Контрольная работа по «Экологическому праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Право природопользования может рассматриваться в различных аспектах. В объективном смысле право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства. В субъективном смысле право природопользования - это мера возможного поведения субъектов природопользования при осуществлении указанной выше деятельности.

Содержание работы

1. Право общего природопользования ..………….……………………………
2. Эколого-правовой режим водопользования ………….……………………
3. Задача …………………………………………………………………………
Список использованных источников …………………………………………

Файлы: 1 файл

к.р. эколог.право.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Право общего природопользования в определенной степени осуществляется в рамках сервитутного права, регулируемого Гражданским кодексом РФ и Водным кодексом РФ. Так, ст. 274 ГК РФ предусматривает возможность установления сервитута, т.е. права ограниченного пользования чужим земельным участком. Таким правом обладает, однако, ограниченный круг лиц. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут при этом носит в основном целевой характер. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего его установления.

Водный сервитут выступает  в формах публичного и частного водных сервитутов. Публичный водный сервитут дает право каждому пользоваться водными объектами общего пользования  и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Частный водный сервитут устанавливает право заинтересованных лиц на ограниченное пользование водными объектами, предоставленными в долгосрочное или краткосрочное пользование.

Таким образом, регулируя  право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эколого-правовой  режим водопользования 

 

Вода как объект экологических  отношений. Понятие и состав единого  государственного водного фонда. Особенности государственного управления эколого-правовым режимом водопользования. Право водопользования и его виды. Правовая охрана вод. Водные ресурсы РФ как объект, требующий научного подхода со стороны пользователей. Правовые аспекты и последствия нарушения водного законодательства РФ, ответственность за загрязнение водоемов и сброс вредных стоков и отходов. Ответственность за нарушение международных договоров и конвенций по охране природы и животного мира.

Право водопользования как важнейший  институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.

В субъективном смысле право водопользования - это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования  являются поверхностные водные объекты  и подземные водные объекты (ст. 5 ВК РФ).

Водные объекты в зависимости  от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на4:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам  относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные  карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных  вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты  состоят из поверхностных вод  и покрытых ими земель в  пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного  объекта) определяется для:

1) моря - по постоянному уровню  воды, а в случае периодического  изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного  карьера - по среднемноголетнему  уровню вод в период, когда  они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища - по нормальному  подпорному уровню воды;

4) болота - по границе  залежи торфа на нулевой глубине.

5. К подземным водным  объектам относятся:

1) бассейны подземных  вод;

2) водоносные горизонты.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

 Водное законодательство классифицирует право водопользования на несколько видов с различным правовым режимом.

В зависимости от хозяйственной  цели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие  виды водопользования: для целей  питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Водным кодексом целей.

 Согласно ст. 43 ВК  РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность их для данного водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов его санитарной охраны.

Использование подземных  водных объектов, пригодных для питьевого  водоснабжения, для иных целей вообще не допускается, кроме исключительных случаев.

Применительно к способам пользования водными объектами  различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких сооружений и устройств.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено законом.

К водным объектам общего пользования вправе иметь доступ каждый гражданин и бесплатно  использовать их для личных и бытовых  нужд.  Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены  забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об ограничении  водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется  жителям соответствующих поселений  органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования  механических транспортных средств) береговой  полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Предоставление водных объектов в пользование на основании  договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

 По договору водопользования  одна сторона - исполнительный  орган государственной власти  или орган местного самоуправления,  обязуется предоставить другой  стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. 

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования  не может составлять более чем  двадцать лет.

Договором водопользования  предусматривается плата за пользование  водным объектом или его частью и устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного  использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок  платы за пользование водными  объектами в зависимости от  речного бассейна;

3) равномерность поступления  платы за пользование водными  объектами в течение календарного  года.

Ставки платы за пользование  водными объектами, находящимися в  федеральной собственности, собственности  субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Водный объект может предоставляться в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование

Предоставление водного  объекта, находящегося в федеральной  собственности, в пользование для  обеспечения обороны страны и  безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

В иных случаях,  предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов 

Согласно ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при  использовании водных объектов имеют  право:

- самостоятельно осуществлять  использование водных объектов;

- осуществлять строительство  гидротехнических и иных сооружений  на водных объектах;

- пользоваться иными  предусмотренными ВК, другими федеральными  законами правами.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании  водных объектов обязаны:

- не допускать нарушение  прав других собственников водных  объектов, водопользователей, а также  причинение вреда окружающей  среде;

- содержать в исправном  состоянии эксплуатируемые ими  очистные сооружения и расположенные  на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

- информировать уполномоченные  исполнительные органы государственной  власти и органы местного самоуправления  об авариях и иных чрезвычайных  ситуациях на водных объектах;

- своевременно осуществлять  мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

- вести в установленном  порядке учет объема забора (изъятия)  водных ресурсов из водных  объектов и объема сброса сточных  вод и (или) дренажных вод,  их качества, регулярные наблюдения  за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

- выполнять иные предусмотренные кодексом, другими федеральными законами обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 В Челябинской области на территории, расположенной вокруг предприятия по переработке ядерных отходов «Маяк», наблюдается повышенная заболеваемость населения, особенно детей. Многочисленные обращения в государственные органы не привели к принятию действенных мер по оздоровлению окружающей среды. При помощи представителей «Движения за ядерную безопасность» г. Челябинска подготовлены пять исков жителей о переселении из сферы воздействия «Маяка» в экологически чистую местность.

Каким должно быть решение суда? По каким основаниям территория признается зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия? Каковы права и обязанности  граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

Информация о работе Контрольная работа по «Экологическому праву»