Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:46, курсовая работа
В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды.
Введение.................................................................................................................3
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения............4
Административная ответственность за экологические правонарушения........6
Уголовная ответственность за экологические преступления............................11
Гражданско-правовая ответственность за экологический правонарушения...15
Заключение............................................................................................................18
Нормативные акты................................................................................................19
Список литературы...............................................................................................20
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
Гражданско-правовая (гражданская)
ответственность является одним из видов
юридической ответственности и заключается
в применении к правонарушителю в интересах
другого лица либо государства установленных
законом или договором мер воздействия,
влекущих для него отрицательные, экономически
невыгодные последствия имущественного
характера (возмещение убытков, уплату
неустойки, возмещение вреда).
Гражданско-правовая
ответственность может возлагаться на
правонарушителя наряду с применением
мер дисциплинарного, административного
и уголовного воздействия.
Общие положения
о возмещении вреда, в том числе и экологического,
содержатся в гражданском законодательстве
(в частности, глава 59 Гражданского кодекса
РФ (ГК РФ)), а порядок его возмещения регулируется
Гражданским процессуальным кодексом
РФ (ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным
кодексом РФ (АПК РФ).
Гражданско-правовая
ответственность за экологические правонарушения
заключается, главным образом, в возложении
на правонарушителя обязанности возместить
потерпевшей стороне имущественный или
моральный вред, причиненный в результате
нарушения правовых экологических требований.
Ст. 1064 (п. 1) ГК РФ
содержит общее правило о том, что вред,
причиненный личности или имуществу гражданина,
а также вред, причиненный имуществу юридического
лица, подлежит возмещению в полном объеме
лицом, причинившим вред.
В экологическом
законодательстве определение экологического
вреда содержится в Федеральном законе
«Об охране окружающей среды», согласно
ст. 1 которого вред окружающей среде -
это негативное изменение окружающей
среды в результате ее загрязнения, повлекшее
за собой деградацию естественных экологических
систем и истощение природных ресурсов.
Ст. 77 (п.1) Закона
расширяет и дополняет понятие экологического
вреда: это загрязнение, истощение, порча,
уничтожение, нерациональное использование
природных ресурсов, деградация и разрушение
естественных экологических систем, природных
комплексов и природных ландшафтов и иное
нарушение законодательства в области
охраны окружающей среды, а п. 3 указанной
статьи Закона устанавливает, что вред
окружающей среде, причиненный субъектом
хозяйственной и иной деятельности, возмещается
в соответствии с утвержденными в установленном
порядке таксами и методиками исчисления
размера вреда окружающей среде, а при
их отсутствии исходя из фактических затрат
на восстановление нарушенного состояния
окружающей среды, с учетом понесенных
убытков, в том числе упущенной выгоды.
Реальный ущерб,
прежде всего, проявляется в форме загрязнения
окружающей среды, порчи, уничтожения,
повреждения, истощения природных ресурсов,
разрушения экологических систем. Под
упущенной выгодой понимаются недополученные
хозяйствующими субъектами - природопользователями
доходы, которые они могли бы получить
при обычных условиях хозяйствования.
Таксами при исчислении размера вреда
окружающей среде являются условные единицы
оценки ущерба с учетом понесенных затрат.
Согласно ст. 78
Закона «Об охране окружающей среды»,
определение размера вреда окружающей
среде, причиненного нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды, осуществляется
исходя из фактических затрат на восстановление
нарушенного состояния окружающей среды,
с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды, а также в соответствии
с проектами рекультивационных и иных
восстановительных работ, при их отсутствии
в соответствии с таксами и методиками
исчисления размера вреда окружающей
среде, утвержденными органами исполнительной
власти, осуществляющими государственное
управление в области охраны окружающей
среды.
На основании решения
суда или арбитражного суда вред окружающей
среде, причиненный нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды, может
быть возмещен посредством возложения
на ответчика обязанности по восстановлению
нарушенного состояния окружающей среды
за счет его средств в соответствии с проектом
восстановительных работ. Кроме того,
суды рассматривают требования об ограничении,
о приостановлении или о прекращении деятельности
юридических и физических лиц, осуществляемой
с нарушением законодательства в области
охраны окружающей среды (ст. 80 Закона
« Об охране окружающей среды»).Учитывая
специфику экологического вреда законодатель
установил, что иски о компенсации вреда
окружающей среде, причиненного нарушением
законодательства в области охраны окружающей
среды, могут быть предъявлены в течение
двадцати лет (п. 3 ст. 78 «Об охране окружающей
среды»).
Кроме возмещения
вреда окружающей среде возмещению в полном
объеме подлежит и вред, причиненный здоровью
и имуществу граждан негативным воздействием
окружающей среды в результате хозяйственной
и иной деятельности юридических и физических
лиц (п. 1 ст. 79 Закона «Об охране окружающей
среды»).
Помимо Закона
«Об охране окружающей среды» нормы, регулирующие
порядок возмещения экологического вреда,
содержатся в иных нормативных правовых
актах (природоресурсном законодательстве).
Так, ст. 76 Земельного кодекса РФ устанавливает,
что юридические лица и граждане обязаны
возместить в полном объеме вред, причиненный
в результате совершения ими земельных
правонарушений, ст. 111 Лесного кодекса
РФ - лесному фонду и не входящим в лесной
фонд лесам и т.д.
Сравнительно
новым для российского права элементом
экологического вреда является моральный
вред, который может заключаться в нравственных
переживаниях в связи с невозможностью
продолжать активную общественную жизнь,
с потерей работы, а также с физической
болью, связанной с повреждением здоровья
либо в связи с заболеванием, перенесенным
в результате нравственных страданий
(Постановление Пленума Верховного Суда
РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы
применения законодательства о компенсации
морального вреда»). Поскольку окружающая
нас природная среда удовлетворяет эстетические
(духовные) потребности человека, то уничтожение,
к примеру, зеленых насаждений в городах
также может рассматриваться как фактор
причинения морального вреда и, соответственно,
должно служить основанием для его возмещения.
Согласно ст. 243 ТК РФ устанавливается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба в случаях:
- когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.
Также по вопросу, касающемуся материальной ответственности руководителя организации, установенной ст. 277 ТК РФ - руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Заключение
В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
Всё это диктует необходимость
наращивать усилия всех государственных,
в том числе и правоохранительн
Эти органы снизу доверху
замыкаются на исполнительную власть,
принимающую окончательные
В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
Одним из путей комплексного
подхода в организации
Необходимо поднимать
роль природоохранных прокуратур и
создавать новые структуры, прообразом
которых может стать
Нормативные акты
Список литературы
1 Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и бизнес, 1993, N3.
2 Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.4
3 Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 152.
4 Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 137.
5 Онищенко Г.Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения // Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения. М., 2001. С. 13.
6 Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002. С. 156.
7 Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002. С. 160.
8 Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: М., 1994. С. 5.
9 Сухарев А.Я. Экологическая преступность: ее социальные корни и общественная опасность // Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности. Сборник научных трудов. М., 1996. С. 6.
Информация о работе Юридическая ответственность за экологические правонарушения