Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:02, дипломная работа
В данной работе отмечалось, что в настоящее время экологические проблемы могут быть преодолены экономическим путем. Однако, это порождает новые противоречия. Экологическое развитие в принципе подрывает главную задачу экономики: достижение прибыли. Фактически, конфликт остается неразрешимым.
Современность стремится воплотить идею консолидации различных принципов – социальных, правовых, политических – для разрешения конфликта. Но это поверхностное решение проблемы.
Часть I
Основная проблематика взаимодействия природы, человека и бизнес- структур
2.7 Объекты экологического аудита на примере хлебозавода №3 АООТ «Курский хлебокомбинат».
Часть III Экологический менеджмент
3.1 Основные определения, функции и принципы экологического менеджмента
3.2 Особенности стратегии управления экологической безопасностью в странах Среднеазиатского региона и Республике Казахстан
3.3 Механизм реализации управления экологической безопасностью
3.4 Социально-экологическая система, как объект экологического контроля
3.5 Методы и средства экологического контроля
3.6 Характер воздействий на окружающую среду…
3.7 Классификация загрязнений
3.8 Общие требования к проведению экологического контроля. Способы
контроля. Системы контроля
3.9 Способы воздействия на предприятия (и предпринимателей)
3.10 Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности (ЭСХД)
3.11 Экологический менеджмент на предприятии
3.12 Заключение и выводы
Литература
Конечно, все это не означает, что все экологические проблемы в Китае решены, наравне с преимуществами существуют и недостатки. В наши задачи не входит их анализ , отметим только, что опыт Китая заслуживает внимания и может быть использован при решении аналогичных проблем в других странах.
1.6 Состояние природных систем в районе Заполярного ГНКМ в Надым-Пур-Тазовском газодобывающем районе.
Зона освоения Заполярного ГНКМ включает в себя достаточно обширную территорию, протянувшуюся дугой от г. Нов. Уренгой до пос. Самбург. В неё входят площадь самого месторождения, коридоры коммуникаций ЗГНКМ - Ст. Уренгой - Нов. Уренгой и ЗГНКМ - Тазовский шириной 20 км, промежуточная Пуртазовская компрессорная станция, перевалочные базы в посёлках Тазовский и Ст. Уренгой, а также посёлки Коротчаево и Газ-Сале.
Наибольшие изменения
Территория месторождения неоднократно поражалась тундровыми и лесными пожарами, особенно в сухих хорошо дренированных районах произрастания лиственничных редкослойных лесов с ягельным напочвенным покровом. Хорошо видны площади пирогенного воздействия разного срока давности, и нет сомнения, что большинство их приурочено к местам хозяйственной деятельности. Очевидно, что причина пожаров - неосторожное обращение с огнём работников буровых, научно-исследовательских и иных подразделений, проводивших работы на территории ЗГНКМ.
С развитием газодобывающей отрасли Западной Сибири посёлок включается в её инфраструктуру. Увеличилось число жителей, возведен комплекс жилых многоэтажных зданий для работников газодобывающей отрасли. Начато строительство ВПП2 с твёрдым покрытием для приёма самолётов типа ЯК-40, АН-24, АН-26. Строительство в условиях практически сплошного распространения ММП3 весьма специфично, недоучёт этой специфики привел к деформации, частичному затоплению полосы и невозможности её эксплуатации. Для сооружения ВПП, в нарушение важных природоохранных норм, использовались пески с поймы р. Таз, добывались они преимущественно гидронамывным способом. Посёлок окружен сетью грунтовых и вездеходных дорог со шлейфом бульдозерных выемок и свалок бытового мусора. Единственная насыпная дорога обслуживала строящуюся ВПП.
Изменения ГС, зафиксированные к 1993 г., местами сильные,
относятся, в основном, к нарушениям физико-механического свойства. Это, прежде всего, уничтожение ПРС4 на территории посёлка, ВПП, карьеров, на дорогах. По обочинам дорог, на недостроенной ВПП, по путям вездеходного транспорта, в т.ч. на зимнике, местами отмечается искусственное обводнение, которое вызвано протайкой мёрзлого грунта вследствие нарушения поверхности почвогрунтов.
