Налог на добычу полезных ископаемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:20, контрольная работа

Описание работы

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов. Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

Содержание работы

Введение: 2

1. Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых 3

2. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых 4-10

3. Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе 11-13

4. Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых 14-16

Практическая часть 17-30
Заключение 31

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.27 Кб (Скачать файл)

Введение:                                                                                                                  2  
 
1. Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых                             3 
 
2. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых                              4-10 
 
3. Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе           11-13 
 
4. Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых                                                                                                          14-16 
 
Практическая часть                                                                                           17-30 

Заключение                                                                                                            31  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.  
 
Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр. 
 
Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ. 
 
Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий, так и на всю экономику России в целом. 
 
Таким образом, из вышесказанного следует важность взимания налога на полезные ископаемые для экономики государства.  
1. Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых 
 
 
 
Все платежи, взимание которых так или иначе связано с взаимодействием человека и природы, независимо от их налогового статуса можно подразделить на экологические и природоресурсные платежи. Если объектом экологических платежей является вредное воздействие человека на природу, то объектом природоресурсных платежей являются отношения по использованию различного рода природных ресурсов (земли, лесов, вод, недр и пр.), а также результат такого использования. В контексте приведенного деления налог на добычу полезных ископаемых следует отнести к группе платежей за природопользование, поскольку объектом данного налога является добыча полезных ископаемых (статья 336 НК РФ). Группа платежей за природопользование имеет весьма неопределенный правовой статус, поскольку не дает четких оснований для отнесения указанных платежей к налогам, сборам или гражданско-правовым платежам. Однако, применительно к налогу на добычу полезных ископаемых значимость указанной проблематики существенно снижается, поскольку указанный налог ориентирован на обложение стоимости                                             добытых полезных ископаемых (статьи 336–338 НК РФ) и не является условием предоставления государством права пользования недрами. С учетом изложенного можно сказать, что налог на добычу полезных ископаемых является именно налоговым платежом, поскольку отвечает законодательно установленным признакам налога (статья 8 НК РФ), в частности: индивидуальная безвозмездность, обязательный (принудительный) характер, поступление в бюджет, односторонний характер. После вступления в силу изменений, внесенных в текст главу 26 НК РФ Законом № 57-ФЗ применительно к порядку уплаты налога на добычу полезных ископаемых (а именно – после 01.01.2002г.) налог на добычу полезных ископаемых уплачивается единовременно по итогам налогового периода (статья 344 НК РФ (с изменениями, внесенными Законом № 57ФЗ)). Следовательно, авансовый характер у данного обязательного платежа отсутствует.  
 
Следующим этапом при определении правового характера налога на добычу полезных ископаемых является отнесение его к группе прямых или косвенных налогов. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ (в процессе потребления), тогда как прямые налоги – в процессе приобретения и накопления материальных благ. Источник уплаты прямых налогов формируется у налогоплательщика, тогда как источник уплаты косвенных налогов поступает налогоплательщику в составе иных платежей (как правило, цены). Анализ всех признаков прямых налогов позволяет сделать вывод, что именно к данной группе налог на добычу полезных ископаемых и относится. Во-первых, предметом налога на добычу полезных ископаемых является имущество – полезные ископаемые, а не денежные средства. Во-вторых, связь с исполнением по сделке (реализацией), которое, как правило, выступает объектом косвенных налогов, отсутствует, однако в наличии прямая связь с предметом налогообложения. В-третьих, взимается данный налог непосредственно в виде денежного платежа в бюджет (отсутствует завуалированный характер налогового изъятия). В-четвертых, источник уплаты налога формируется у налогоплательщика. В-пятых, бремя уплаты налога не перелагается на третьих лиц. В свою очередь, относясь к группе прямых налогов, налог на добычу полезных ископаемых является налогом личным, поскольку взимается он исходя из стоимости добытых полезных ископаемых в течение налогового периода (статьи 338 и 343 НК РФ).  
 
В завершение характеристики правового статуса налога на добычу полезных ископаемых следует указать, что данный налог относится к числу налогов неокладных, т. е. налогов, которые самостоятельно рассчитываются налогоплательщиком, что прямо следует из статьи 52, пункта 1 статьи 338 и статьи 343 НК РФ. 
 
2. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых 
 
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются: 
 
1)                полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ; 
 
2)                полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах; 
 
3)                полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. 
 
Не признаются объектом налогообложения: 
 
1)                общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления; 
 
2)                добытые (собранные) минералогические. Палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; 
 
3)                полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ; 
 
4)                полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке; 
 
5)                дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений. 
 
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. 
 
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ в течении 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. 
 
Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. 
 
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. 
 
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. 
 
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: 
 
1)                исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий; 
 
2)                исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; 
 
3)                исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. 
 
Налоговым периодом признается календарный месяц. 
 
Налоговые ставки по видам полезных ископаемых представлены в Таблице 1 
 
Налоговые ставки по видам полезных ископаемых 

 
Налоговая ставка

 
Вид полезного ископаемого

 
1

 
2

 
0% 
 
0 руб

 
При добыче полезных ископаемых в части  нормативных потерь полезных ископаемых; 
 
- попутного газа; 
 
- подземных вод, содержащих полезные ископаемые, при строительстве и эксплуатации подземных сооружений; 
 
- полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых; 
 
- полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в РФ промышленной технологии их извлечения; 
 
- минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации; 
 
- подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях; 
 
- сверхвязкой нефти. Добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200мПа х с (в пластовых условиях).

 
3,8%

 
При добыче калийных солей

 
4,0%

 
При добыче: 
 
- торфа; 
 
- угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев; 
 
- апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд 

 
4,8%

 
При добыче кондиционных руд черных металлов.

 
5,5%

 
При добыче: 
 
- сырья радиоактивных металлов; 
 
- горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд); 
 
- неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии; 
 
- соли природной и чистого хлористого натрия; 
 
- подземных промышленных и термальных вод; 
 
- нефелинов, бокситов.

 
6,0%

 
При добыче: 
 
- горнорудного неметаллического сырья; 
 
- битуминозных пород; 
 
- концентратов и других полупродуктов, содержащих золото; 
 
- иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки.

 
6,5% 

 
При добыче: 
 
- концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 
 
- драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота); 
 
- кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья.

 
7,5%

 
При добыче минеральных вод

 
8,0%

 
При добыче: 
 
- кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов); 
 
- редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых; 
 
- многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной руды, за исключением драгоценных металлов; 
 
- природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней.

 
17,5%

 
При добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного  сырья.

 
419 рублей за 1 тонну

 
При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной

 
147 рублей за 1000 кубических метров

 
 При добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного  сырья.

       

 

 

Сумма налога по добытым  полезным ископаемым исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма  налога исчисляется по итогам каждого  налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог полежит  уплате по месту нахождения каждого  участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в  общем количестве добытого полезного  ископаемого, соответствующего вида. 
 
Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы. 
 
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. 
 
Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщика возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. 
 
Определенные особенности исчисления и уплаты налога установлены при выполнении соглашений о разделе продукции. 
 
Налогоплательщиками в данном случае являются инвесторы по соглашениям о разделе продукции, за исключением тех случаев, когда выполнение работ по соглашению о разделе продукции, в том числе добычу полезных ископаемых, осуществляет оператор по соглашению. В этих случаях исчисление и уплата налога должны производиться оператором, который выступает в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика. 
 
Налоговая база определяется в общеустановленном порядке, т. е. как стоимость добытых полезных ископаемых, но с учетом особенностей, которые установлены в соглашении о разделе продукции для определенной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом стоимость определяется по каждому соглашению о разделе продукции и деятельности, не связанной с выполнением соглашения о разделе продукции. 
 
При выполнении соглашения применяются установленные налоговые ставки, но с коэффициентом 0,5. При этом они не могут изменяться в течении всего срока действия соответствующего соглашения. Кроме того, НК РФ введена оговорка, в соответствии с которой при выполнении соглашений, заключенных до вступления в действие налога на добычу полезных ископаемых, применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные в соглашении о разделе продукции, с учетом норм российского законодательства о налогах и сборах, действовавших на дату подписания соответствующего соглашения. 
 
3. Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе 
 
Налог на добычу полезных ископаемых был включен в российскую налоговую систему в 2001г и вступил в действие с 1 января 2002г. Впервые за годы существования налоговой системы с принятием гл. 26 НК РФ была упорядочена система налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы. Условия исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых основаны на действовавшем до его введения порядке функционирования платы за пользование недрами с включением в ставку налога половины ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также ставку акциза за сырую нефть. Данный налог был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере. Поэтому одновременно с введением этого налога отменена действовавшая плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газ. 
 
Кроме того, введение налога на добычу полезных ископаемых позволяет в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики. Дело в том, что сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработки вертикально интегрированными компаниями позволяла в широких масштабах использовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, что приводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности, за счет уменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размер которых напрямую зависел от уровня цен реализации. Введение налога на добычу полезных ископаемых было направлено также на решение задач экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога должны были стать основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды. Изменение порядка налогообложения недропользования позволяет обеспечить снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительно сказываться на создании благоприятного инвестиционного климата. 
 
До принятия специальной главы второй части НК РФ вопросы платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшее положение налогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении налогов, взимаемых при пользовании природными ресурсами. При этом все важнейшие элементы налогообложения природопользования, в том числе определение объекта обложения, налоговая база, ставка налога, налоговые льготы и некоторые другие, устанавливались межведомственными инструкциями. По отдельным же платежам, например таких, как плата за пользование недрами, ставка налога регулировалась в лицензионных соглашениях, т. е. определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиком. Вместе с тем, согласно ст.17 части первой НК РФ, вступившей в силу с 1 января 1999г, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены законодательно налогоплательщики и все элементы налогообложения. Таким образом, налоги, связанные с использованием природных ресурсов, три года фактически являлись незаконными. 
 
Кроме того, законодательство о недропользовании допускает внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме, т. е. добытыми полезными ископаемыми, что также противоречит основным положениям НК РФ. 
 
С принятием Закона о налоге на добычу полезных ископаемых все фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования возросло. 
 
Доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых в настоящее время остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации. 
 
Налог на добычу полезных ископаемых поступает в доходную часть федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации. Сумма налога по всем добытым полезным ископаемым. За исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемым, распределяются следующим образом: 
 
- 40% - в доходы федерального бюджета; 
 
- 60% - в доходы бюджетов субъектов Федерации. 
 
         Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) распределяется следующим образом: 
 
- 95% суммы налога – в доход федерального бюджета; 
 
- 5% суммы налога – в доходы субъекта Федерации. 
 
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доходную часть бюджета субъекта Федерации. 
 
Если же добыча любых полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами российской территории, на территориях, находящихся под российской юрисдикцией или же арендуемых у иностранных государств, то вся сумма налога зачисляется в федеральный бюджет. 
 
4. Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых  
 
Проблема определения добытого полезного ископаемого как такового может быть решена, если ответить на вопрос об определении той стадии добычи и переработки минерального сырья, момент окончания которой является моментом определения объекта налогообложения в целях налога на добычу полезных ископаемых. 
 
НК РФ определяет добытое полезное ископаемое как продукцию горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, которая заключена в минеральном сырье и подлежит извлечению либо извлечена из минерального сырья и соответствует государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия). 
 
В связи с этим продукция, которая добывается на месторождении конкретного вида минерального сырья, должна быть идентифицирована по двум критериям: во-первых, как продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, во-вторых, как продукция, полученная в результате осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых и разработке карьеров. 
 
Следствием применения расчетного метода оценки налоговой базы, помимо бюджетных потерь, является чрезмерная налоговая нагрузка на компании, которые несут более высокие затраты на добычу, в особенности в случае разработки худших по качеству запасов полезных ископаемых. Кроме того, содержание перечня и порядок признания расходов, принимаемых в качестве налоговой базы, вызывает неоднозначные толкования. 
 
