Международно-правовая охрана окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:51, реферат

Описание работы

Международно-правовая охрана окружающей среды – совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Экология ПЕЧАТЬ!.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)


1. Международно-правовая  охрана окружающей среды

Международно-правовая охрана окружающей среды – совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую  отрасль этой системы права и  регулирующих   действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде   из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Понятие “окружающая  среда” неравнозначно по содержанию   и понятию “экология”, так как последнее обозначает науку об   отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Международно-правовая защита окружающей среды четко выделилась в настоящее время в системе  общего международного   права как самостоятельная, специфическая сфера регулирования.   Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой расширяет предмет международно - правового регулирования по защите окружающей среды. На современном этапе главными и устоявшимися можно считать:   предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей   среде из различных источников (в первую очередь посредством   загрязнения); обеспечение экологически обоснованного режима   рационального использования природных ресурсов; обеспечение   комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов; научно-техническое сотрудничество государств в   связи с защитой окружающей среды.

Система международно-правового  регулирования защиты окружающей среды обладает внутренней структурой, достаточно устойчивыми взаимосвязями, а также собственной нормативной   основой и источниками. В отечественной правовой науке высказывалось авторитетное мнение, что она обладает и собственными   институтами. Практически устоялся термин “международное право окружающей среды” (МПОС)1.

Окончательному завершению формирования МПОС как самостоятельной  отрасли международного права в  значительной   степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей   среде (ЮНЕП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной сфере принципы и нормы,   закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности. 
        Принципы международного права окружающей среды. 
        Основные принципы. Каждое государство, осуществляя право   на проведение в отношении национальной системы окружающей   среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом   общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за   пределы территории одного государства на большие расстояния   (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Специальные принципы. Защита окружающей среды на благо   нынешнего и будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм   МПОС. Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию   качества окружающей среды, включая устранение отрицательных   для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

Недопустимость нанесения  трансграничного ущерба. Данный   принцип запрещает такие действия государств в пределах своей   юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего   пользования. Вытекая из фундаментального принципа уважения государственного суверенитета, этот специальный принцип МПОС   налагает определенные ограничения на действия государств на   своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей   среды других государств и районов общего пользования. Впервые   этот принцип был сформулирован в стокгольмской Декларации   ООН по проблемам окружающей среды 1972 года. В последующем   он был широко подтвержден международной практикой и получил   практически универсальное признание. 
        Экологически обоснованное рациональное использование при  родных ресурсов было провозглашено в качестве политического   требования в данной Декларации ООН и на протяжении последующих лет внедрялось в международно-правовую практику. Но   несмотря на достаточно широкое договорное применение, этот   принцип обладает пока слишком общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании. Его характеризуют   следующие элементы: рациональное планирование и управление   возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической   перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом   уровне, то есть уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами. 
          Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Формирование и утверждение   этого специального принципа МПОС идет как договорным, так и   обычным путем, с соблюдением государствами существующей   международной практики. В этой связи в отечественной правовой   литературе обоснованно подчеркивалось, что одной из сторон   процесса становления в современном международном праве принципа недопустимости радиоактивного заражения планеты является соблюдение правила, исключающего “мирное” вредоносное   заражение биосферы отходами атомной промышленности, транспорта и т.д. Элементы принципа недопустимости радиоактивно  го заражения окружающей среды (например, действующая норма   о запрещении радиоактивного заражения атмосферы, космического пространства и дна Мирового океана в результате испытательных ядерных взрывов, а также некоторые еще формируюшиеся   нормы) должны составить одно из важнейших звеньев механизма   защиты окружающей среды. 
           Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения   морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного рай  она в другой и не превращать один вид загрязнения в другой;   обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся   под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим   государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют   свои суверенные права. Наиболее полно этот принцип отражен в   Конвенции ООН по морскому праву . 
         Принцип запрета военного или любого иного враждебного   использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые   имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству. Как норма он закреплен в Конвенции о   запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, а также в   Дополнительном протоколе 1 1977 года к Женевским конвенциям   о защите жертв войны 1949г2
           Обеспечение экологической безопасности как принцип начинает складываться в последние годы. Он отражает прежде всего   глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого   принципа можно считать обязанность государств осуществлять   военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного   состояния окружающей среды. 
           Принцип контроля за соблюдением международных договоров   по охране окружающей среды предусматривает создание помимо   национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны   осуществляться на глобальном, региональном и национальном   уровнях на основе международно-признанных критериев и пара  метров. 
          Принцип международно-правовой ответственности государств   за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за   существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно  расширяется. 
          Развитие МПОС характеризуется также внедрением в международно-правовую практику договоренностей о консультациях,  контроле за качеством и изменениями в окружающей среде, раннем уведомлении о прогнозируемых существенных изменениях в   состоянии окружающей среды и т.д. Они ведут к формированию   системы превентивных действий, направленных на предотвращение ущерба окружающей среде.

