? В каких условиях и как развивается экологическое законодательство в Российской Федерации? Как регулируются взаимоотношения между обществом и природой на международном уровне?
Основная часть.
1. Предмет, метод и объект экологического права.
Экологическое право – это самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Самостоятельность данной отрасли определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы этой отрасли, а также методы правового регулирования. Нормы экологического права устанавливают правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной среды. Но эти нормы обычно содержатся в законах и образуют в целом соответствующую отрасль законодательства – экологическое законодательство. Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, то можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей (например, земельного, горного, водного, лесного) заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов – земли, недр, вод, лесов и др. [1] Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов – административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правового (диспозитивного), основанного на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учетом значимости экологических интересов общества, от имени которого выступает государство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового метода: компетентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. Вопросы о предмете и методе экологического права являются дискуссионными в юридической науке. Их понимание сводится к двум основным позициям. Представители одной из них рассматривают экологическое право в узком смысле, относя к его предмету только отношения по охране окружающей природной среды, а отношения по использованию природных ресурсов – к предмету другой отрасли права – природноресурсового. Большинство авторов придерживается более широкого понимания экологического права, и обосновывает его интегрированный характер как отрасли права, регулирующей использование и охрану окружающей природной среды, поскольку они неотделимы друг от друга.[2] В качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы – земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека. Природа как объект использования и охраны со стороны общества, представляет собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом. Некоторые природные ресурсы находятся вне сферы правового воздействия. Так, к примеру, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общества на данном этапе развития (тепло недр и др.). Природный объект, использование и охрана которого регулируется экологическим правом, должен обладать следующими признаками, характеризующими его возникновение и существование: 1. Естественное происхождение. Это означает, что такой объект должен быть создан силами самой природы без затрат человеческого труда. Вместе с тем не исключается участие человека в его создании с целью восстановления, воспроизводства, улучшения отдельных свойств такого элемента природной среды, если он затем вливается в систему естественных экологических связей и обеспечивает качество окружающей природной среды (например, животные, выращенные человеком и выпущенные на свободу, разведение лесов, рекультивация земель). Не относятся к объектам природы социальные ценности, товарно-материальные объекты. 2. Экологическая взаимосвязь объекта с природной средой. Это означает, что объект должен находиться в составе природной среды, взаимодействуя с ее другими компонентами. За рамками правовой охраны природы остаются те ее части, которые вырваны человеком из естественных природных связей: срубленные деревья, отловленные животные, извлеченные из недр полезные ископаемые, вода в водопроводе или резервуаре и др. Потеряв свою связь с природой, они переходят в разряд товарно-материальных ценностей, правовой режим которых регулируется не экологическим, а другими отраслями права (гражданским, административным и т. д.). Сюда относятся и такие элементы окружающей человека среды, которые потеряли связь с природой и стали спутниками человека или предназначены для удовлетворения его экономических и других потребностей – домашние или бродячие животные, сельскохозяйственные скот, посевы и др. 3. Социально-экологическая ценность объекта, которая проявляется в его способности выполнять полезные экологические, экономические, культурно-оздоровительные и другие функции, то есть удовлетворять материальные, биологические, познавательные и другие интересы человека, участвовать в поддержании экологического баланса в природе и др. Те явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам человека и требуют обеспечения благоприятного качества окружающей природной среды (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, животные, численность которых стала представлять угрозу для природной среды и др.) не входят в понятие охраняемой природы, а наоборот, становятся объектами борьбы со стороны человека как вредные для окружающей среды. К числу объектов, имеющих отмеченные выше признаки, относятся в соответствии с законодательством (ст. 4 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»): - экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замкнутом кругообороте веществ); - природные ресурсы (части природы, которые используются для удовлетворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.); - природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элементов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, национальные парки, ландшафты и др.); - озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд. К охраняемым природным объектам относится также окружающая человека среда - часть природной среды, преобразованная в результате деятельности человека (города и другие населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные зоны и др.). Окружающая среда здесь понимается в узком значении как среда обитания человека, где осуществляется его жизнедеятельность, в отличие от окружающей среды в широком смысле, которая охватывает как природу, так и среду обитания человека.[3]
2. Экологическое законодательство Российской Федерации.
Федеральное российское законодательство в области природопользования было сформировано в 90-е годы минувшего столетия в условиях необходимости обеспечения перехода к новой экономической системе. Данное законодательство строилось по отраслевому принципу и представляло собой каркас из базовых законов, действующих довольно обособлено и не обеспечивающих рациональное и эффективное использование природных ресурсов. Правда, уже с 2000-го года, началась активная работа по обновлению экологического законодательства Российской Федерации, которая, по сути, продолжается и в настоящее время. В системе экологического права России принято выделять общую, особенную и специальную части. Общая часть – это положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть включает в себя институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны). Специальная часть – это экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право. Общая часть содержит, в том числе, такие институты как: - право собственности на природные объекты; - право природопользования; - государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды; - эколого-правовая ответственность. Особенная часть включает: - эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром; - эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов; - эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем; - эколого-правовой режим использования и охраны объектов сельского хозяйства; - эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; - правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т.д. Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.[4] Таким образом, экологическое законодательство это – совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет права окружающей среды. Основываясь на критерии объекта правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на две группы: законодательство об окружающей среде и природоресурсное законодательство. Объектом правового регулирования законов первой группы является окружающая среда в целом, второй – отдельные природные ресурсы. Законодательство об окружающей среде в собственном смысле – новое явление для России и представлено пока лишь некоторыми актами. Наряду с Законом «Об охране окружающей природной среды» к нему относятся:
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе»;
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе»;
Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах »;
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»;
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»;
Федеральный закон от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения».
С определенной долей условности к данной группе можно отнести:
Закон РФ от 18 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
Федеральный закон от 19 августа 1995 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии»;
Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов»;
Федеральный закон от 5 июля 1996 г. «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».
Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в России развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов. Природоресурсное законодательство – это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов. Оно включает:
Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. «Об охране атмосферного воздуха»;
Земельный кодекс РСФСР (принят 25 апреля 1991 г.);
Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»;
Федеральный закон от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»;
Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992г.;
Федеральный закон от 24 апреля 1995г. «О животном мире»;
Водный кодекс РФ (принят 16 ноября 1995 г.);
Лесной кодекс РФ (принят 29 января 1997 г.). Иерархия источников экологического законодательства России может иметь следующий вид:
Международные конвенции и договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
Федеративные договоры, заключенные между РФ и ее субъектом;
Федеральные и конституционные законы;
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
Постановления и распоряжения Правительства РФ;
Нормативные акты (конституции, законы, уставы) субъектов РФ;
Нормативные акты министерств и ведомств;
Нормативные акты органов местного самоуправления.
Дискуссионным в настоящее время является вопрос о признании судебных решений в качестве источников экологического права. Пока они не признаются таковыми, поскольку могут быть обжалованы (кроме решений Конституционного суда). [5] Также несколько проблематичным является вопрос о соотношении федерального и регионального уровней законодательства об охране окружающей среды. Как известно, в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, которые, в свою очередь, осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально- экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов. Пункт «к» той же статьи относит к предметам совместного ведения земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Это означает, что субъект РФ вправе издавать собственные законы в сфере экологии, которые по своему содержанию должны соответствовать нормам федерального уровня. В случае же, если по какому-то вопросу федеральное законодательное регулирование отсутствует, субъект федерации может осуществлять так называемое «опережающее правотворчество», то есть самостоятельно устанавливать правовые нормы, которые затем, в случае принятия соответствующего федерального закона, должны быть приведены с ним в соответствие. К предметам совместного ведения относятся также административное и административно-процессуальное законодательство. Следовательно, в субъектах РФ могут быть приняты нормативно-правовые акты, содержащие составы административных экологических правонарушений и санкций за их совершение. К примеру, в Волгоградской области принят и действует Кодекс об административных правонарушениях от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД, предусматривающий административную ответственность за повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений на территориях общего пользования в населенных пунктах (ст. 6.2) и уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (ст. 6.3). [6] Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов РФ, заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами. [7]