Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения............4
Административная ответственность за экологические правонарушения........6
Уголовная ответственность за экологические преступления............................11
Гражданско-правовая ответственность за экологический правонарушения...15
Заключение............................................................................................................18
Нормативные акты................................................................................................19
Список литературы...............................................................................................20

Файлы: 1 файл

курсач 3 курс.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения

 

Гражданско-правовая (гражданская) ответственность является одним из видов юридической ответственности и заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда). 
 Гражданско-правовая ответственность может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия. 
 Общие положения о возмещении вреда, в том числе и экологического, содержатся в гражданском законодательстве (в частности, глава 59 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)), а порядок его возмещения регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ). 
 Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения заключается, главным образом, в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований. 
 Ст. 1064 (п. 1) ГК РФ содержит общее правило о том, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. 
 В экологическом законодательстве определение экологического вреда содержится в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», согласно ст. 1 которого вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. 
 Ст. 77 (п.1) Закона расширяет и дополняет понятие экологического вреда: это загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, а п. 3 указанной статьи Закона устанавливает, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. 
 Реальный ущерб, прежде всего, проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Под упущенной выгодой понимаются недополученные хозяйствующими субъектами - природопользователями доходы, которые они могли бы получить при обычных условиях хозяйствования. Таксами при исчислении размера вреда окружающей среде являются условные единицы оценки ущерба с учетом понесенных затрат. 
 Согласно ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды», определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. 
 На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Кроме того, суды рассматривают требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 80 Закона « Об охране окружающей среды»).Учитывая специфику экологического вреда законодатель установил, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (п. 3 ст. 78 «Об охране окружающей среды»). 
 Кроме возмещения вреда окружающей среде возмещению в полном объеме подлежит и вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц (п. 1 ст. 79 Закона «Об охране окружающей среды»). 
 Помимо Закона «Об охране окружающей среды» нормы, регулирующие порядок возмещения экологического вреда, содержатся в иных нормативных правовых актах (природоресурсном законодательстве). Так, ст. 76 Земельного кодекса РФ устанавливает, что юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений, ст. 111 Лесного кодекса РФ - лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам и т.д. 
 Сравнительно новым для российского права элементом экологического вреда является моральный вред, который может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»). Поскольку окружающая нас природная среда удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, то уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и, соответственно, должно служить основанием для его возмещения.

Согласно ст. 243 ТК РФ устанавливается  материальная ответственность в  полном размере причиненного ущерба в случаях:

- когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

- умышленного причинения ущерба;

- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Также по вопросу, касающемуся материальной ответственности руководителя организации, установенной ст. 277 ТК РФ - руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

В случаях, предусмотренных  федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

 

Заключение

 

В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических  правонарушений увеличивается. Они  все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации,  причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость  наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Эти органы снизу доверху  замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические  и экологические решения. В силу зависимого положения они часто  вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.

В сложившихся экстремальных  условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной  деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды.

Необходимо поднимать  роль природоохранных прокуратур и  создавать новые структуры, прообразом которых может стать экологическая  милиция. Так как от этого зависит не только наше здоровье но и здоровье наших потомков.

Нормативные акты

 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
  2. Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г.
  3. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г.
  4. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001г.
  5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 2006г.
  6. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001г.
  7. Лесной Кодекс РФ от 4 декабря 2006г.
  8. Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993г.
  9. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 10 января 2002г.
  10. Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995г.
  11. Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995г.
  12. Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.
  13. Закон РФ "О животном мире" от 1 января 2008г.
  14. Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999г.

Список литературы

 

  1. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997.
  2. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 1997.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002.
  4. Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: Автореф. докт. дис. М., 1994.
  5. Онищенко Г.Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения // Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения. М., 2001.
  6. Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и бизнес, 1993г.

1  Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и бизнес, 1993, N3.

2  Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.4

3 Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 152.

4 Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 137.

5 Онищенко Г.Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения // Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения. М., 2001. С. 13.

6 Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002. С. 156.

7 Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002. С. 160.

8 Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: М., 1994. С. 5.

9 Сухарев А.Я. Экологическая преступность: ее социальные корни и общественная опасность // Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности. Сборник научных трудов. М., 1996. С. 6.


Информация о работе Юридическая ответственность за экологические правонарушения