Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:56, контрольная работа
Загрязнение атмосферы, вод, почв, истощение природ¬ных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живу¬щих на земле. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу от¬дельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества. И хотя охрана окружающей среды в пределах территории государств — это дело прежде всего самих этих госу-дарств, координация их усилий, взаимодействие их эко¬номических в научно-технических потенциалов могут значительно расширить имеющиеся у них возможности и средства и решить экологические проблемы, которые не под силу решить одному или нескольким государствам.
Некоторые меры охраны фауны и флоры высокоширотных районов Арктики предусматриваются Конвенцией по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенцией по охране птиц 1950 г., Конвенцией по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. (которая строго регламентирует продажу и покупку, а следовательно, и изъятие из природной среды более 600 видов позвоночных животных), а также теми договорами, которые запрещают загрязнение моря разными промышленными отходами и другими материалами (нефтью, радиоактивными отходами и др.).
Таким образом, охрана природы осуществляется как региональными международными договорами, охватывающими определенный географический район (Африка, Америка, Арктика, Антарктика и ДР.), так и договорами общего характера. В последнем случае договоры обычно направлены на защиту какого-либо одного или нескольких определенных видов фауны или флоры (конвенции о китобойном промысле, по охране птиц, защите растений и т. д.). Например, Конвенция по охране птиц 1950 г. сгавит все виды диких птиц в их естественной среде обитания, включая перелетных, под защиту по только от полного истребления, но и от уменьшения численности. Государства обязались охранять всех птиц, а также их гнезда, яйца и птенцов в период размножения, запретить весеннюю охоту на перелетных птиц, предоставить круглогодичную охрану вымирающим птицам и птицам, представляющим научный интерес, покончить с массовым уничтожением и отловом пернатых друзей человека. К сожалению, ряд капиталистических государств (Англия, Италия, Норвегия, ФРГ, Франция и др.) не ратифицировали эту конвенцию. Это может отрицательно сказаться на решении вопроса защиты птиц, которая должна осуществляться общими усилиями всех государств.
В отношении флоры земли действует международная Конвенция по защите растений 1951 г., в которой участвуют более 50 государств. Известно, однако, что проблемы возникновения и распространения вредителей и болезней растений носят, как правило, региональный характер, и их решение зависит от согласованных действий стран определенного географического района. Поэтому государства при заключении Конвенции 1951 г. предусмотрели возможность принятия дополнительных региональных соглашений в развитие ее целей и принципов, учреждения международных организаций по защите растений. Такие соглашения заключены между государствами Европы, Америки, Африки, Юго-Восточной Азии. и Тихоокеанского бассейна. Советский Союз заключил двусторонние конвенции по карантину и защите растений со многими странами, в том числе с ГДР, Польшей, Болгарией, Румынией, Венгрией, КНДР, Ираном, Афганистаном и др. В результате такого сотрудничества в Иране и Афганистане, например, значительно сократились площади, зараженные саранчой.
Специальные соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды заключены Советским Союзом в 70-х годах с США, Англией, Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Финляндией, Швецией, Канадой, Японией и другими странами. Например, в 1976 г. СССР и США заключили конвенцию об охране перелетных птиц и среды их обитания. В советско-канадском коммюнике 1971 г. специально отмечалось значение двустороннего сотрудничества по вопросам окружающей среды в Арктике с целью не допустить загрязнения вод арктических районов и принять другие меры, направленные на поддержание в них природного равновесия.
В осуществлении международного сотрудничества государств по защите природы все большую роль играют ООН и ее специализированные учреждения — ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО и др. В 1972 г. в Стокгольме состоялась специальная конференция ООН по окружающей человека среде. Конференция приняла Декларацию об окружающей среде и План мероприятий в этой области. Декларация подчеркивает, что всевозрастающее число проблем, связанных с окружающей средой, требует широкого сотрудничества между государствами и принятия мер со стороны международных организаций в общих интересах человечества. Декларация призвала правительства и пароды прилагать совместные усилия в целях сохранения и улучшения окружающей человека среды. В ней закреплен один из основополагающих международно-правовых принципов охраны окружающей среды — осуществление государствами суверенных прав по использованию своих природных ресурсов таким образом, чтобы не причинять экономического ущерба другим государствам или международным территориям. К последним, как уже говорилось, относятся пространства Антарктики, воды открытого моря, воздушное пространство над ними и космическое пространство. Это положение относится также к международным рекам, т. е. рекам, пересекающим несколько государств и имеющим судоходный выход к морю (Дунай, .Рейн, Амазонка, Нигер и т. п.) и к пограничным рекам и озерам (Амур, Кура, Великие озера США и Канады, ряд озер в Африке, и др.).
Существенное место вопросы охраны окружающей среды занимают в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. В разделе, посвященном сотрудничеству в области экономики, науки и техники, отмечается, что многие проблемы защиты и улучшения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов могут быть эффективно решены только путем тесного международного сотрудничества. Важным элементом такого сотрудничества признано содействие прогрессивному развитию, кодификации и применению международного права как одного из важных средств сохранения и улучшения окружающей человека среды.