С целью оптимизации налоговых обязательств, а именно для снижения выручки от реализации добытых полезных ископаемых и, соответственно, налоговой базы происходило разделение производственных комплексов по добыче и переработке полезных ископаемых между различными лицами. Кроме того, сохраняется тенденция утверждения стандартов или технических условий организации (предприятия) на полезные ископаемые. 
 
Проблемы определения объекта налогообложения, а также проблемы, связанные с оценкой стоимости добытых полезных ископаемых, уже длительное время отмечаются экспертами в качестве оснований для корректировки механизма налогообложения добычи твердых полезных ископаемых. 
 
На определение полезного ископаемого существуют различные, иногда совершенно противоположные точки зрения, в том числе с позиции государства и с позиции налогоплательщика. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18.12.2007 N 64 по сути рекомендовал признавать полезным ископаемым извлеченное из недр необработанное минеральное сырье. Вместе с тем такой подход лишает налог на добычу полезных ископаемых экономического смысла. 
 
Кроме отмеченных проблем вопросы вызывает также толкование понятий "многокомпонентная комплексная руда", "полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды". 
 
Неоднозначным является подход к налогообложению попутных компонентов, полезных ископаемых, добываемых из техногенных месторождений. Ряд вопросов связан с толкованием методов определения количества добытого полезного ископаемого, определенные проблемы вызывает продолжительность налогового периода, в частности при применении нулевой налоговой ставки к нормативным потерям полезного ископаемого. 
 
Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ 
 
Основу экономики значительного числа субъектов Российской Федерации составляет продукция предприятий, добывающих уголь, металлические и иные твердые полезные ископаемые, и платежи при добыче полезных ископаемых являются одними из основных доходных источников консолидированных бюджетов данных субъектов. 
 
Развитие налогообложения добычи твердых полезных ископаемых неоднократно определялось основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу. До настоящего времени решений по данному вопросу не принято. Существует много элементов, которые следует доработать в налогообложении пользования. 
 
 
 
 
Практическая часть 
 
 
 
ЗАДАЧА №1. 
 
Организация заключила договор аренды земельного участка 8 января 2010 года. Кадастровая стоимость участка составляет 1550000 руб. Ставка налога установлена 1,2%. Рассчитать сумму земельного налога за 2010  год. 
 
Предположим, что договор аренды заключен по земле, находящейся в собственности Министерства государственного имущества Марий Эл. 
 
РЕШЕНИЕ. 
 
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. 
 
В  соответствии с п.1 статьи 395 НК РФ, поскольку арендаторы земельных участков не являются плательщиками земельного налога, положения гл.3 «Земельный налог» Кодекса, в том числе с.395, на арендаторов земельных участков не распространяются.  
 
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. 
 
Размер ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Марий Эл, устанавливается Правительством Республики Марий Эл в соответствии с Законом «О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл». 
 
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, как выше указано, устанавливаются договорами аренды земельных участков. 
 
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности 
 
Таким образом, порядок определения размера арендной платы, в том числе и определение способа расчета размера арендной платы в отношении земель субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении муниципальных земель - органами местного самоуправления. 
 
Так как Организация по условиям задачи  заключила договор аренды земельного участка, то она является плательщиком арендной платы, а не плательщиком земельного налога. Поэтому Земельный налог за 2007 год данной организацией не исчисляется, и не уплачивается. 
 
По имеющимся условиям задачи можно рассчитать арендную плату за землю 2007 год, которая будет являться важным условием при заключении договора аренды. 
 
Арендная плата за земельный участок за 2007 год составит   18600 рублей. 
 
1550000рублей*1,2%*  1(коэффициент использования зем.участка, так как договор заключен 8 января 2007года-12 месяцев использования) = 18600рублей. 
 
ЗАДАЧА № 2. 
 
Земельный участок приобретен в собственность организацией для жилищного строительства 05 февраля 2009 года, и права на данный земельный участок зарегистрированы этим же числом. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2400000 рублей. Налоговая ставка установлена представительными органами образования в размере, установленном НК РФ. Рассчитать сумму земельного налога за 2009год. 
 
