Контрольная работа по «Экологическому праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

При строительстве жилого дома государственный инспектор выявил, что проектная документация «не прошла» государственную экологическую экспертизу. Застройщик был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе. Оцените действия сторон. Какие виды экологической экспертизы осуществляются в РФ? Какие органы проводят государственную экологическую экспертизу и в отношении каких объектов?

Содержание работы

Задача 1……………………………………………………………………..3
Задача 2……………………………………………………………………..5
Задача 3……………………………………………………………………..5
Список литературы………………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

Экологическое.docx

— 34.45 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Западно-Сибирский  филиал

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

 

Контрольная работа

по экологическому праву

 

 

 

Вариант 2 (от Л до С)

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса 401 группы

Заочной форм обучения

Ринчинов А.Г.

Преподаватель:

к.ю.н., доцент

Татаринцева И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск

2014

Содержание

Задача 1……………………………………………………………………..3

Задача 2……………………………………………………………………..5

Задача 3……………………………………………………………………..5

Список литературы………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

При строительстве  жилого дома государственный инспектор  выявил, что  проектная документация «не прошла» государственную  экологическую экспертизу. Застройщик был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе.

Оцените действия сторон. Какие виды экологической  экспертизы осуществляются в РФ? Какие  органы проводят государственную экологическую  экспертизу и в отношении каких объектов?

 

Экологическая экспертиза

 

Экологическая экспертиза является одним из основных элементов организационного механизма охраны окружающей среды, важнейшей мерой

контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны специально уполномоченных государственных органов и общественных организаций.

Понятие и правовое регулирование

Законодательно экологическая  экспертиза определяется как установление соответствия намечаемой хозяйственной иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Данная процедура представляет собой предусмотренный законодательством комплекс действий государственных органов и общественных организаций по рассмотрению документации, реализация которой в хозяйственной и иной деятельности может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Ее задача — гарантировать, что при планировании хозяйственной  и иной деятельности предусмотрены меры по охране окружающей среды, соответствующие требованиям законодательства. Основное, что следует отметить, — экологическую экспертизу проводят на этапе планирования хозяйственной или иной деятельности, а не в отношении, например, действующих предприятий.

Экологической экспертизе посвящена ст. 33 ФЗ об охране окружающей среды.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим ее проведение, является

Федеральный закон «Об  экологической экспертизе». Во исполнение данного закона приняты такие акты, как Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением

Правительства РФ от 11.06.1996 № 698; Регламент проведения государственной экологической экспертизы, утвержденный приказом Госкомэкологии России от 17.06.1997 № 280, иные подзаконные акты.

В соответствии с законодательством  возможно проведение государственной и общественной экологической экспертизы. Государственную экологическую  экспертизу проводит экспертная комиссия, формируемая в зависимости от объекта экспертизы Росприроднадзором либо Ростехнадзором. Общественную экспертизу вправе проводить общественные организации, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей среды.

Статус и порядок проведения общественной экологической экспертизы установлен ст. 19—25 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Общественную экологическую  экспертизу организуют и проводят по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых, в соответствии с их уставами, является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, инициаторами проведения общественной экологической экспертизы могут быть граждане, общественные организации, органы местного самоуправления. Проводить же ее вправе лишь общественная организация, основным направлением деятельности которой является охрана окружающей среды.

Объектом общественной экспертизы могут быть все объекты государственной экологической экспертизы, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Общественную экологическую  экспертизу можно проводить не более  двух раз до либо одновременно с государственной экспертизой. Общественная организация, проводящая экспертизу, обязана подать в соответствующий экспертиза возможна лишь при регистрации заявления данным органом.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает  юридическую силу только при утверждении его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Данное положение законодательства вызывает нарекания со стороны общественности, так как утверждение результатов общественной экспертизы полностью зависит от усмотрения соответствующего государственного органа. Видимо, законодатель исходил из того, что проведение общественной экологической экспертизы возможно лицами, не обладающими достаточной квалификацией, ее выводы далеко не всегда являются обоснованными. Придание заключению общественной экологической экспертизы обязательной юридической силы означало бы создание существенных преград реализации проектов хозяйственной и иной деятельности.

 

Решение:

 

В соответствии с п.7.1 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе»  проекты строительства должны пройти экологическую экспертизу. Непредставление документации на экологическую экспертизу является нарушением законодательства (п.1 ст.30 ФЗ «Об экологической экспертизе»). За данное нарушение виновное лицо привлекается к административной ответственности (ст. 32 ФЗ «Об экологической экспертизе»). В соответствии с п.1 ст.8.4. КоАП РФ на нарушителя накладывается штраф. Так как застройщик – юридическое лицо, то штраф будет составлять от 500 до 1500 МРОТ. Поэтому действия государственного инспектора правомерны.

 

 

 

2

В процессе осуществления  государственного экологического контроля в отношении СХП государственным  инспектором С.И. Ивановым был выявлен  ряд грубейших нарушений законодательства об охране окружающей природной среды. Составив необходимую документацию о выявленных нарушениях, инспектор  направил предписание в адрес  руководства предприятия, в котором  требовал в течение 10дней устранить  выявленные нарушения.

  В указанный период нарушения устранены не были и инспектор обязал директора СХП прекратить опасную производственную деятельность.

Оцените легитимность требований инспектора. Какими правами  и обязанностями они наделены? Решите дело по существу. Какие виды экологического контроля осуществляются в РФ? В отношении каких объектов государственный экологический контроль обязателен на федеральном уровне? 

 

 

 

3

Инженер тарного цеха товарищества на вере «Веселей» г. Сургута С.С. Иванов, чтобы скрыть факт простоя вагона с остатками удобрений, дал указание рабочим рассыпать их в овраге, по дну которого течет ручей, впадающий  в крупную реку. В результате этих действий была загрязнена акватория  этой реки. По оценке экспертов ущерб  составил 20 млн. рублей.

К какому виду ответственности может быть привлечен  С.С. Иванов и организация, в которой он трудится? Что является основанием привлечения нарушителя законодательства об охране природы к юридической ответственности, дайте  характеристику ему и его видам.

 

 

Юридическая ответственность  за экологические правонарушения

 

Юридическая ответственность  граждан и организаций за экологические правонарушения не может возникнуть произвольно, так как условия ее применения строго определены законом. Ответственность наступает вследствие того, что тот или иной участник экологических отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает нежелательные, противозаконные действия, являющиеся экологическими правонарушениями.

 

Понятие юридической ответственности  и условия ее применения

 

Содержание юридической  ответственности, ее цели и сущность сложны и многообразны. С одной стороны, это наказание (кара) за совершенное экологическое правонарушение, с другой — лишь угроза его применения. В последнем случае она предупреждает пользователей природными ресурсами от совершения неправомерных действий, что имеет большое воспитательное, профилактическое (превентивное) значение. В материальной своей форме юридическая ответственность выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена.

 

Например, природопользователь, умышленно исказивший или скрывший полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках ее загрязнения, несет административную ответственность в виде штрафа (ст. 8.5 КоАП). Это, однако, не освобождает его от надлежащего исполнения неисполненной обязанности. Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает тогда, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной природных ресурсов дает тому или иному лицу предписание, например в форме напоминания о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции). Таким образом, предупреждается совершение экологического правонарушения. От предупреждения следует отличать пресечение экологического правонарушения в стадии совершения, пока еще имеется возможность его приостановить, т.е. прекратить его дальнейшее развитие по указанию государственных органов экологического контроля. При более серьезных экологических правонарушениях могут быть применены меры уголовной ответственности.

 Например, в тех случаях,  когда выявлены факты виновного массированного загрязнения окружающей среды, повлекшего за собой крупный материальный ущерб или вред здоровью людей.

 

Условия применения юридической  ответственности

 

По общему правилу юридическая  ответственность за нарушение закона, в том числе экологического законодательства, может наступать лишь при наличии так называемого полного состава правонарушения. Что это означает?

В действиях нарушителя необходимо установить четыре признака (элемента) правонарушения: 1) противоправное действие (бездействие) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушение определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредный результат этого действия или бездействия, выразившийся в неблагоприятных последствиях: порча земель, загрязнение водных объектов, морской среды, атмосферы, уничтожение и повреждение лесов; 3) наличие причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективный элемент состава); 4) вина нарушителя конкретных правовых норм (субъективный элемент состава).

При отсутствии какого-либо из упомянутых элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, например, если порча земли или загрязнение водоемов, сколько бы значительны они ни были, произошли вследствие стихийных явлений (наводнение, землетрясение, сель, обрушение горных пород), то невозможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности. Но происшедшие изменения в состоянии окружающей среды должны получить надлежащее отражение в документах земельного и других кадастров. Здесь нет ни чьей-то вины, ни субъекта ответственности. При возникновении имущественных конфликтов спор разрешается в судебном порядке.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» обратил внимание судов на то, что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (п. 2 постановления). Таким образом, Верховный Суд РФ обращает внимание на необходимость выявления всех выше названных условий (признаков) правонарушения, чтобы были основания для привлечения виновного лица к экологической ответственности.

Информация о работе Контрольная работа по «Экологическому праву»