Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 16:16, курсовая работа
Объектом исследования является правовой режим природных объектов, находящихся под особой охраной.
Предметом исследования являются законодательства о природных объектах, находящихся под особой охраной.
Целью настоящей работы является исследование экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим природных объектов, находящихся под особой охраной.
Содержание
Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, oxраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. На основе анализа действующего законодательства можно выделить три категории особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны экологического бедствия и чрезвычайной ситуации); разного рода санитарные и защитные зоны (санитарно- защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др.); особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.
В этой работе будет рассмотрен вопрос о заповедниках, национальных парках, заказниках и иных особо охраняемых природных территориях и о видах животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, как объектах, имеющих особый режим использования и охраны, относящихся к третьей категории.
Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них — экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.
Актуальность. Одной из основных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России.
Однако мы считаем, что, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно и рассматриваемой категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания.
Объектом исследования является правовой режим природных объектов, находящихся под особой охраной.
Предметом исследования являются законодательства о природных объектах, находящихся под особой охраной.
Целью настоящей работы является исследование экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим природных объектов, находящихся под особой охраной.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, библиографический список.
Выделение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) базируется на ст 9,36,42,71 Конституции РФ1 , ст 1,3,4,58-62 Закона об охране окружающей среды2, других нормативных правовых актов и отображают потребности общества в сохранении уникальных, особо ценных природных территорий и их объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение.
В Земельном кодексе предусматривается отнесение особо охраняемых территорий к объектам общенационального достояния и установление на них особого правового режима охраны и использования, создание охранных зон и округов на прилегающих к ним земельных участков, запрещение ряда действий, противоречащих их целевому назначению.
Головным актом регулирования, использования и охраны участков земли ( водной поверхности и воздушного пространства), где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, является Федеральный закон « Об особо охраняемых природных территориях». В нем предусматривается порядок создания и функционирования таких территорий, полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов по созданию и отграничению их земель.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться, соответственно, в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Территории государственных заповедников и национальных парков относятся к территориям федерального значения.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно – оздоровительных местностей и курортов могут быть федерального и регионального значения.
Природные парки находятся в ведении субъектов РФ.
Лечебно – оздоровительные местности и курорты могут быть и местного значения.
Особы охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются, соответственно, Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а местного значения – в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Орган исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать не только указанные традиционные территории, но и такие, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово–паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.
Специфические черты присущи и отдельным видам особо охраняемых территорий, что обусловливает их дифференцированный правовой режим. Более подробно он определяется в соответствующих нормативных актов о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территорий–в постановлении органа исполнительной власти об объявлении ее особо охраняемой.
Министерство природы России разрабатывает и принимает правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, форма учетной документации и методические указания по их заполнению, а также порядок публикации кадастровых сведений.
Росприроднадзор осуществляет контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий и государственный земельный контроль в отношении ее земель, для чего имеет в своей структуре соответствующее Управление.
Директоры государственных природных заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора, являются главными государственными инспекторами по охране соответствующих территорий.
Согласно ст 95 ЗК РФ3 земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
В силу ст 2 Федерального закона « Об особо охраняемых природных территориях»4 решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности вправе принимать органы государственной власти субъектов РФ на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы.
Регулирование охраны и использования лечебно-оздоровительных местностей и курортов, объектов, имеющих особое эстетическое, оздоровительное и иное ценное значение, осуществляется на основе Федерального закона « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».5
Государственные природные заповедники расположены на землях природно-заповедного фонда. Ими являются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Они имеют целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Земля, воды, недра государственных природных заповедников со всеми находящимися в их пределах объектами растительного и животного мира, историко-культурными и другими объектами недвижимости полностью и безвозмездно предоставляются заповедникам в бессрочное (постоянное) пользование.
Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Изъятие земельных и водных участков, приватизация и передача в аренду или залог земель и других природных ресурсов заповедников, а также приватизация расположенных на их землях объектов недвижимости (в том числе жилых домов и квартир, зданий, сооружений) запрещается.
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;
осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;
экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ с согласия субъектов РФ на отнесение его земель к объектам федеральной собственности.
Решение об образовании охранной зоны заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.
На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, установленному в Положении о нем.
На территории заповедников допускаются мероприятия и деятельность, которая направлена: на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и поселениям; осуществление экологического мониторинга; выполнение научно-исследовательских задач; ведение эколого-просветительской работы; осуществление контрольно-надзорных функций.
В заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются, исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.6
Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резервов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Положение о них утверждается государственными органами.
Государственные природные заповедники являются юридическими лицами и финансируются за счет средств федерального бюджета.
Национальные парки размещены на землях природно-заповедного фонда. Национальные парки7 являются природоохранными, эколого-про-светительскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Земли и другие природные объекты закрепляются за ними в бессрочное (постоянное) пользование.8
В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки других пользователей земли.
Основными задачами национальных парков являются:
Национальные парки учреждаются по постановлению Правительства РФ с согласия субъектов РФ.
На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей, для чего выделяются различные функциональные зоны: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей (палаточных лагерей, иных объектов туристского сервиса и т. п.); хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
Информация о работе Охрана особо охраняемых природных объектов