РЕШЕНИЕ. 
 
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса. 
 
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать(статья 394 НК РФ): 
 
1) 0,3 процента в отношении земельных участков: 
 
-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 
 
-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 
 
-приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 
 
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. 
 
С учетом вышеизложенного рассчитаем земельный налог: Земельный налог за 2009год  = 6595 руб.=2400000 рублей(кадастровая стоимость участка)*0,3%(ставка налога по зем.участка под жилищное строительство)*0,916((11 мес. владения/ 12мес.)К2- коэффицент использования земельного участка). 
 
0,3%-ставка земельного налога по земельному участку под жилищное строительство, 
 
1,5%-ставка земельного налога по прочим земельным участкам. 
 
*Коэффициент К2, или коэффициент использования земельного участка, применяется для исчисления суммы налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения прав. 

ЗАДАЧА  № 3. 
 
Иванов Иван Иванович имеет двухкомнатную квартиру в многоквартирной доме. Всего в доме находится 10 двухкомнатных квартир площадью 60 кв. м каждая. В этом доме семья Петровых (жена-Петрова Валентина Ивановна, муж-Петров Дмитрий Владимирович) имеют  в общей долевой собственности трехкомнатную квартиру. Всего в доме 10  трехкомнатных квартир, каждая 100 кв.м. Все квартиры приватизированы. На первом этаже этого дома расположен магазин площадью 200 кв.м., принадлежащий ООО «Изумруд». В доме так же располагаются подземный кооперативный гараж общей площадью 600 кв.м, в котором находятся 20 боксов площадью 20 кв. м каждый. Иванов И.И. 14.03.2009 купил 1 бокс в данном гараже. Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 2000000 рублей. Представительным органом муниципального образования установлены максимальные налоговые ставки( в соответствии с НК РФ). 
 
         Рассчитать сумму земельного участка налога для: Иванова И.И., Петровой В.И., Петрова Д.В., ООО «Изумруд», гаражного кооператива. 
 
Заполнить налоговую декларацию за 2013 год и расчет по авансовым платежам за 1 квартал 2013 года по земельному налогу для ООО «Изумруд». 
 
Составить налоговые уведомления на уплату земельного налога за 2009 год для Иванова И.И., Петровой В.И., Петрова Д.В. 
 
РЕШЕНИЕ. 
 
Для решения задачи будем использовать ранее указанную информацию о земельном налоге в задачах №1 и 2.  
 
Так же учтем еще и следующую информацию: 
 
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в этом доме. 
 
Таким образом, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, указанному участку присвоен кадастровый номер и уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления издано решение о его передаче в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, то эти собственники будут признаваться плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка с момента регистрации в ЕГРП права собственности (права долевой собственности) на него. 
 
Если земельный участок организации находится в общей долевой собственности, то кадастровую собственность части земельного участка, который принадлежит организации, определяют пропорционально ее доле в общей собственности. Это установлено п. 1 ст. 392 НК РФ. 
 
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ). 
 
Пониженная ставка 0,3% должна применяться также к землям, которые: 
 
- заняты жилищным фондом; 
 
- заняты объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса); 
 
- приобретены (предоставлены) для жилищного строительства. 
 
Жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Это следует из ст. 19 ЖК РФ. 
 
Встречаются случаи, когда организации принадлежит подвал в жилом здании. В отношении земельного участка, который относится к этому подвалу, также применяется ставка 0,3%. Подвал относится к жилищному фонду, так как является помещением вспомогательного использования в жилом доме (пп. 1 п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 16 ЖК РФ). Но, как правило, организации переводят жилые помещения в нежилые для того, чтобы их можно было использовать в предпринимательской деятельности. В этом случае организация теряет право на применение пониженной ставки. 
 
К объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса относятся производственные и имущественные объекты, в том числе трубопроводы, линии электропередач и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований. Это следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». 
 
