Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:08, контрольная работа
Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной Среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.
Введение 3
1. Экологическое право, нормы, принципы 5
2. Основные принципы охраны окружающей природной среды 7
3. Система экологического законодательства 8
4. Источники экологического права 9
5. Окружающая природная Среда как объект экологического права 10
Заключение 14
Список литературы 15
НОУ ВПО «СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Кафедра ЮРИСПРУДЕНЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Экологическое право
На тему «Окружающая природная среда как объект экологического права», вариант №77
студента 5 курса
ЗАОЧНОГО отделения
по специальности юриспруденция
Ф.И.О.
№ контакт.тел
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________________
Регистр.№______________
Дата сдачи работы___________
РЕЦЕНЗИЯ______________________
______________________________
«______»_________________
Подпись_______________________
АРХАНГЕЛЬСК 2012 г
Содержание
Введение 3
1. Экологическое право, нормы, принципы 5
2. Основные принципы охраны окружающей природной среды 7
3. Система экологического законодательства 8
4. Источники экологического права 9
5. Окружающая природная
Среда как объект
Заключение 14
Список литературы 15
ВВЕДЕНИЕ.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы.
ПЕРВАЯ - потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Эта форма названа - экономической.
ВТОРОЙ формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формой.
Экологические функции государства
выполняются через
Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной Среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.
Государственная экологическая стратегия РФ: обеспечение экологической безопасности, охрана Среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.
1. Экологическое право, нормы, принципы.
Экологическое право - одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Под правовой экологией понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Нормами экологического права
следует считать правила
Эколого-правовые нормы подразделяются на нормы - принципы, нормы-приоритеты, нормы - правила.
Нормы - принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст.3 Закона об охране окружающей природной среды).
Нормы - приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.
Различают эколого-правовые нормы - приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня.
Нормы - правила - содержат экологические требования применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержания они подразделяются на: предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обзывающие.
Экологическими
Основаниями возникновения экологических правоотношений служат юридические факты. В экологии - события и действия.
Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов и т.д.
Действия проявляются через поступки человека. Которые подразделяются на позитивные и негативные.
Позитивное поведение человека - использование природных ресурсов - охрану окружающей природной среды, т.е. на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду, экологические – нейтрализующие вредные последствия деятельности.
Негативное экологическое правоотношение имеет место тогда, когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека.
2. Основные принципы охраны окружающей природной среды.
При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
- соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
- гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
- международным сотрудничеством в охране окружающей природной Среды.
3. Система экологического законодательства.
В действующей системе права закреплены два способа воздействия: административно-правовой и гражданско-правовой.
В нынешних условиях все большее значение начинает приобретать экономический метод (способ ) воздействия.
Под системой экологического права следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.
Система экологического права включает в себя пять экологических частей.
Первая - предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.
Вторая - механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья.
Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве.
Четвертая – экологическая ответственность.
Пятая - механизм международно-правовой охраны окружающей природной Среды.
4. Источники экологического права.
Под источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно - правовые акты субъектов Федерации.
Следует назвать шесть периодов экологического законодательства:
1. 1917 -1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;
2. 1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления;
3. 1957 - 1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.
4. 1968 - 1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе.
5. 1985 - 1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках.
6. 1990 г. до настоящего времени.
5. Окружающая природная
Среда как объект
Механизм охраны окружающей природной среды имеет свои задачи:
- планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Нормативные акты, регулирующие рациональное использование и охрану природных объектов, ресурсов и комплексов включают в себя основы законодательства, кодексы, Федеральные законы, Указы президента, постановления Правительства и иные нормативные акты, содержащие нормы экологического права.
Конституция РФ, конституционные акты субъектов федерации |
Нормативно-правовые акты органов власти, управления, местной администрации |
Иные (подзаконные) акты ведомственных органов |
Под экологизацией нормативно-
Закон является комплексным головным законодательным актом прямого действия. Предметом регулирования служат экологические отношения. В регулировании этих отношений закон преследует три задачи:
1. сохранение природной среды;
2. предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;
3. оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
Закон возглавляет систему экологического законодательства, а это значит, что в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.
Центральная тема закона - человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей Среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды. Закон принят Верховным Советом РФ в августе 1993 г., в нем есть нормы, обеспечивающие защиту экологических прав граждан. В ст. 20, дающая право гражданам требовать назначения медицинской экспертизы для определения степени вреда, причиненного окружающей средой. Ст. 28 этих же Основ закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.
Информация о работе Окружающая природная среда как объект экологического права