Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:50, лекция
Все мы помним, что атмосферный воздух является жизненно необходимой средой обитания человека и живых организмов. Основная функция атмосферного воздуха состоит в том, что он служит незаменимым источником кислорода, а также источником химических соединений и элементов. Экологическое право пока не рассматривает атмосферный воздух как природный ресурс, поэтому возникающие общественные отношения в области пользования сводятся к обеспечению экологической безопасности и предотвращению вредного воздействия атмосферного воздуха на здоровье людей и природную среду.
1.Правовая основа, термины и нормативы в области охраны атмосферного воздуха.
2.Регулирование в области охраны атмосферного воздуха при эксплуатации стационарных источников.
3.Регулирование в области охраны атмосферного воздуха при эксплуатации передвижных источников.
4.Основные нарушения природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Тема: Охрана атмосферного воздуха
План
Правовая основа, термины и нормативы в области охраны
атмосферного воздуха
Все мы помним, что атмосферный воздух является жизненно необходимой средой обитания человека и живых организмов. Основная функция атмосферного воздуха состоит в том, что он служит незаменимым источником кислорода, а также источником химических соединений и элементов. Экологическое право пока не рассматривает атмосферный воздух как природный ресурс, поэтому возникающие общественные отношения в области пользования сводятся к обеспечению экологической безопасности и предотвращению вредного воздействия атмосферного воздуха на здоровье людей и природную среду. Иными словами сфера правового регулирования ограничивается лишь потребностями охраны атмосферного воздуха. Качество атмосферного воздуха формируется, в том числе, и как следствие природопользования и соблюдения правил и нормативов охраны атмосферного воздуха.
Нет нужды останавливаться
на негативных последствиях загрязнения
атмосферы для здоровья людей. О
них вы все хорошо знаете из других
курсов. Каждый из вас может привести
примеры последствий
Украина, будучи членом мирового сообщества, стремится осуществлять охрану атмосферного воздуха на правовой основе воздухоохранного законодательства, согласуя его с требованиями международного экологического права.
Нормы и правила пользования атмосферным воздухом, а также требования соблюдения в области охраны атмосферного воздуха определяются законом «Об охране атмосферного воздуха» и подзаконными нормативно-правовыми актами, а также законами природоохранного законодательства «Об отходах», «О пестицидах и агрохимикатах».
Новая редакция закона «Об охране атмосферного воздуха» введена в действие 21.06.2001 г Верховной Радой, его введение в действие повлекло дополнения в основной закон «Об охране окружающей природной среды». Закон «Об охране атмосферного воздуха» определяет термины и понятия, которые используются этим законом и другими нормативными актами в области охраны окружающей природной среды. Вот некоторые из них:
Ст. 5 этого Закона устанавливаются нормативы в области охраны атмосферного воздуха:
В развитие закона об охране атмосферного воздуха Постановлением КМУ № 1780 от 28.12.2001 г. устанавливается порядок разработки и утверждения нормативов ПДВ. Нормативы разрабатываются по методике, которая утверждается Минприроды. Постановлением предусматривается, что будут разработаны нормативы в соответствии с законодательством Европейского союза. А они рассчитываются как технологические нормативы: определяется количество загрязняющих веществ на единицу массы всех материалов, которые используются в данном технологическом процессе на единицу времени. ПДВ загрязняющих веществ будет рассчитываться как их отношение к количеству полученной продукции или к количеству израсходованного сырья.
Если проектируются или строятся новые предприятия с новыми стационарными источниками выбросов, а Европейским законодательством установлены нормативы для таких источников, то Украина будет использовать эти нормативы для этих стационарных источников.
Нормативы ПДВ разрабатываются заинтересованными органами исполнительной власти, в сферу управления которых входит предприятие (Минтопэнерго – для ТЭЦ, для отдельных видов котлов или другого нагревательного оборудования), Минагропромполитики - для ПГОУ пищевой промышленности. Нормативы ПДВ утверждаются Минприроды и пересматриваются не реже, чем 1 раз в 10 лет.