Сумму земельного налога необходимо рассчитывать по итогам каждого налогового периода. Это следует из п. 1 ст. 396 НК РФ. Налоговым периодом по земельному налогу считается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря (п. 1 ст. 393 НК РФ). 
 
Плательщик земельного налога представляет в налоговый орган расчет авансовых платежей и налоговую декларацию по итогам за год. Их необходимо сдать в налоговую инспекцию по местонахождению земельного участка. Это следует из п. 2 ст. 398 НК РФ.  
 
Расчет земельного налога: 
 
1.Определим кадастровую стоимость земельного участка по каждому объекту имущества из условий задачи: 
 
1.1Расситаем общую площадь занимаемую квартирами в доме: 
 
60кв.м.*10 квартир = 600 кв.м занимают 2-х комнатные квартиры 
 
100 кв.м *10 квартир = 1000 кв.м занимают 3-х комнатные квартиры  
 
600 кв.м занимают гаражи и 200 кв.м магазин ООО «Изумруд». 
 
Таким образом, общая площадь дома составляет  2400Кв.м=600+200+600+1000кв.м 
 
1.2. Определим кадастровую стоимость приходящуюся на 1 кв.м площади: 
 
2400 кв.м=2000000 рублей 
 
1 кв.м = 833,3 рубля 
 
2.Земельный налог за 2009 год составит для : 
 
Иванова И.И. - 525 рублей(150+375): 
 
По квартире - 150рублей=60 кв.м * 833,3 руб./Кв.м=50000*0,3%(ставка налога по жилфонда) 
 
По гаражному боксу: 
 
600 кв.м : 20 боксов+30 кв.м приходится на каждый гаражный бокс площадью 20 кв.м. 
 
30 кв.м *833,3 руб./кв.м*1,5%(ставка зем. Налога, не явл. Жил.фондом)*К2=0,833(10 мес./12 мес.)=375 руб. 
 
Петрова Д.В.– 125 рублей 
 
По квартире - 125рублей=50 кв.м * 833,3 руб./Кв.м=41665*0,3%(ставка налога по жилфонда) 
 
Петровой В.И.-125 рублей 
 
По квартире - 125рублей=50 кв.м * 833,3 руб./Кв.м=41665*0,3%(ставка налога по жилфонда) 
 
ООО «Изумруд» - 2500 рублей 
 
2500 рублей=200 кв.м*833,3 руб./кв.м.*1,5%(ставка налога) 
 
Для исчисления сумы авансовых платежей коэффициент (К) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде: 
 
Таким образом, авансовые платежи за 1 квартал 20010 года составят 625 рублей  по сроку  30.04.2009г.(п.3 ст.389 НК РФ) : 
 
За 1 квартал ¼(или0,25)*166660рублей(кадастровая стоимость земли)*1,5% ставка налога = 625 рублей 
 
Гаражный кооператив – 7188 руб.: 
 
600 кв.м-30 кв.м( Иванова И.И.)*833,3руб./кв.м.*1,5%=7125 руб. 
 
30 кв.м( с 01.01.2009 по 14.03.2009 - до покупки Ивановым) *833,3 *1,5% *0,167(К2=2мес./12мес.)=63рубля        Всего = 63+7125=7188 рублей 
 
ЗАДАЧА № 4. 
 
Общество осуществляет забор воды из водных объектов. В 3 квартале 2010 года объем забранной воды из Волги в Центральном районе составил 200000 куб.м., а объем забранной воды из Волги в Волго-Вятском районе составил 100000 куб.м. 
 
Рассчитать сумму водного налога за 3 квартал 2013 года. 
 
РЕШЕНИЕ. 
 
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и  особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса. 
 
Согласно статье 333.9 НК РФ объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: 
 
1) забор воды из водных объектов; 
 
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 
 
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 
 
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях. 
 
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.(ст.333.10 НК РФ). В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке. 
 
Налоговый период согласно ст.333.11 НК РФ  признается квартал. 
 
