Охрана особо охраняемых природных объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является правовой режим природных объектов, находящихся под особой охраной.
Предметом исследования являются законодательства о природных объектах, находящихся под особой охраной.
Целью настоящей работы является исследование экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим природных объектов, находящихся под особой охраной.

Файлы: 1 файл

Курсовая Света.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

 

Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, oxраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. На основе анализа действующего законодательства можно выделить три категории особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны экологического бедствия и чрезвычайной ситуации); разного рода санитарные и защитные зоны (санитарно- защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др.); особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.

В этой работе будет рассмотрен вопрос о заповедниках, национальных парках, заказниках и иных особо охраняемых природных территориях и о видах животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, как объектах, имеющих особый режим использования и охраны, относящихся к третьей категории.

Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них — экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.

Актуальность. Одной из основных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России.

Однако мы считаем, что, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно и рассматриваемой категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания.

Объектом исследования является правовой режим природных объектов, находящихся под особой охраной.

Предметом исследования являются законодательства о природных объектах, находящихся под особой охраной.

Целью настоящей работы является исследование экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим природных объектов, находящихся под особой охраной.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глав 1. Особые меры и правовой режим охраны

1.1 Правовые основы природных объектов

 

Выделение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) базируется на ст 9,36,42,71 Конституции РФ1 , ст 1,3,4,58-62 Закона об охране окружающей среды2, других нормативных правовых актов и отображают потребности общества в сохранении уникальных, особо ценных природных территорий и их объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение.

В Земельном кодексе предусматривается отнесение особо охраняемых территорий к объектам общенационального достояния и установление на них особого правового режима охраны и использования, создание охранных зон и округов на прилегающих к ним земельных участков, запрещение ряда действий, противоречащих их целевому назначению.

Головным актом регулирования, использования и охраны участков земли ( водной поверхности и воздушного пространства), где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, является Федеральный закон « Об особо охраняемых природных территориях». В нем предусматривается порядок создания и функционирования таких территорий, полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов по созданию и отграничению их земель.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться, соответственно, в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Территории государственных заповедников и национальных парков относятся к территориям федерального значения.

Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно – оздоровительных местностей и курортов могут быть федерального и регионального значения.

Природные парки находятся в ведении субъектов РФ.

Лечебно – оздоровительные местности и курорты могут быть и местного значения.

Особы охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются, соответственно, Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а местного значения – в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Орган исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать не только указанные традиционные территории, но и такие, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово–паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.

Специфические черты присущи и отдельным видам особо охраняемых территорий, что обусловливает их дифференцированный правовой режим. Более подробно он определяется в соответствующих нормативных актов о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территорий–в постановлении органа исполнительной власти об объявлении ее особо охраняемой.

Министерство природы России разрабатывает и принимает правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, форма учетной документации и методические указания по их заполнению, а также порядок публикации кадастровых сведений.

Росприроднадзор осуществляет контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий и государственный земельный контроль в отношении ее земель, для чего имеет в своей структуре соответствующее Управление.

Директоры государственных природных заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора, являются главными государственными инспекторами по охране соответствующих территорий.

Согласно ст 95 ЗК РФ3 земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

В силу ст 2 Федерального закона « Об особо охраняемых природных территориях»4 решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности вправе принимать органы государственной власти субъектов РФ на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы.

Регулирование охраны и использования лечебно-оздоровительных местностей и курортов, объектов, имеющих особое эстетическое, оздоровительное и иное ценное значение, осуществляется на основе Федерального закона « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».5

 

 

 

 

1.2 Государственные природные заповедники и национальные парки

 

Государственные природные заповедники расположены на землях природно-заповедного фонда. Ими являются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Они имеют целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Земля, воды, недра государственных природных заповедников со всеми находящимися в их пределах объектами растительного и животного мира, историко-культурными и другими объектами недвижимости полностью и безвозмездно предоставляются заповедникам в бессрочное (постоянное) пользование.

Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Изъятие земельных и водных участков, приватизация и передача в аренду или залог земель и других природных  ресурсов заповедников, а также приватизация расположенных на их землях объектов недвижимости (в том числе жилых домов и квартир, зданий, сооружений) запрещается.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;

осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;

экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ с согласия субъектов РФ на отнесение его земель к объектам федеральной собственности.

Решение об образовании охранной зоны заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, установленному в Положении о нем.

На территории заповедников допускаются мероприятия и деятельность, которая направлена: на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и поселениям; осуществление экологического мониторинга; выполнение научно-исследовательских задач; ведение эколого-просветительской работы; осуществление контрольно-надзорных функций.

В заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются, исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.6

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резервов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Положение о них утверждается государственными органами.

Государственные природные заповедники являются юридическими лицами и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Национальные парки размещены на землях природно-заповедного фонда. Национальные парки7 являются природоохранными, эколого-про-светительскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земли и другие природные объекты закрепляются за ними в бессрочное (постоянное) пользование.8

В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки других пользователей земли.

Основными задачами национальных парков являются:

    • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
    • сохранение историко-культурных объектов;
    • создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
    • разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
    • осуществление экологического мониторинга;
    • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Национальные парки учреждаются по постановлению Правительства РФ с согласия субъектов РФ.

На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей, для чего выделяются различные функциональные зоны: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей (палаточных лагерей, иных объектов туристского сервиса и т. п.); хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Информация о работе Охрана особо охраняемых природных объектов