Эколого-правовой режим государственных природных заповедников и заказников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 16:07, контрольная работа
Описание работы
Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ от 27.04.93 г. № 4866 (в ред. от 14.12.95 г.) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В соответствии с Законом гражданин может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Содержание работы
1. Гарантии и защита экологических прав человека. ………………………...3 2. Эколого-правовой режим государственных природных заповедников и заказников.……………………………………………………………………..8 3. Задача…………………………………………………………………………21 Список использованной литературы …………………………………………24
На территории государственных
природных заповедников полностью изымаются
из хозяйственного использования особо
охраняемые природные комплексы и объекты
(земля, вода, недра, растительный и животный
мир), имеющие природоохранное, научное,
эколого-просветительское значение как
образцы естественной природной среды,
типичные или редкие ландшафты, места
сохранения генетического фонда растительного
и животного мира.
Земля, воды, недра, растительный
и животный мир, находящиеся на территориях
государственных природных заповедников,
предоставляются в пользование (владение)
государственным природным заповедникам
на правах, предусмотренных федеральными
законами.
Имущество государственных
природных заповедников является федеральной
собственностью.
Здания, сооружения, историко-культурные
и другие объекты недвижимости закрепляются
за государственными природными заповедниками
на праве оперативного управления. Запрещается
изъятие или иное прекращение прав на
земельные участки и другие природные
ресурсы, которые включаются в государственные
природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое
имущество государственных природных
заповедников полностью изымаются из
оборота (не могут отчуждаться и переходить
от одного лица к другому иными способами).
Положение о конкретном государственном
природном заповеднике, его статус утверждаются
органом, уполномоченным на то Правительством
Российской Федерации.
На государственные природные
заповедники возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных
территорий в целях сохранения биологического
разнообразия и поддержания в естественном
состоянии охраняемых природных комплексов
и объектов;
б) организация и проведение
научных исследований, включая ведение
Летописи природы;
в) осуществление экологического
мониторинга в рамках общегосударственной
системы мониторинга окружающей природной
среды;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной
экологической экспертизе проектов и
схем размещения хозяйственных и иных
объектов;
е) содействие в подготовке
научных кадров и специалистов в области
охраны окружающей природной среды.
Порядок образования государственных
заповедников законодательно определен.
Статья 8 ФЗ9 устанавливает, что государственный
природный заповедник учреждается постановлением
Правительства Российской Федерации при
условии согласия субъектов Российской
Федерации на отнесение его территории
к объектам федеральной собственности,
принимаемым по представлению органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и специально уполномоченного
на то государственного органа Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды. Расширение территории
государственного природного заповедника
производится в том же порядке.
Органы государственной власти
Российской Федерации, в ведении которых
находятся вновь созданные государственные
природные заповедники, определяют сроки
и этапы формирования организационно-хозяйственной
инфраструктуры, соответствующей государственному
природному заповеднику как природоохранному
учреждению. В период, предшествующий
созданию этой инфраструктуры, контроль
за соблюдением режима государственного
природного заповедника осуществляется
соответствующими федеральными органами
исполнительной власти либо иными уполномоченными
ими органами.
На прилегающих к территориям
государственных природных заповедников
участках земли и водного пространства
создаются охранные зоны с ограниченным
режимом природопользования.
На территории государственного
природного заповедника запрещается любая
деятельность, противоречащая задачам
государственного природного заповедника
и режиму особой охраны его территории,
установленному в положении о данном государственном
природном заповеднике.
На территориях государственных
природных заповедников допускаются мероприятия
и деятельность, направленные на:
а) сохранение в естественном
состоянии природных комплексов, восстановление
и предотвращение изменений природных
комплексов и их компонентов в результате
антропогенного воздействия;
б) поддержание условий, обеспечивающих
санитарную и противопожарную безопасность;
в) предотвращение условий,
способных вызвать стихийные бедствия,
угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
г) осуществление экологического
мониторинга;
д) выполнение научно-исследовательских
задач;
е) ведение эколого-просветительской
работы;
ж) осуществление контрольно-надзорных
функций.
Эколого-просветительская деятельность
заповедников, являясь основным средством
воспитания экологической культуры, призвана,
в первую очередь, формировать у широких
слоев российского общества понимание
современной роли особо охраняемых природных
территорий в сохранении биологического
и ландшафтного разнообразия как основы
биосферы, а также их места в социально-экономическом
развитии регионов. Это должно обеспечить
действенную общественную поддержку государственных
природных заповедников как объектов
национального достояния.
Работа со школьниками относится
к числу важнейших направлений эколого-просветительской
деятельности, осуществляемой специалистами
по экологическому просвещению во всех
заповедниках.
Работа со школьниками в заповедниках
направлена на привлечение детей к природоохранной
деятельности, расширение их экологического
кругозора, развитие соответствующих
знаний, умений и навыков, содействие профессиональной
ориентации учащихся.
Основными формами работы со
школьниками в заповедниках являются:
- организация и проведение
детских экологических лагерей
и экспедиций;
- организация работы школьных
лесничеств;
- создание и организация
работы детских экологических
и юннатских кружков;
- содействие проведению
полевых практик и экспедиций
юннатских кружков в заповеднике;
- проведение школьных
экскурсий, в том числе на заповедной
территории;
- проведение тематических
занятий со школьниками;
- организация конкурсов,
викторин, олимпиад, конференций;
- привлечение школьников
к участию в экологических
праздниках и акциях.
Могут заповедники осуществлять
и рекламно-издательскую деятельность.
Рекламно-издательская деятельность заповедников
направлена на распространение информации
об особо охраняемых природных территориях
и формированию положительного отношения
населения к этим объектам.
В государственных природных
заповедниках могут выделяться участки,
на которых исключается всякое вмешательство
человека в природные процессы.
Размеры этих участков определяются
исходя из необходимости сохранения всего
природного комплекса в естественном
состоянии.
На специально выделенных участках
частичного хозяйственного использования,
не включающих особо ценные экологические
системы и объекты, ради сохранения которых
создавался государственный природный
заповедник, допускается деятельность,
которая направлена на облегчение функционирования
государственного природного заповедника
и жизнедеятельности граждан, проживающих
на его территории, и осуществляется в
соответствии с утвержденным индивидуальным
положением о данном государственном
природном заповеднике.
Государственные природные
заповедники являются юридическими лицами,
которые не имеют в качестве цели своей
деятельности извлечение прибыли, то есть
являются некоммерческими организациями
и создаются в форме финансируемого за
счет средств федерального бюджета природоохранного
учреждения.
Государственные природные
заповедники распоряжаются в установленном
порядке следующими средствами:
от научной, природоохранной,
рекламно-издательской и иной деятельности,
не противоречащей задачам государственных
природных заповедников;
в счет возмещения ущерба, причиненного
природным комплексам и объектам, расположенным
на территориях государственных природных
заповедников;
от реализации конфискованных
в установленном порядке орудий охоты,
рыболовства и продукции незаконного
природопользования;
в порядке безвозмездной помощи
и благотворительных взносов.
Штрафы, налагаемые в административном
порядке за экологические правонарушения,
взысканные по постановлениям должностных
лиц государственных природных заповедников,
поступают в самостоятельное распоряжение
государственных природных заповедников
и учитываются на отдельном балансе.
Государственные природные
заповедники вправе иметь собственную
символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие).
Порядок утверждения, использования и
охраны символики государственных природных
заповедников устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Производство изобразительной,
печатной, сувенирной и другой тиражированной
продукции и товаров народного потребления
с использованием изображений природных
и историко-культурных комплексов и объектов,
находящихся на территориях государственных
природных заповедников, а также их названий
и символики осуществляется с разрешения
дирекций государственных природных заповедников.
Государственные природные
заповедники пользуются налоговыми льготами,
установленными для них законодательством
Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Расположение государственного
природного заповедника на территориях
двух и более субъектов Российской Федерации
не может быть основанием для нарушения
его территориальной целостности или
изменения статуса.
Среди заповедников закон специально
выделяет биосферные заповедники. Статус
государственных природных биосферных
заповедников имеют государственные природные
заповедники, которые входят в международную
систему биосферных резерватов, осуществляющих
глобальный экологический мониторинг.
К территории государственных
природных биосферных заповедников в
целях проведения научных исследований,
экологического мониторинга, а также апробирования
и внедрения методов рационального природопользования,
не разрушающих окружающую природную
среду и не истощающих биологические ресурсы,
могут быть присоединены территории биосферных
полигонов, в том числе с дифференцированным
режимом особой охраны и функционирования.
На территории государственного
природного заповедника запрещается любая
деятельность, противоречащая задачам
государственного природного заповедника
и режиму особой охраны его территории,
в том числе:
- действия, изменяющие гидрологический
режим земель;
- изыскательские работы
и разработка полезных ископаемых,
нарушение почвенного покрова, выходов
минералов, обнажений и горных
пород;
- рубки главного пользования,
заготовка живицы, древесных соков,
лекарственных растений и технического
сырья, а также иные виды лесопользования,
за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Положением;
- сенокошение, пастьба скота,
размещение ульев и пасек, сбор
и заготовка дикорастущих плодов,
ягод, грибов, орехов, семян, цветов
и иные виды пользования растительным
миром, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Положением;
- строительство и размещение
промышленных и сельскохозяйственных
предприятий и их отдельных
объектов, строительство зданий
и сооружений, дорог и путепроводов,
линий электропередач и прочих
коммуникаций, за исключением необходимых
для обеспечения деятельности
заповедников;