Налоговые ставки устанавливаются статьей 33.12 НК РФ по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах: 
 
1) при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (необходимые для решения задачи) 
 
Экономически    Бассейн реки,       Налоговая ставка в    
 
   район          озера            рублях за 1 тыс. куб. м  
 
                                      воды, забранной     
 
                                     ─────────────────────── 
 
                                          из           из    
 
                                   поверхностных подземных  
 
                                       водных      водных   
 
                                                                                      объектов    объектов   
 
Центральный        Волга                 288          360 
 
Волго-Вятский      Волга                 282          336 
 
Так как условиями задачи не определено из каких вод  осуществляется забор воды Обществом, рассмотрим два варианта: 
 
1. забор воды из поверхностных вод. 
 
Водный налог за 3 квартал Общества составит: 
 
1.1.          По воде, забранной из Волги в Центральном районе: 
 
200,0 тыс.куб.м * 288 руб. за 1 тыс.куб.м =57600 рублей 
 
1.2.          По воде, забранной из Волги в Волго-Вятском районе 
 
100,0 тыс.куб.м.*282 руб. за 1 тыс.куб.м =28200 рублей 
 
ВСЕГО к уплате водного налога за 3 квартал 2010 года при заборе  воды из поверхностных вод рек – 85800 руб. 
 
2. забор воды из подземных вод. 
 
Водный налог за 3 квартал Общества составит: 
 
2.1.          По воде, забранной из Волги в Центральном районе: 
 
200,0 тыс.куб.м * 360 руб. за 1 тыс.куб.м = 72000 рублей 
 
2.2.          По воде, забранной из Волги в Волго-Вятском районе 
 
100,0 тыс.куб.м.* 336 руб. за 1 тыс.куб.м.=33600 рублей 
 
ВСЕГО к уплате водного налога за 3 квартал 2010 года при заборе из подземных вод рек – 105600 руб. 
 
ЗАДАЧА № 5. 
 
МУП «Водоканал», в соответствии с лицензиями на водопользование, осуществляет забор воды из поверхностных вод реки Невы в Центральном экономическом районе, а так же реки Лены в Дальневосточном экономическом районе. Забор воды осуществляется в целях водоснабжения как различных организаций, так и населения. 
 
Для МУП «Водоканал» установлены годовые лимиты забора воды: 
 
- по Неве – 250 000 куб.м., в том числе 140 000 куб.м  - для водоснабжения населения, 110 000 куб.м – для водоснабжения прочих потребителей; 
 
- по Лене – 230 000 куб.м для прочих потребителей, не отнесенных к категории «население» (школы, больницы, иные объекты социального назначения, коммерческие организации). Квартальные лимиты обществу не установлены. 
 
         Фактические показатели водопользования по данным журнала первичного учета использования воды за первый квартал 2013 года составили: 
 
- забор воды из Невы – 80000 куб.м, из них направлены на водоснабжение  населения 55000 куб.м., прочих потреблений -25000 куб.м,  
 
- забор воды из Лены – 60 000 куб.м. 
 
         Определить сумму водного налога за 1 квартал 2010 года. 
 
РЕШЕНИЕ. 
 
 Плательщиками водного налога, согласно ст. 333.8 Налогового кодекса, признаются организации и физические лица, которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование в соответствии с российским законодательством. Указанные виды водопользования могут осуществляться на основании решений Правительства РФ, решений органов исполнительной власти субъектов РФ либо лицензий (договоров) на водопользование (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). 
 
В п. 2 ст. 333.10 Налогового кодекса сказано: объем забранной воды определяется по показаниям водоизмерительных приборов, которые должны быть отражены в журнале первичного учета использования воды. 
 
Сумма налога по итогам каждого налогового периода равна произведению налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки (п. 2 ст. 333.13 НК РФ). Налоговым периодом является квартал (ст. 333.11). Налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п. 2 ст. 333.10). Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от экономического района, бассейна реки (пп. 1 п. 1 ст. 333.12), при этом важно помнить, что при заборе воды с такой социально значимой целью, как водоснабжение населения, водный налог уплачивается по ставке в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды независимо от водного объекта (п. 3 ст. 333.12). 
 