Советский Союз выступил с инициативой проведения общеевропейских совещаний в этой области. Первое общеевропейское совещание по вопросам охраны окружающей среды состоялось в Женеве в ноябре 1971 г. Оно обратило главное внимание на проблемы создания и внедрения безотходной технологии, переноса загрязнителей воздуха через национальные границы (трансграничный перенос), охраны и рационального использования водных ресурсов, защиты флоры и фауны. В ходе Женевского совещания государства, в том числе СССР, заключили Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха, цель которой — сократить или предотвратить это явление. Кроме того, они приняли декларацию по вопросам безотходной технологии. В развитие Женевского совещания в 1980 г. государства приняли декларацию о политике предупреждения и борьбы с загрязнением водных ресурсов, включая трансграничное загрязнение. Эти и другие общеевропейские совещания с участием СССР, США и Канады, бесспорно, внесли полезный вклад в развитие международно-правовых основ сотрудничества по охране окружающей среды в духе хельсинкских договоренностей.
Среди глобальных проблем охраны окружающей среды особое значение имеет предотвращение загрязнений морей. Как уже отмечалось, на Стокгольмской конференции по окружающей среде 1972 г. этот вопрос был выделен особо. И это не случайно. Океан — колыбель жизни, и от его состояния зависит жизнь на континентах. Однако научно-технический прогресс создал много источников загрязнения океана: нефтью, береговыми сточными водами и промышленными отходами, радиоактивными отходами и т. п." Все это поставило на повестку дня вопрос о принятии срочных мер международный защиты морской (•роды. Одной из первых таких мер была Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., замененная более всеобъемлющей конвенцией по тому же вопросу, принятой в 1973 г. В 1972 г. была принята конвенция по предотвращению загрязнения моря сброс отходов и других материалов, в число которых радиоактивные отходы. В Конвенции участвуют около 50 государств, в том числе СССР. Кроме того, вопросы защиты морской среды от радиоактивного заражения отражены и в других универсальных конвенциях: в Брюссельской конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1963 г., Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., наконец, Конвенции по морскому праву 1982 г. В отдельных регионах Мирового океана действуют специальные конвенции по этим вопросам: Соглашение о сотрудничестве по вопросам борьбы против загрязнения вод Северного моря нефтью 1969 г., Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1973 г., Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г. и др.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Международное экологическое право — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. В отечественной литературе более распространено название "международное право окружающей среды". Термин "экологическое право" представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления. Исследованиями в этой области известны С. В. Виноградов, О. С. Колбасов, А. С. Тимошенко, В. А. Чичварин.
В наше время международная защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой. Загрязнение вод мирового океана наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Межрегиональные проекты по строительству дамб, плотин, каналов, осушение болот приводят к деградации мировых сельхозугодий, засухе и эрозии почв во многих странах мира. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей на нашей планете. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате планеты и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", т. е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанных с выбросами радиоактивных и ядовитых веществ в атмосферу, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Достаточно вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС и на американском химическом заводе в Индии. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, в Югославии, в Персидском заливе, в частности, война в Ираке.
Положение государств в отношении международной защиты окружающей среды различно. В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что международная защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом международной политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость — сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов.
Все вышесказанное стимулирует динамичное развитие международного экологического права. Заслуживает внимания особенность этого развития, состоящая в большой роли общественности и средств массовой информации. Многие международные акты в сфере международной защиты окружающей среды принимаются правительствами. Массовые движения в защиту природы, различные партии "зеленых" становятся все более влиятельными.
Позиция правительств объясняется различиями в интересах. Международная защита окружающей среды весьма дорогостояща. Она отрицательно сказывается на конкурентоспособности товаров. Мероприятия на своей территории не препятствуют трансграничному загрязнению. Например, российские заводы на Кольском полуострове наносят ущерб окружающей среде Норвегии. В 1996 г. Россия заключила соглашение о финансировании Норвегией установления фильтров на металлургическом комбинате на Кольском полуострове. В общем международная проблема решаема лишь в глобальном масштабе, а это требует колоссальных средств.
Международное экологическое право начало складываться как обычное право, прежде всего, это касается его норм и принципов. Именно так утвердился основной принцип международного экологического права — принцип ненанесения вреда природе другого государства действиями, совершаемыми на собственной территории. Сложился наиболее общий принцип — принцип защиты окружающей среды. Идет становление принципа ответственности за нанесение вреда природе другого государства. Особо отмечу кардинальный принцип, который был сформулирован в Декларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. следующим образом: "Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно".
Международное экологическое право тесно связано не только с правами человека, но и с другими отраслями международного права. Следует подчеркнуть, что защита окружающей среды является принципом также морского и космического права. Значительное внимание защите рабочих от загрязненной среды уделяет Международная организация труда; например, в 1977 г. ею принята Конвенция о защите рабочих от производственных опасностей, связанных с загрязнением воздуха, шумом и вибрацией.
В общем процессе формирования обычных норм международного экологического права важная роль принадлежит резолюциям международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера укажу на такие акты Генеральной Ассамблеи ООН, как резолюция 1980 г. "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений" и Всемирная хартия природы 1982 г.
Информация о работе Международное право охраны окружающей среды