Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:53, контрольная работа
Научное значение природы заключается в бесконечном разнообразии слагающих ее объектов и процессов, позволяющих путем наблюдения, анализа и сравнения познавать законы развития Вселенной. Природа является источником научных знаний, развития различных отраслей науки.
Неоценимо оздоровительное значение природы. Воздух в сосновом бору насыщен озоном, он лишен промышленных выбросов и других загрязнений, имеющих место в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека.
Введение 3
1. Понятие экологического права 5
2. Методы экологического права 8
2.1 Экономическое регулирование 9
2.2 Юридическая ответственность за экологические правонарушения 13
Заключение 18
Список использованных источников 20
Содержание.
Введение |
3 |
1. Понятие экологического права |
5 |
2. Методы экологического права |
8 |
2.1 Экономическое регулирование |
9 |
2.2
Юридическая ответственность |
13 |
Заключение |
18 |
Список использованных источников |
20 |
Введение.
Природа часто воспринимается как синоним Вселенной, материального мира в целом. Однако правильнее природу определить как часть материального мира, изучаемого естественными науками.
У природы и общества есть специфические черты. Вся общественная жизнь, производство, человек и его сознание существует на базе природных материалов, действует в соответствии с природными закономерностями. В связи с этим общество является частью природы, однако оно обладает и своей социальной сущностью.
Общество окружено природой. Оно непрерывно взаимодействует в ней в самых разнообразных направлениях. Без природной среды общество существовать не может. Вышеуказанные авторы считают, что часто бывает трудно провести границу между природой, ставшей частью общества, и природой - средой жизни общества.
Материальная практика соединяет человека с природой и одновременно выделяет его из природы. Природа для общества имеет многогранное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое.
Производственное значение природы очевидно. Любые потребляемые человеком продукты создаются, в конечном счете путем использования природных ресурсов.
Научное значение природы заключается в бесконечном разнообразии слагающих ее объектов и процессов, позволяющих путем наблюдения, анализа и сравнения познавать законы развития Вселенной. Природа является источником научных знаний, развития различных отраслей науки.
Неоценимо оздоровительное значение природы. Воздух в сосновом бору насыщен озоном, он лишен промышленных выбросов и других загрязнений, имеющих место в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека.
В специальной литературе часто употребляют понятия «природные ресурсы» и «природные условия». «Природные условия» - понятие очень широкое, охватывающее все аспекты природы, о них говорят, как правило, безотносительно к человеку и его деятельности.
Экологическое
право представляет собой совокупность
правовых норм, регулирующих общественные
отношения по охране окружающей среды
от вредных химических, физических,
биологических, радиационных воздействий
в процессе хозяйственной и иной
деятельности (оказывающей названное
вредное воздействие на природную
среду), а также по рациональному
использованию природных
Экологическое право – одна из отраслей в системе российского права, история развития которой уходит своими корнями во времена Русской Правды.
1. Понятие экологического права
Природоохранная деятельность – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий1.
Правовое
регулирование охраны окружающей среды
осуществляется по поводу конкретных
объектов природы, сферы жизни человека.
Объектами охраны окружающей среды
от загрязнения, истощения, деградации,
порчи, уничтожения и иного
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Таким образом,
экологическое право можно
2. Методы экологического права
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 1594 «О специально уполномоченных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
2.1 Экономическое регулирование
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется путем:
В целях
планирования, разработки и осуществления
мероприятий по охране окружающей среды
разрабатываются федеральные
Разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений3.
Планирование
и разработка мероприятий по охране
окружающей среды осуществляются с
учетом государственных прогнозов
социально-экономического развития, федеральных
программ в области экологического
развития Российской Федерации, целевых
программ в области охраны окружающей
среды субъектов Российской Федерации
на основании научных
Юридические
лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие хозяйственную и
иную деятельность, оказывающую негативное
воздействие на окружающую среду, обязаны
планировать, разрабатывать и осуществлять
мероприятия по охране окружающей среды
в порядке, установленном
Сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения осуществляется посредством государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которое выражается в установлении экологических нормативов и стандартов.
Нормирование
в области охраны окружающей среды
заключается в установлении нормативов
качества окружающей среды, нормативов
допустимого воздействия на окружающую
среду при осуществлении
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
В целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности проводится экологическая сертификация. Экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной. Порядок проведения обязательной экологической сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации4.
В целях
обеспечения органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, юридическими и физическими
лицами исполнения экологического законодательства
в области охраны окружающей среды,
соблюдения требований, в том числе
нормативов и нормативных документов,
в области охраны окружающей среды,
а также обеспечения