Леса как объект эколого-правового режима лесопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

Целью исследования является анализ лесного законодательства и результатов деятельности государственных органов по исполнению соответствующих правовых актов, выявление существующих недостатков и выработка рекомендаций по повышению результативности этой деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………..3
§ 1. Основные понятия лесного права…………………………..…………5
§ 2. Понятие и виды лесопользования……………………..………………9
§ 3. Государственное регулирование эколого-правового режима
лесопользования……………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………..………..16
Список источников и литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

Право лесопользования.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Подробнее указанные  виды лесопользования регламентированы главой 2 ЛК РФ. Так, например, ЛК РФ устанавливает, что для заготовки древесины и живицы в первую очередь предоставляются погибшие или поврежденные лесные насаждения. Интересна норма, согласно которой в местах традиционного проживания лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд.

К недревесным лесным ресурсам ЛК относит пни, бересту, кору деревьев и кустарников, хворост, еловые, пихтовые и сосновые лапы, деревья хвойных пород для новогодних праздников, мох, камыш и иные подобные лесные ресурсы.

Среди пищевых лесных ресурсов традиционно перечисляются дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и т. д.

Как указывалось ранее, леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства: сенокошения, выпаса животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности.

На заготовку лесины, иных лесных ресурсов, а также пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях по общему правилу требуется разрешение. Однако существует два исключения: не требуется специального разрешения

    • на бесплатное пребывание граждан в лесах для отдыха (публичный лесной сервитут) и
    • на сбор ими для личного пользования грибов, ягод, орехов и пр., лекарственного и технического сырья.

При этом согласно п. 3 ст. 11 ЛК РФ гражданам запрещается осуществлять сбор грибов и растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, субъектов РФ, а также грибов и растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с федеральным законодательством.

Право публичного лесного  сервитута может быть ограничено в целях пожарной безопасности на особо охраняемых природных территориях и по иным законным основаниям8.

Невыполнение гражданами или юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, норм лесного законодательства выступает основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Площади лесных участков, переданных в аренду по видам использования лесов на 01.04.2009 года (статистические данные Федерального агентства лесного хозяйства)9

Вид использования лесов

Площадь,  га

Заготовка древесины 

131 007 270

Заготовка живицы

15 571

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов

780

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений

190 219

Ведение охотничьего хозяйства  и осуществление охоты

45 715 428

Ведение сельского хозяйства

7 253 985

Осуществление научно-исследовательской  деятельности, образовательной деятельности

180 588

Осуществление рекреационной деятельности

30 539

Создание лесных плантаций и  их эксплуатация

86

Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных  растений

489

Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых

221 430

Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов

567

Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов

93 137

Переработка древесины и иных лесных ресурсов

195

Иные виды, определенные в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации

3 155

Всего

184 713 439


§ 3. Государственное регулирование ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО режима лесопользования

Государственное регулирование эколого-правового  режима лесопользования — это «исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов»10.

Выделяют регулирование эколого-правового режима лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.

Государственное регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными органами.

Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-правового режима лесопользования являются Федеральная служба лесного хозяйства и ее территориальные органы (органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ, лесхозы, национальные парки и др.).

Основными функциями регулирования эколого-правового режима лесопользования выступают:

  • государственный учет лесного фонда,
  • лесной кадастр,
  • лесной мониторинг,
  • государственная лесная охрана,
  • лесоустройство,
  • организация восстановления лесов и лесоразведения,
  • государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов,
  • разрешение споров о лесопользовании11.

Государственный лесной кадастр должен содержать сведения об экономических, экологических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Эти данные используются при управлении и организации ведения лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные, определении платежей за пользование лесными ресурсами.

Государственный учет лесов призван обеспечивать периодическое уточнение количественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля за изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Эти сведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства.

Мониторинг  лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций. Структура, содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливается совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и государственным органом охраны окружающей среды Российской Федерации.

Планирование  использования лесов включает мероприятия в области рационального использования лесов, восстановления, лесоразведения, повышения продуктивности лесов, их охраны и зашиты. 
Законодательство предусматривает мероприятия по ведению лесного хозяйства с расчетом на длительную перспективу и размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда раздельно по группам лесов и хозяйствам, объемам по лесовосстановлению.

Разработка и составление  годовых и перспективных планов использования и охраны лесов в соответствии с данными лесоустройства осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством.

Лесоустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

  Лесоустройство включает следующие действия:

    • определение границ территории лесного фонда;
    • выполнение картографирования лесов;
    • инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений;
    • выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок, мелиорации и других хозяйственных мероприятий и определение порядка и способов их проведения;
    • определение объемов мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ
    • и иные лесоустроительные действия.

Ведение лесного  хозяйства без проведения лесоустройства запрещается.

На вырубках, гарях и иных бывших под лесом  площадях в целях рационального использования земель лесного фонда, обеспечения оптимальной лесистости, и улучшения экологической обстановки осуществляется восстановление лесов, а на других землях, предназначенных для создания новых лесов, проводится лесоразведение.

Также в целях повышения продуктивности и качества лесов осуществляется их воспроизводство и улучшение породного состава.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и зашитой лесов возлагается на органы государственной власти субъектов РФ, федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы, а также государственные органы охраны окружающей среды в пределах их компетенции. Порядок осуществления государственного контроля за состоянием лесов устанавливается Правительством РФ.

   Задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства12.

Институт права лесопользования, являясь производным от права собственности на леса, призван служить успешному выполнению задачи рациональной и эффективной эксплуатации лесных богатств, а также их охраны и воспроизводства.

В соответствии со ст. 72 и 74 ЛК РФ юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду или безвозмездное срочное пользование, а гражданам –  в безвозмездное срочное пользование.

Договор аренды лесного участка по общему правилу  заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. Договор аренды лесного участка за некоторыми исключениями заключается по результатам аукциона, однако арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Передача участков лесного фонда в пользование должна осуществляться согласно учету интересов местного населения.

 

 

Заключение

В работе раскрыты основные понятия лесного права, показаны различные подходы к их определению, приведена статистика, касающаяся лесного фонда. Так, статистические данные устанавливают, что Россия располагает наибольшей частью мирового запаса лесов и соответственно именно за ней – будущее мировой лесной политики.

Второй параграф посвящен вопросам лесопользования. Приведена  основная, законодательно закрепленная классификация видов лесопользования, определено их соотношение согласно данным Федерального агентства лесного хозяйства.

Особое внимание уделено регулированию эколого-правового  режима лесопользования. Прежде всего, такое регулирование осуществляется государством, но возможно и внутрихозяйственное  управление со стороны лесопользователей. Среди основных функций регулирования эколого-правового режима лесопользования названы государственный учет лесного фонда, лесной кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство и др. Подчеркивается, что институт права лесопользования призван служить успешному выполнению задачи рациональной и эффективной эксплуатации лесных богатств, а также их охраны и воспроизводства.

В рассматриваемой сфере  отношений по урегулированию правил лесопользования остается немало недостатков. В частности, на сегодняшний день в России наблюдается рост незаконных рубок, связанный во многом с несовершенством нового лесного законодательства. Проводящаяся в области лесоуправления реформа ведет к значительному сокращению занятости в государственных органах лесного хозяйства, что в свою очередь, служит причиной безработицы и нищеты в лесных поселках. Людей, оставшихся без работы и часто не имеющих даже возможности обеспечить себя дровами, тяжелые жизненные условия подталкивают к совершению противоправных действий – в том числе незаконных рубок.

Информация о работе Леса как объект эколого-правового режима лесопользования