Регулирование в области охраны атмосферного воздуха
при эксплуатации стационарных источников
Регулирование в области
атмосферного воздуха предусмотрено
ст. 11 Закона. Уполномоченными государственны
В целях регулирования в области охраны атмосферного воздуха законом в ст. 10 установлены обязанности субъектов, осуществляющих выброс в атмосферный воздух. Они следующие:
1) осуществлять мероприятия по обеспечению соблюдения требований, предусмотренных стандартами и нормативами в области охраны атмосферного воздуха;
2) принимать меры по уменьшению объемов выбросов ЗВ и уменьшению влияния физических факторов;
3) обеспечивать эффективную работу и содержание сооружений, оборудования и аппаратуры по очистке выбросов в исправном и надлежащем состоянии;
4) осуществлять контроль объема и состава ЗВ выбросов и уровня физического влияния и вести их постоянный учет;
5) обеспечивать проведение инструментально-лабораторных измерений параметров выбросов ЗВ от стационарных и передвижных источников и эффективности работы газоочистных установок;
6) обеспечивать разработку методик измерения специфических параметров, характерных для источников выбросов;
Выбросы ЗВ в атмосферный воздух от стационарных источников осуществляются при наличии разрешения, которое выдается специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды, при согласовании с территориальными органами МОЗ. Объемы выбросов ЗВ обосновываются предприятиями на основе расчетов, произведенных специализированными организациями, имеющими лицензию, выданную Минприроды на разработку нормативов предельно допустимых выбросов. Уровни влияния физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха устанавливается в разрешении на основе утвержденных нормативов.
В случае обнаружения превышений нормативов или зон, где, по объективным причинам, обнаружены превышения ЗВ в атмосферном воздухе, принимается решение о поэтапном снижении объемов выбросов объектом.
Порядок проведения работ и учета организаций, получивших лицензию на ведение работ по обоснованию объемов выбросов от стационарных источников, установлен Кабинетом Министров Украины Постановлением № 302 от 13.03.02.
Выброс ЗВ и влияние физических и биологических факторов, для которых не установлены нормативы экологической безопасности, допускаются лишь в исключительных случаях по специальному разрешению территориальных органов Минприроды, при условии, что за этот период, на который выдано разрешение, эти нормативы будут установлены.
Разрешение на выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников – это официальный документ, который дает право природопользователям эксплуатировать объекты, осуществляющие выброс загрязняющих веществ при условии соблюдения нормативов и требований к технологии производства и технологии очистки пылегазовоздушных смесей.
В целях соблюдения требований воздухоохранного законодательства при проектировании и строительстве объектов, которые могут оказывать негативное влияние на атмосферный воздух, необходимо использовать усовершенствованные технологии и оборудование, а также согласование со специально уполномоченными органами государственной власти и наличие положительных выводов экологической и санитарно-гигиенической экспертиз. В проектах и при строительстве необходимо для таких объектов предусмотреть организацию санитарно-защитных зон.
Регулирование выбросов единичных веществ, которые негативно влияют на озоновый слой, а также парниковых газов осуществляется на основе международных соглашений. А субъекты предпринимательской деятельности выброс этих веществ обязаны сокращать.
Закон, ст. 18, предусматривает соблюдение правил и требований воздухоохранного законодательства в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами при транспортировке, хранении и применении, а также ст. 19 – при проведении взрывных и добычных работ при добыче полезных ископаемых.
Проведение всех операций в сфере обращения с отходами необходимо осуществлять при наличии разрешений на этот вид деятельности с соблюдением всех нормативов экологической безопасности. Ст. 20 Закона запрещает сжигание всех видов отходов на территории предприятия и в населенных пунктах без специальных установок.
Регулирование в сфере охраны атмосферного воздуха достигается с помощью ведения государственного контроля в соответствии со ст. 28, который осуществляют территориальные специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, а также другие уполномоченные органы государственной власти (например, МОЗ).
Производственный контроль осуществляют хозяйствующие объекты, осуществляющие выброс в атмосферный воздух. Общественный контроль осуществляют общественные организации согласно закону «Об охране окружающей природной среды».
К регулированию в сфере охраны атмосферного воздуха относятся и возможное ограничение, временный запрет или приостановка выбросов ЗВ в атмосферный воздух и влияния физических и биологических факторов на его состояние. Эти меры могут применяться в случае нарушения условий и требований к выбросам и уровням влияния физических факторов хозяйствующими объектами.
Выброс в атмосферный воздух химических веществ, которые оказывают негативное влияние на озоновый слой или изменение погоды и климата, а также использование их в производстве продукции, обязаны свою деятельность согласовывать с требованиями международных договоров, которые ратифицированы Украиной: сокращать, а впоследствии полностью прекращать производство и использование этих химических веществ.