Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 05:55, реферат
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;
3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
4) юридическая ответственность правонарушителей.
Экологическое законодательство
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.
Правовая охрана природы
представляет собой совокупность установленных
государством правовых норм и возникающих
в результате их реализации правоотношений,
направленных на выполнение мероприятий
по сохранению естественной среды, рациональному
использованию природных
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
1) правовое регулирование
отношений по использованию,
2) организация воспитания
и обучения кадров, финансирование
и материально-техническое
3) государственный и
4) юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
В результате последней кодификации
сложилась система
Система экологического законодательства,
руководствующаяся идеями основополагающих
конституционных актов, включает две
подсистемы: природоохранное и
В природоохранное
В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах", Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", а также другие законодательные и нормативные акты.
В Конституции РФ отражены
основные положения экологической
стратегии государства и
Центральное место среди экологических норм Конститу-дии РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.
Конституция РФ также оформляет
организационно-правовые взаимоотношения
Федерации и субъектов
По предмету своего ведения
Российская Федерация принимает
федеральные законы, которые являются
обязательными на территории всей страны.
Субъекты Федерации имеют право
на собственное регулирование
Федеральный закон "Об охране
окружающей среды" определяет правовые
основы государственной политики в
области охраны окружающей среды, обеспечивающие
сбалансированное решение социально-
В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:
• основы управления в области охраны окружающей среды;
• права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
• экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
• нормирование в области охраны окружающей среды;
• оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
• требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
• зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
• государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
• контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
• научные исследования в области охраны окружающей среды;
• основы формирования экологической культуры;
• международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение
благополучия человека — конечная
цель охраны окружающей природной среды.
Поэтому в законодательных
Другим источником экологического права служат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. В целом они относятся к источникам административного права, так как регулируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие экологические права граждан. Так, ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.
Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу для охраны окружающей природной среды и обеспечения экологического законодательства.
Правовые нормы по охране
природы и рациональному
Круг экологических вопросов,
по которым могут издаваться указы
и распоряжения Президента РФ, практически
не ограничен. В их числе следует
назвать Указ Президента РФ от 4 февраля
1994 г. № 238 "О государственной стратегии
Российской Федерации по охране окружающей
среды и обеспечению
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.
К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
Третья группа постановлений
включает нормативно-правовые акты дальнейшего
правового регулирования
Природоохранительные
Немаловажную роль играют
нормативные правила —
Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ "О недрах", водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом "О животном мире", по окружающей природной среде — Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает- законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.
Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.
Подводя итоги рассмотрения данной темы, следует отметить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняются техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный.