Контрольная работа по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 06:43, контрольная работа

Описание работы

В формируемом праве окружающей среды России очевидна тенденция развития лицензионно-договорных основ регулирования приро- допользования и охраны окружающей среды. Лицензия и договор в данной сфере приобретают большое юридическое значение. Получение лицензии и заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии (иногда наряду с договором), если для ее ведения она требуется.

Файлы: 1 файл

1экол право.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

1. Лицензионно-договорные  основы природопользования.

В формируемом праве окружающей среды России очевидна тенденция развития лицензионно-договорных основ  регулирования приро- допользования и охраны окружающей среды. Лицензия и договор в данной сфере приобретают большое юридическое значение. Получение лицензии и заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии (иногда наряду с договором), если для ее ведения она требуется. Проведение такой деятельности без надлежаще оформленных документов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности.

Значение лицензирования и договорной практики определяется также другими их функциями в  механизме регулирования природопользования и охраны окружающей среды. К таким функциям относятся:

а) информационная - в рамках которой собирается, накапливается и распространяется информация о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности, о состоянии окружающей среды в месте ее осуществления, мерах по охране окружающей среды и рациональному природопользованию и др.;

б) превентивная - с учетом данных о масштабах и видах экологически значимой деятельности посредством установления в лицензии и договоре пределов использования природных ресурсов, химических, физических и биологических воздействий на природу, других экологически значимых условий осуществления такой деятельности достигается предупреждение экологического вреда;

в) контрольная - которая выражается в том, что, выдавая лицензию и заключая договор, уполномоченные государственные органы осуществляют превентивный контроль за соблюдением природопользователем-лицензиатом требований законодательства об окружающей среде;

г) гаранта - реализации прав граждан и юридических лиц в области природопользования и охраны окружающей среды.

Хотя лицензирование и  заключение договора касаются иногда одних и тех же общественных отношений, они являются правовыми инструментами  реализации разных методов в праве  окружающей среды - административно-правового  и гражданско-правового.

Наряду с экологическим  нормированием и государственной  экологической экспертизой, экологической  сертификацией и экологическим  контролем, лицензирование является одним  из основных и потенциально эффективных  инструментов реализации административных методов управления природопользованием  и охраной окружающей среды. Одновременно лицензирование может рассматриваться  в системе экологического права  как правовая мера обеспечения рационального  природопользования и охраны окружающей среды, комплексный правовой институт и как функция государственного управления в данной сфере.

Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных  ресурсов и оказывающая или могущая  оказывать вредное воздействие  на состояние окружающей среды, допускается, как правило, на основании специальных  лицензий. Виды деятельности, требующие  лицензии для ее осуществления, как  и форма лицензии, определяются законами. Традиционными видами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая, к примеру, пользование  недрами, рубку леса, забор воды для  промышленных целей, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных  вод и т.п. Правовой институт экологического лицензирования получает в России все  более широкое развитие.

В соответствии с экологическим  законодательством используются различные  формы документов, выполняющих функции  лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное  природопользование, пользование лесным фондом и др.), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет. Несмотря на многообразие форм документов, применяемых в данной сфере, в силу выполнения ими одинаковой функции все они охватываются понятием «лицензирование».

В отличие от лицензии, договор  как инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды получает развитие в России лишь в условиях рынка. При этом договор реализует  гражданско-правовой метод регулирования. Стороны договорных отношений автономны  и административно независимы друг от друга. Их взаимные права и обязанности  определяются не произвольно по усмотрению сторон, а вытекают из положений  законодательства об окружающей среде  и строго в рамках компетенции  соответствующего органа исполнительной власти.

Договор в сфере взаимодействия общества и природы является средством  правового регулирования отношений  как наряду с лицензией, так и  самостоятельно, устанавливая соответствующие  права (на аренду земли, на пользование  водными ресурсами и др.).

Регулируя одни и те же отношения  по установлению права пользования  природными ресурсами, лицензия и договор  служат средствами выражения и защиты общественных и государственных, федеральных  и региональных экологических интересов. Это проявляется в том, что  лицензии на природопользование выдают федеральные специально уполномоченные органы управления в области использования  и охраны природных ресурсов (к  примеру, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства  и продовольствия РФ), а договоры на пользование теми же ресурсами  заключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Выдача лицензии уполномоченным федеральным органом и заключение договора на природопользование с органом  исполнительной власти субъекта РФ является реализацией положения Конституции  РФ относительно того, что природопользование и охрана окружающей среды являются предметом совместного ведения  Российской Федерации  и ее субъектов.

Так как природные ресурсы, предоставляемые в специальное  природопользование на основе лицензий и договоров, находятся в государственной  собственности, то получается, что полномочия по распоряжению государственной собственностью реализуются одновременно двумя  видами органов - специальной и общей  компетенции, представляющих национальные и региональные интересы. С учетом общественного интереса в обеспечении  охраны окружающей среды при предоставлении природных ресурсов в пользование  важно, что в этой деятельности участвуют  органы Государственного комитета по охране окружающей среды РФ посредством  проведения государственной экологической  экспертизы материалов экологического обоснования лицензий на природопользование.

Вывод: В экологическом праве России прослеживается тенденция развития лицензионно-договорных основ регулирования природопользования. Лицензия и договор имеют юридическую силу. Они создают основу для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной природной среды. 
Лицензирование природопользования — проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методами запрета, разрешения.

 

 

 

 

2. Эколого-правовая  защита атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух представляет собой  элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепловой баланс на планете, определяет климат и т.д. Наряду с экологическими функциями атмосферный воздух выполняет важнейшие экономические функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энергетической, транспортной и другой деятельности человека.

Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспортных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению  газового состава атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электромагнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового  слоя атмосферы, нарушению ее естественного  баланса.

Все это наносит ощутимый вред экономике, здоровью людей, природной среде  и вызывает необходимость регулирования  антропогенного воздействия на атмосферный  воздух.

Правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляется Федеральными Законами «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., «О радиационной безопасности населения»» Об охране окружающей природной среды» 1991 г., а также рядом подзаконных актов - Положениями о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух, о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя и др. Российская Федерация является участником нескольких международных соглашений по вопросам охраны атмосферы, например, Международной Венской конвенции об охране озонового слоя, Конвенции ООН об изменении климата, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Важные положения об охране атмосферного воздуха содержатся в нормативных  актах, регулирующих использование  и охрану земель, лесов, вод, недр и  других природных ресурсов, а также  в уголовном, административном, гражданском  и иных отраслях законодательства.

В силу своих естественных свойств  атмосферный воздух в настоящее  время не рассматривается в качестве объекта присвоения, поэтому отношения  собственности по поводу атмосферного воздуха, а также процесс его  экономического использования не регулируется законодательством. Экологическое  право обеспечивает лишь его охрану от вредных воздействий.

Понятие и способы правовой охраны атмосферного воздуха

Правовая охрана атмосферного воздуха  представляет собой систему закрепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучшение состояния  атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и других воздействий  на атмосферу, вызывающих неблагоприятные  последствия для населения, народного  хозяйства, растительного и животного  мира.

Своеобразие охраны атмосферного воздуха  заключается в том, что она  достигается, с одной стороны, через  охрану других природных объектов (лесов, вод), влияющих на ее состояние, а с  другой стороны, - путем регулирования  хозяйственного воздействия на атмосферу.

Первый способ охраны реализуется  посредством обеспечения правового  режима лесов и вод, установленного соответствующим законодательством. Законом об охране атмосферного воздуха  регулируются вопросы осуществления  хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние  атмосферы.

Содержание правовой охраны атмосферного воздуха

Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет комплекс мер, основными среди которых являются учет, контроль, установление нормативов в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечение выполнения экологических требований источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха.

Государственный учет и  контроль в сфере охраны атмосферного воздуха

Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является предусмотренный  законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие (ст. 21-22 Закона об охране атмосферного воздуха) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96 - ФЗ.

Источники вредного воздействия на атмосферный воздух подразделяются на стационарные (предприятия, энергостанции  и другие производственные, а также  бытовые объекты) и передвижные (автомобили, самолеты, суда и другие подвижные  средства и установки), что обусловливает  особенности правового регулирования  охраны атмосферного воздуха в процессе их деятельности. За состоянием атмосферного воздуха, его изменениями осуществляется наблюдение по химическим, физическим и биологическим показателям общегосударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды. Сбор, хранение, обобщение, анализ информации проводится с целью обеспечения ею заинтересованных организаций, а также составления прогнозов об уровне загрязнений атмосферного воздуха под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. Наблюдение (мониторинг) осуществляется специально уполномоченными органами Федеральной исполнительной власти по гидрометеорологии, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому надзору и др. (ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96 - ФЗ.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, условий вредного воздействия на атмосферу, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха (ст. 24 Закона об охране атмосферного воздуха) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96 - ФЗ. Он осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок, органами безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды и др.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическое право"