Концепция экологической безопасности. 
 
        Новой концепцией, которая предлагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды, стала концепция эко  логической безопасности, которая призвана содействовать устойчивому и безопасному развитию всех государств. Она не может   быть достигнута в одностороннем порядке и требует сотрудничества между государствами. 
       Экологическая безопасность – это сложная взаимосвязанная   и взаимозависимая система экологических составляющих плане  ты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса между ними3
        Принцип экологической безопасности из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное: недопущение   экоспазма как условие выживаемости человечества. Этот принцип   устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и   международной безопасностью. При этом защита и улучшение   охраны окружающей среды, рациональное использование всех   природных ресурсов тесно увязываются с обеспечением всех аспектов международной безопасности, в том числе с разоружением. 
       Юридическое содержание принципа экологической безопасности состоит в обязанности государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить усиливающееся воз  действие экологических стрессов на местном, национальном,   региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность должна   осуществляться таким образом, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, но и всему международному  сообществу в целом. 
       Международная экологическая безопасность предполагает та  кое состояние международных отношений, при котором обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство   и повышение качества окружающей среды. Правовыми средства  ми обеспечения экологической безопасности являются как региональные, так и универсальные международные договоры. Речь   идет также о необходимости формирования своего рода “экологического правового пространства” и необходимости разработки   единого правового документа в области защиты окружающей   среды, который стал бы одной из важнейших составляющих экологической безопасности4.

В современных условиях закономерно  и неизбежно усиление   координирующей роли международного права в общем процессе   правового регулирования защиты окружающей среды. Это объясняется угрозой широкомасштабного трансграничного ущерба национальным системам окружающей среды, возникающей в процессе многих видов современной деятельности государств.   Усиление координирующей роли международного права по отношению к национальному праву в области защиты окружающей   среды вытекает также из развивающейся ситуации всеобщей эко  логической опасности, когда масштабы ущерба, наносимого окружающей среде, свидетельствуют о тенденции к нарушению всей   планетарной системы окружающей среды, к непредсказуемым изменениям во всей общественной и экономической жизни человечества. Возникает необходимость разработки и принятия универсальных императивных норм поведения государств. Это позволило   бы реализовать обоснованную Генеральной Ассамблеей ООН,   ЮНЕП и Всемирной комиссией по вопросам окружающей среды и   развития задачи осуществления глобальной стратегии защиты   окружающей среды и рационального использования природных   ресурсов, которая основана на концепции устойчивого и экологи  чески безопасного долговременного развития. 
          Концепция устойчивого развития была выдвинута Международным союзом охраны природы в 1980 году в документе, который назывался “Всемирная стратегия охраны природы”5. Смысл   концепции состоит в том, что экономически более выгодно пред  отвратить возможный ущерб, чем затрачивать средства на ликвидацию его последствий. В 1986 году в Оттаве на Международной   конференции по охране природы и развитию был разработан ряд   принципов по обеспечению устойчивого развития. В 1987 году в отчете Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и   развития, руководимой Гру Харлем Брундтланд, прозвучало пред  упреждение о том, что необходимы изменения в деловой активности и образе жизни людей, иначе человечество ожидает резкое   ухудшение окружающей среды. Комиссия заявила, что экономика   должна удовлетворять нужды людей, но ее рост должен вписываться в пределы экономических возможностей планеты. 
           Новые возможности и перспективы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды открываются на   пути материализации результатов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Россия стала   участницей рамочных глобальных конвенций ООН об изменении   климата и о биологическом разнообразии. 
             Главная задача Рамочной конвенции ООН об изменении климата – регулирование использования глобального ресурса, которым является атмосфера, путем контролирования на равноправной основе глобальных выбросов газов антропогенного  происхождения. 
             Конечная цель Конвенции – достижение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который   предотвратил бы опасное антропогенное вторжение в климатическую систему. 
            В Конвенции по био-разнообразию подчеркивается, что сохранение био-разнообразия является общей задачей человечества, а   государства, обладая суверенными правами на свои биологические ресурсы, отвечают за сохранение своего био-разнообразия и   устойчивый характер использования биоресурсов. Целями Конвенции являются сохранение био-разнообразия, устойчивое использование его компонентов и справедливое и равноправное распределение выгод, возникающих в результате использования   генетических ресурсов, в том числе путем соответствующего до  ступа к ним и передачи технологий с учетом всех прав на ресурсы   и технологии. 
        Подписание упомянутых конвенций представителями 154 государств служит еще одним реальным практическим шагом на пути   к достижению глобального консенсуса по наиболее актуальным   проблемам в области охраны окружающей среды. 
         Одним из документов, принятых Конференцией, является Заявление по принципам для глобального консенсуса по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов. Оно впервые отражает консенсус государств по   вопросам использования и сохранения всех типов лесов независимо от их географического положения, тогда как ранее основное   внимание уделялось проблемам тропических лесов. 
         Конференция приняла программные документы: Декларацию   Рио (27 принципов, нацеленных на содействие управлению экономической деятельностью и поведением в области охраны: окружающей среды в направлении достижения глобального устойчивого   развития) и Повестку дня на ХХ1 век (стратегия глобального природоохранного сотрудничества в свете сочетания экологических   задач с устойчивым экологическим развитием). Эти документы   отражают концепцию “глобального партнерства”, которое подразумевает необходимость учета специфических условий и потребностей стран с переходной экономикой, к числу которых Конференцией была отнесена и Россия. Такой же статус был   предоставлен бывшим республикам СССР и странам Восточной   Европы6
           Согласно решению Конференции, в ООН образована новая   структура – Комиссия по устойчивому развитию, в формирование которой Россия включилась с самого начала. 
            Конференция стала тем форумом, после которого концепции   охраны окружающей среды и социально-экономического развития   уже не могут рассматриваться изолированно. 
            Международно-правовое запрещение военного воздействия   на окружающую среду. 
            Существует целый ряд документов, в которых содержатся нормы, защищающие природную среду во время войны. 
         Запрещается причинение ущерба природной среде в качестве   репрессалий. Также запрещается превращать окружающую среду   как таковую в объект нападения. 
         Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду   1977 года стала первым международно-правовым договором, который направлен на предотвращение использования сил природы   в качестве оружия ведения войны, так как в ней речь идет о качественно новом способе ведения военных действий, отличающихся   крайне неизбирательным характером. В Конвенции говорится о   запрещении антропогенного воздействия посредством преднамеренного вмешательства в естественные процессы. Государства  участники обязуются не прибегать к использованию средств воз  действия на природную среду в военных или иных враждебных   целях в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или   причинения вреда. Объектами здесь могут выступать не только   природные ресурсы, но также вооруженные силы и гражданское   население. 
         Особое значение имеет понятие “враждебное использование”,   которое указывает на необходимость наличия враждебной цели   при осуществлении таких действий. Но не всякое враждебное использование подлежит запрету, а только такое, которое имеет   “широкие, долгосрочные или серьезные последствия”. Любого из   этих трех критериев достаточно для того, чтобы считать использование тех или иных средств воздействия на природную среду  неправомерным. 
        Запрещается такое использование средств воздействия на при  родную среду, которое одновременно является враждебным и вызывает разрушения, наносит ущерб, превышающий определенный   порог, установленный Конвенцией. Вне запрета остается использование средств воздействия в невраждебных, мирных целях, даже   если оно может вызвать вредные последствия, превышающие определенный порог. Допускается использование таких средств в военных или иных враждебных целях при условии, что результаты   использования будут ниже установленного порога.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