Согласно п. 1 ст. 333.10 НК РФ налоговая база определяется отдельно для каждого водного объекта по каждому виду водопользования, признаваемому объем налогообложения. Кроме того, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база и сумма налога определяются применительно к каждой налоговой ставке. 
 
Экономически    Бассейн реки,       Налоговая ставка в    
 
   район          озера            рублях за 1 тыс. куб. м  
 
 воды, забранной     
 
 
 
                     
поверхностных подземных  
водных   
 
                                                                                             объектов            объектов   
 
Дальневосточный    Лена                   288          342 
 
Центральный                         Нева                                               252                        306 
Учитывая вышеизложенное,  рассчитаем водный налог за 1 квартал 2013 года: 
 
1.Расчитаем сумму налога, уплачиваемую МУП при заборе воды из Невы: 
 
25,0 тыс.куб.м * 252 руб. за 1 тыс.куб.м = 6300 рублей 
 
55,0 тыс.куб.м * 70 руб. за 1 тыс.куб.м = 3850 рублей 
 
ВСЕГО : 10150 рублей 
 
2.Расчитаем сумму налога, уплачиваемую МУП при заборе воды из Лены: 
 
60,0 тыс.куб.м * 288 руб. за 1 тыс.куб.м = 17280 рублей 
 
3.Итого к уплате за 1 квартал 2010года по МУП «Водоканал» водный налог составит 27430 рублей(10150+17280). 
 
 
ЗАДАЧА № 6. 
 
ОАО «Старт» осуществляет добычу калийной соли в соответствии с лицензией. В январе текущего года организацией было добыто 360 т соли. На внутреннем рынке было реализовано 300 т на сумму 2 400 000 руб. с учетом НДС. Расходы на добычу и реализацию природного ресурса составили 2000000рублей с учетом НДС. Каковы суммы НДПИ и налога на прибыль организацией, подлежащей уплате в бюджет? 
 

 

РЕШЕНИЕ. 
 
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является федеральным налогом и выступает основным в системе обязательных платежей за пользование природными ресурсами. 
 
Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ). 
 
Налоговая база по НДПИ определяется в соответствии с п. 2 ст. 338 НК РФ двумя способами: 
1) как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья; 
 
2) как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. 
 
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 340 НК РФ выручка от реализации добытого полезного ископаемого уменьшается на сумму расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого. В состав таких расходов могут быть включены расходы на уплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку полезных ископаемых от склада готовой продукции до получателя, на страхование грузов. 
 
 В целях формирования расчетной стоимости необходимо учитывать ряд расходов, которые налогоплательщик имел в налоговом периоде. 
 
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом. 
 
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии со ст.339 НК РФ, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.  
 
1.Определим выручку от реализации без НДС : 
 
Выручка от реализации без НДС составит 2 033 898 руб. =2 400 000 руб. - 2 400 000 руб. x 18/118. 
 
2.        Стоимость 1 т добытой соли в целях налогообложения равна : 
 
6779,7 руб. =2 033 898 руб. : 300 т 
 
3.        Стоимость всего объема добытой соли рассчитывается следующим образом:  
 
6779,7 руб. x 360 т = 2 440 692 руб. 
 
 Ставка НДПИ по калийной соли установленаабз.1 п.2. ст.342 НК РФ на уровне 3,8% . 
 
4.Рассчитаем сумму НДПИ при добыче калийной соли за январь 2010 года: 
 
 92 746 руб. = 2 440 692 руб.*3,8%(ставка). 
 
4.        Рассчитаем налог на прибыль: 
 
4.1.Расходы организации (без НДС) - 1 694 915 руб. (2 000 000 руб. - 2 000 000 руб. x 18/118). Прибыль, полученная от реализации калийной соли, как налоговая база определяется в соответствии со ст. ст. 247 и 274 НК РФ: 
 
2 033 898 руб. - 1 694 915 руб. = 338 983 руб. 
 
4.2. Сумма налога на прибыль организаций рассчитывается как 0,2 x 338 983 руб. = 67 796 руб. 
 
Ставка налога на прибыль организаций определена п. 1 ст. 284 НК РФ и составляет 20%. 
 

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых