Основная проблематика взаимодействия природы, человека и бизнес- структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:02, дипломная работа

Описание работы

В данной работе отмечалось, что в настоящее время экологические проблемы могут быть преодолены экономическим путем. Однако, это порождает новые противоречия. Экологическое развитие в принципе подрывает главную задачу экономики: достижение прибыли. Фактически, конфликт остается неразрешимым.
Современность стремится воплотить идею консолидации различных принципов – социальных, правовых, политических – для разрешения конфликта. Но это поверхностное решение проблемы.

Содержание работы

Часть I
Основная проблематика взаимодействия природы, человека и бизнес- структур
2.7 Объекты экологического аудита на примере хлебозавода №3 АООТ «Курский хлебокомбинат».

Часть III Экологический менеджмент
3.1 Основные определения, функции и принципы экологического менеджмента
3.2 Особенности стратегии управления экологической безопасностью в странах Среднеазиатского региона и Республике Казахстан
3.3 Механизм реализации управления экологической безопасностью
3.4 Социально-экологическая система, как объект экологического контроля
3.5 Методы и средства экологического контроля
3.6 Характер воздействий на окружающую среду…
3.7 Классификация загрязнений
3.8 Общие требования к проведению экологического контроля. Способы
контроля. Системы контроля
3.9 Способы воздействия на предприятия (и предпринимателей)
3.10 Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности (ЭСХД)
3.11 Экологический менеджмент на предприятии
3.12 Заключение и выводы
Литература

Файлы: 1 файл

основной.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Конечно, все это не означает, что все экологические проблемы в Китае решены, наравне с преимуществами  существуют и недостатки. В наши задачи не входит их анализ , отметим только, что опыт Китая заслуживает внимания и может быть использован при решении аналогичных проблем в других странах.

 

1.6 Состояние природных систем в районе Заполярного ГНКМ в Надым-Пур-Тазовском газодобывающем районе. 

 

Зона освоения Заполярного ГНКМ включает в себя достаточно обширную территорию, протянувшуюся  дугой  от  г. Нов. Уренгой  до пос. Самбург. В неё входят площадь самого месторождения, коридоры коммуникаций ЗГНКМ  -  Ст. Уренгой  - Нов. Уренгой и ЗГНКМ - Тазовский шириной 20 км, промежуточная Пуртазовская компрессорная станция, перевалочные базы  в посёлках Тазовский и Ст. Уренгой, а также посёлки Коротчаево и Газ-Сале.

Наибольшие изменения ландшафтов связаны с бурением  скважин. Технология работ  неизбежно связана с  физико-механическими нарушениями  поверхности, т.к. практически всюду  делаются  искусственные насыпные площадки для буровых установок. Низкая  культура  работ привела к долговременным химическим загрязнениям, особенно в тех случаях, когда насыпные площадки использовались в разное  время для бурения двух, а иногда и трёх скважин - сначала при разведке сеноманских, затем валанжинских  горизонтов, что  резко  усиливало техногенное воздействие. На площадках после бурения  остаются  большие  количества  глинистых компонентов, цемента, химических реагентов, использовавшихся  при бурении, бытовые отходы, остатки нефтепродуктов, которые со  временем  могут перейти в почвогрунты и поверхностные воды. Однако нельзя не отметить, что эти  физико-механические  и  химические нарушения имели локальный, точечный характер и нигде не получили площадного развития.

     Территория месторождения  неоднократно поражалась тундровыми и лесными пожарами, особенно в сухих хорошо  дренированных районах   произрастания лиственничных редкослойных  лесов с ягельным напочвенным покровом. Хорошо  видны площади пирогенного воздействия разного срока давности, и нет сомнения, что большинство их приурочено к местам хозяйственной  деятельности. Очевидно, что  причина пожаров - неосторожное обращение с огнём работников буровых, научно-исследовательских и иных подразделений, проводивших работы на территории ЗГНКМ.

С развитием  газодобывающей отрасли  Западной Сибири посёлок включается в  её  инфраструктуру. Увеличилось  число  жителей, возведен комплекс жилых  многоэтажных зданий для работников газодобывающей отрасли. Начато строительство  ВПП2 с твёрдым покрытием  для  приёма  самолётов типа ЯК-40, АН-24, АН-26. Строительство в условиях практически сплошного распространения  ММП3 весьма  специфично, недоучёт  этой  специфики привел к деформации, частичному затоплению полосы и невозможности её эксплуатации.  Для сооружения ВПП,  в нарушение важных природоохранных норм,  использовались пески с поймы р. Таз, добывались они преимущественно гидронамывным способом. Посёлок окружен сетью грунтовых и вездеходных дорог со  шлейфом бульдозерных  выемок  и свалок бытового мусора. Единственная насыпная дорога обслуживала строящуюся ВПП.

Изменения ГС, зафиксированные к 1993 г., местами  сильные,

относятся, в основном, к нарушениям физико-механического  свойства.  Это, прежде всего, уничтожение ПРС4 на территории  посёлка, ВПП, карьеров, на дорогах. По  обочинам  дорог, на   недостроенной ВПП, по путям вездеходного транспорта, в т.ч. на зимнике, местами отмечается искусственное обводнение, которое вызвано  протайкой мёрзлого грунта вследствие нарушения поверхности почвогрунтов.

В наиболее ярких случаях по вездеходным  колеям это  обводнение привело  к  линейному  термокарсту. Там, где  зимник проходит по бровке склона к  пойме р. Таз, из-за механического  нарушения почвогрунтов  местами  отмечается активизация термоэрозионных  процессов.

Пос. Старый Уренгой, расположенный  на  правом берегу р. Пур между  устьями  рек  Бол. и Мал. Хадыръяха, долгое  время   был единственным населенным пунктом в среднем  течении р. Пур и прилегающих  водоразделах. До ближайших таких  же маленьких посёлков Самбург и Тарко-Сале было не менее 120 км  по  прямой. Связь  с внешним  миром  поддерживалась  водным  путём в период навигации, кроме  того  существовал  временный  аэродром  с  зимней ВПП, принимавший  самолёты  типа АН-2. Даже в 70-е и 80-е годы, в пору бурного всплеска геологоразведочных, а затем  нефтегазодобывающих работ  на Надым-Пуровском междуречье, посёлок не получил сильного импульса к развитию, т.к.  находился на  периферии территории  месторождений, к тому  же  на  другом берегу такой крупной водной преграды, какой является р. Пур. Он служил местом временного  проживания работников изыскательских и буровых организаций и перевалочной базой всевозможных  грузов, доставляемых  по реке. Тем не менее, здесь появились насыпные дороги, была реконструирована ВПП для обслуживания лёгкой авиации и в  летнее время, расширились складские и транспортные базы.

Если правобережье  р. Пур, в  том числе и пос. Ст. Уренгой, за 80-е годы изменилось мало, то левобережье  преображено хозяйственной деятельностью  весьма заметно. В 1993 г. уже существовала железная дорога, связавшая Уренгойскую группу  месторождений с центром Западной  Сибири; практически на  голом месте возникли г. Новый Уренгой и пос. Коротчаево. С постройкой железной  дороги в пос. Коротчаево появилась ж/д. станция со  своей инфраструктурой (подъездные и  запасные  пути, склады, депо, ремонтные мастерские и т.д.), усилилась деятельность  речного  порта, куда  была подведена ж/д. ветка.

Нарушения ГС уже тогда были значительными. В основном  это механическое уничтожение  ПРС  и связанные с ним ЭГП - эоловые на обнаженных песках, обводнение на вездеходных  колеях, подтопление вдоль  насыпных дорог и связанный с ними линейный термокарст. Сильные изменения, где ПРС нарушен более чем на 50%, приурочены к насыпным дорогам и ж/д. полотну, ж/д. станции и её инфраструктуре, речному порту, промзоне, селитебной зоне, ГРС5 "Тихая". Остальная часть полосы нарушений заполнена изменениями средней и слабой степени, а всё пространство к западу от этой полосы подвергалось пирогенным воздействиям. Кроме того, к 1993 г.  отмечено и химическое загрязнение ГС6.

На отрезке  Коротчаево - НХК7 изменения ГС линейно локализованы и обусловлены не  столько интенсивностью   техногенного воздействия, сколько низкой устойчивостью широко распространённых здесь болотных ландшафтов с большим количеством озёр и мелких ручьев. Вдоль  дорог и трубопроводов почти повсеместно развилось искусственное обводнение, местами усилилась протайка ММП с начальной  стадией термокарста. На песчаных берегах р. Ево-Яха активизировались эоловые процессы с образованием участков развеваемых песков площадью 1,5 х 2 км. Повсеместно отмечается механическое загрязнение бытовым и техническим мусором.