        Библиографический список

Правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. №6-ФКЗ, №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 01.03.2012. №18-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2012. 06 марта.

3. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.12.2011. №405-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2011. № 50. Ст. 7347.

4. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.12.2011. №409-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383; 2011. №50. Ст.7351.

5. Водный кодекс РФ от 03 июля 2006г. № 74-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.12.2011. №401-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381; 2011. № 50. Ст. 7343.

6. Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006г. № 200-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 18.07.2011. №242-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278; 2011. № 30 (ч.1). Ст. 4590.

7. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 12.12.2011. №427-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. №44. Ст.4147; 2011. Российская газета. 14 декабря.

8. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 18.07.2011. №242-ФЗ) // Собрание законодательств РФ. 1999. № 18. Ст. 2222; Российская газета. 2011. 20 июля.

9. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г. № 7-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 21.11.2011г. №331-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2011. №30 (ч. 1). Ст. 4591.

 

Научная литература

1. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 482 с.

2. Бринчук. М. М. Экологическое право. - Воронеж, 2011. - 623 с.

3. Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Проспект, 2012. – 287 с.

4. Ерофеев. Б. В. Экологическое право России. - М.: Эксмо, 2011. - 527 с.

5. Экологическое право России. Учебник. // Под ред. В.Д. Ермакова и А.Я. Сухарева. – М.: Юристъ, 2012. – 482 с.

            1 Ерофеев. Б. В. Экологическое право России. - М.: Эксмо, 2011. – С. 57.

               2 Бринчук. М. М. Экологическое право. - Воронеж, 2011. - С.62.

          3 Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – С.48.

         4  Ерофеев. Б. В. Экологическое право России. - М.: Эксмо, 2011. – С. 74.

                   5 Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2012. – С.67.

             6 Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2012. – С.72.


Информация о работе Международно-правовая охрана окружающей среды