     По мере приближения  к строящемуся НХК воздействие  усиливается, появляются мелкие карьеры, сгущается сеть грунтовых и вездеходных дорог. Для строительства использовались пески из сухоройных карьеров к югу от НХК, к ним ведут насыпные и грунтовые дороги.

     Изменения ГС  здесь  местами сильные. В площади  карьеров, на

территории строящихся корпусов, по дорогам и линейным  коммуникациям  полностью уничтожен почвенно-растительный слой, что само по себе является существенным изменением ГС. Наблюдаются  изменения  естественного  стока вод из-за подпруживания ручьев коммуникациями, многочисленные случаи искусственного обводнения  в карьерах, вдоль дорог, местами  -  размыва полотна дорог, отмечаются суффозионные и термокарстовые  просадки, а  на  обнаженных дренированных участках - развевание песков.

     Система транспортных  коммуникаций на отрезке  от  НХК  до г. Нов. Уренгой постоянно сопровождается зоной с многочисленными мелкими техногенными объектами, как то: мелкие  карьеры, бульдозерные выемки, отдельные строения, складские территории, беспорядочная сеть грунтовых и вездеходных  дорог, ответвления  ЛЭП  и трубопроводов. Эта зона  охватывает  пространство  от трассы до поймы р. Ево-Яха. Сильные техногенные изменения отмечаются здесь лишь в карьерах, где уничтожен ПРС, на остальной площади механические нарушения слабые благодаря малой площади и незначительности  техногенных объектов.

Город Новый Уренгой возник на новом  месте на правом берегу приустьевой  части  р. Седэяха  как  столица  газодобывающего края на севере Тюменской  области. За 80-е годы он превратился  в крупный административный, промышленный  и  культурный  центр  с развитой инфраструктурой. Основу промышленности составляет первичная переработка  и транспортировка углеводородов, добываемых на богатейших месторождениях Западной Сибири. Площадь города  к 1993 г.  составляла около 100 кв.км.

     Техногенные нарушения  на всей этой  территории  сильные.  В пределах города, особенно его  промышленной части, почвенно-растительный  слой, а порой и литологический  состав  поверхностных отложений   изменены  более чем на 50%  за счёт насыпного грунта. То же наблюдается вдоль  всех  линейных  систем  коммуникаций. На обширном участке, примыкающем к промышленной части города с юга, вдоль трубопроводов наблюдаются многочисленные мелкие техногенные  объекты, нарушающие  ПРС, хотя и в меньшей степени: грунтовые и  вездеходные  дороги, балки и  сараи, отдельные строения, мелкие карьеры и бульдозерные выемки,  свалки бытовых и техногенных отходов.

Сильные нарушения почвогрунтов, где  площадь поражения превышает 50%,связаны  с крупными карьерами, промышленными объектами, городами, посёлками, аэродромами, дорогами с твёрдым покрытием и насыпными. Наиболее широко подобные явления распространены  в г. Нов. Уренгой и его промышленных  окрестностях, пос. Коротчаево (с промбазой и ГРС "Тихая"), в посёлках Ст. Уренгой, Тазовский и Газ-Сале они отмечались значительно реже, а на территории ЗГНКМ и пос. Самбург в 1993 г. практически отсутствовали.

     Нарушения средней  интенсивности (площадь поражения  почвогрунтов 20-50%) свойственны  небольшим   посёлкам, грунтовым (без насыпей) дорогам, пространствам  между  линейными коммуникациями; часто к таким нарушениям приводит бесхозяйственное  использование земель с образованием  участков с массой мелких техногенных объектов, не  выражающихся в  масштабе  карты: пустырей, бульдозерных выемок, мелких свалок, следов вездеходного  транспорта, отдельных строений, троп и пр. Такие  участки  в  изобилии встречаются в окрестностях г. Нов. Уренгой, вдоль магистрали трубопроводов Н. Уренгой - Коротчаево, в окрестностях посёлков Коротчаево, Ст. Уренгой, Тазовский, в посёлках Газ-Сале и Самбург. На территории ЗГНКМ средние нарушения имеют точечный  характер  и приурочены к геологоразведочным скважинам.

     К слабым нарушениям  относятся участки с поражениями   почвогрунтов менее 20% площади. Обычно это территории, находящиеся на периферии площадей с  техногенными  поражениями  сильной  и средней степени: около  всех посёлков, особенно Ст. Уренгой и Коротчаево, а чаще всего - это линейные разрывы  ПРС, связанные  с единичными вездеходными  проходами, тропами, ЛЭП, зимниками  Самбург - Тазовский и Тазовский  -  Ст. Уренгой. На  площади  ЗГНКМ наблюдаются именно такие изменения почвогрунтов.

     Эти нарушения часто  приводят к образованию новых  или активизации старых ЭГП,  характер которых зависит не только от интенсивности техногенного воздействия, но и от свойств самих  ландшафтов. Из активизированных  процессов наиболее  распространены геокриологические, гидрогеологические, эоловые и гравитационные.

     Геокриологические ЭГП резко проявляются на  ландшафтах  с

неустойчивыми ММП - болотных, хасырейных, пойменных местностях. Разрыв мохового покрова болот, рытвина в сильнольдистых суглинках  быстро приводят к обводнению, протайке грунтов и последующим  термоэрозии и термокарсту. Такие ЭГП очень свойственны линейным нарушениям вдоль путей вездеходного транспорта и наблюдаются часто на территории месторождения, на участке между г. Нов. Уренгой и пос. Коротчаево, вдоль зимников Самбург - Тазовский и Тазовский - Ст. Уренгой.

    Гидрогеологические ЭГП приводят  к обводнению в случае,

когда из-за техногенных объектов замедляется естественный сток вод  водотоков  и болот и происходит их искусственное подтопление. Подобные процессы наблюдались в  р-не г. Нов. Уренгой, НХК, в некоторых местах  вдоль магистральной линии трубопроводов. Гидрогеологические процессы могут постепенно переходить в геокриологические ЭГП   и  продолжаться  в  виде  термоэрозии, термокарста, а при значительном подтоплении возможно образование таликов. Последнее весьма нежелательно, т.к.  в этом случае негативные процессы переходят на новый качественный уровень, затрагивая другую часть ГС - подземные воды.

     Эоловые процессы  развиваются на участках с  рыхлыми песчаными грунтами (плоско-ложбинные   местности), слабо закреплёнными растительностью. Они наблюдались в виде песчаных раздувов вдоль долин рек  Пур, Ево-Яха, Седэяха  и их притоков. Эоловые процессы при соответствующих  литологических  и  ботанических  условиях возникают даже  при техногенных нагрузках со слабым нарушением ПРС и, что совсем неприятно, способны к активизации даже  после прекращения техногенного воздействия.

     Гравитационные процессы  усиливаются  в  случае  нарушения  ПРС на склонах и проявляются  солифлюкционными оплывинами, оползнями,  термоэрозионными промоинами. Такие явления зафиксированы на отрезке  дороги Тазовский - Газ-Сале, когда она проходит по бровке склона к пойме р. Таз.

Обустройство Заполярного ГНКМ и дальнейшая его эксплуатация рассчитаны на 35-40 лет в соответствии с  ТЭО  и  проектной документацией АО "ВНИПИГаздобыча" (г. Саратов), с Заключением N1 от 10.01.1995 г.  Отраслевой службы экспертизы и смет, и на основании письма  Председателя Правления РАО "ГАЗПРОМ" от 21.02. 995 г. N ВВ 92.

     Обустройство месторождения  ведётся с 1993 г., началось оно с создания транспортной инфраструктуры, в первую очередь - дорожной  сети. В условиях  сплошного распространения ММП любое строительство проводится на насыпном основании, для чего требуется значительное количество строительного песка. На территории ЗГНКМ до 1994 г.  не было обнаружено мест с промышленными  запасами  строительных  песков.  Исключение составляли поймы рек Юредей-Яха и Бол. Хэяха, поэтому для отсыпки было решено использовать русловые пески в районе пересечения р. Бол. Хэяха зимником Тазовский -  Ст. Уренгой. Для этого проведено спрямление русла р. Бол. Хэяха, в отделившуюся излучину реки введен земснаряд, который, начиная с 1994 г., производит  гидронамыв  песка с образованием  крупных отвалов на пойме и I надпойменной террасе. В 1995 г.  на соседних излучинах заложено ещё два  аналогичных гидронамывных карьера.

Информация о работе Основная проблематика взаимодействия природы, человека и бизнес- структур