В наиболее ярких случаях по вездеходным колеям это обводнение привело к линейному термокарсту. Там, где зимник проходит по бровке склона к пойме р. Таз, из-за механического нарушения почвогрунтов местами отмечается активизация термоэрозионных процессов.
Пос. Старый Уренгой, расположенный на правом берегу р. Пур между устьями рек Бол. и Мал. Хадыръяха, долгое время был единственным населенным пунктом в среднем течении р. Пур и прилегающих водоразделах. До ближайших таких же маленьких посёлков Самбург и Тарко-Сале было не менее 120 км по прямой. Связь с внешним миром поддерживалась водным путём в период навигации, кроме того существовал временный аэродром с зимней ВПП, принимавший самолёты типа АН-2. Даже в 70-е и 80-е годы, в пору бурного всплеска геологоразведочных, а затем нефтегазодобывающих работ на Надым-Пуровском междуречье, посёлок не получил сильного импульса к развитию, т.к. находился на периферии территории месторождений, к тому же на другом берегу такой крупной водной преграды, какой является р. Пур. Он служил местом временного проживания работников изыскательских и буровых организаций и перевалочной базой всевозможных грузов, доставляемых по реке. Тем не менее, здесь появились насыпные дороги, была реконструирована ВПП для обслуживания лёгкой авиации и в летнее время, расширились складские и транспортные базы.
Если правобережье р. Пур, в
том числе и пос. Ст. Уренгой, за
80-е годы изменилось мало, то левобережье
преображено хозяйственной
Нарушения ГС уже тогда были значительными. В основном это механическое уничтожение ПРС и связанные с ним ЭГП - эоловые на обнаженных песках, обводнение на вездеходных колеях, подтопление вдоль насыпных дорог и связанный с ними линейный термокарст. Сильные изменения, где ПРС нарушен более чем на 50%, приурочены к насыпным дорогам и ж/д. полотну, ж/д. станции и её инфраструктуре, речному порту, промзоне, селитебной зоне, ГРС5 "Тихая". Остальная часть полосы нарушений заполнена изменениями средней и слабой степени, а всё пространство к западу от этой полосы подвергалось пирогенным воздействиям. Кроме того, к 1993 г. отмечено и химическое загрязнение ГС6.
На отрезке Коротчаево - НХК7 изменения ГС линейно локализованы и обусловлены не столько интенсивностью техногенного воздействия, сколько низкой устойчивостью широко распространённых здесь болотных ландшафтов с большим количеством озёр и мелких ручьев. Вдоль дорог и трубопроводов почти повсеместно развилось искусственное обводнение, местами усилилась протайка ММП с начальной стадией термокарста. На песчаных берегах р. Ево-Яха активизировались эоловые процессы с образованием участков развеваемых песков площадью 1,5 х 2 км. Повсеместно отмечается механическое загрязнение бытовым и техническим мусором.
По мере приближения к строящемуся НХК воздействие усиливается, появляются мелкие карьеры, сгущается сеть грунтовых и вездеходных дорог. Для строительства использовались пески из сухоройных карьеров к югу от НХК, к ним ведут насыпные и грунтовые дороги.
Изменения ГС здесь местами сильные. В площади карьеров, на
территории строящихся корпусов, по
дорогам и линейным коммуникациям
полностью уничтожен почвенно-
Система транспортных коммуникаций на отрезке от НХК до г. Нов. Уренгой постоянно сопровождается зоной с многочисленными мелкими техногенными объектами, как то: мелкие карьеры, бульдозерные выемки, отдельные строения, складские территории, беспорядочная сеть грунтовых и вездеходных дорог, ответвления ЛЭП и трубопроводов. Эта зона охватывает пространство от трассы до поймы р. Ево-Яха. Сильные техногенные изменения отмечаются здесь лишь в карьерах, где уничтожен ПРС, на остальной площади механические нарушения слабые благодаря малой площади и незначительности техногенных объектов.
Город Новый Уренгой возник на новом месте на правом берегу приустьевой части р. Седэяха как столица газодобывающего края на севере Тюменской области. За 80-е годы он превратился в крупный административный, промышленный и культурный центр с развитой инфраструктурой. Основу промышленности составляет первичная переработка и транспортировка углеводородов, добываемых на богатейших месторождениях Западной Сибири. Площадь города к 1993 г. составляла около 100 кв.км.
Техногенные нарушения
на всей этой территории сильные.
В пределах города, особенно его
промышленной части, почвенно-
Сильные нарушения почвогрунтов, где площадь поражения превышает 50%,связаны с крупными карьерами, промышленными объектами, городами, посёлками, аэродромами, дорогами с твёрдым покрытием и насыпными. Наиболее широко подобные явления распространены в г. Нов. Уренгой и его промышленных окрестностях, пос. Коротчаево (с промбазой и ГРС "Тихая"), в посёлках Ст. Уренгой, Тазовский и Газ-Сале они отмечались значительно реже, а на территории ЗГНКМ и пос. Самбург в 1993 г. практически отсутствовали.
Нарушения средней
интенсивности (площадь
К слабым нарушениям
относятся участки с
Эти нарушения часто приводят к образованию новых или активизации старых ЭГП, характер которых зависит не только от интенсивности техногенного воздействия, но и от свойств самих ландшафтов. Из активизированных процессов наиболее распространены геокриологические, гидрогеологические, эоловые и гравитационные.
Геокриологические ЭГП резко проявляются на ландшафтах с
неустойчивыми ММП - болотных, хасырейных, пойменных местностях. Разрыв мохового покрова болот, рытвина в сильнольдистых суглинках быстро приводят к обводнению, протайке грунтов и последующим термоэрозии и термокарсту. Такие ЭГП очень свойственны линейным нарушениям вдоль путей вездеходного транспорта и наблюдаются часто на территории месторождения, на участке между г. Нов. Уренгой и пос. Коротчаево, вдоль зимников Самбург - Тазовский и Тазовский - Ст. Уренгой.
Гидрогеологические ЭГП приводят к обводнению в случае,
когда из-за техногенных объектов замедляется естественный сток вод водотоков и болот и происходит их искусственное подтопление. Подобные процессы наблюдались в р-не г. Нов. Уренгой, НХК, в некоторых местах вдоль магистральной линии трубопроводов. Гидрогеологические процессы могут постепенно переходить в геокриологические ЭГП и продолжаться в виде термоэрозии, термокарста, а при значительном подтоплении возможно образование таликов. Последнее весьма нежелательно, т.к. в этом случае негативные процессы переходят на новый качественный уровень, затрагивая другую часть ГС - подземные воды.
Эоловые процессы развиваются на участках с рыхлыми песчаными грунтами (плоско-ложбинные местности), слабо закреплёнными растительностью. Они наблюдались в виде песчаных раздувов вдоль долин рек Пур, Ево-Яха, Седэяха и их притоков. Эоловые процессы при соответствующих литологических и ботанических условиях возникают даже при техногенных нагрузках со слабым нарушением ПРС и, что совсем неприятно, способны к активизации даже после прекращения техногенного воздействия.
Гравитационные процессы усиливаются в случае нарушения ПРС на склонах и проявляются солифлюкционными оплывинами, оползнями, термоэрозионными промоинами. Такие явления зафиксированы на отрезке дороги Тазовский - Газ-Сале, когда она проходит по бровке склона к пойме р. Таз.
Обустройство Заполярного ГНКМ и дальнейшая его эксплуатация рассчитаны на 35-40 лет в соответствии с ТЭО и проектной документацией АО "ВНИПИГаздобыча" (г. Саратов), с Заключением N1 от 10.01.1995 г. Отраслевой службы экспертизы и смет, и на основании письма Председателя Правления РАО "ГАЗПРОМ" от 21.02. 995 г. N ВВ 92.
Обустройство месторождения ведётся с 1993 г., началось оно с создания транспортной инфраструктуры, в первую очередь - дорожной сети. В условиях сплошного распространения ММП любое строительство проводится на насыпном основании, для чего требуется значительное количество строительного песка. На территории ЗГНКМ до 1994 г. не было обнаружено мест с промышленными запасами строительных песков. Исключение составляли поймы рек Юредей-Яха и Бол. Хэяха, поэтому для отсыпки было решено использовать русловые пески в районе пересечения р. Бол. Хэяха зимником Тазовский - Ст. Уренгой. Для этого проведено спрямление русла р. Бол. Хэяха, в отделившуюся излучину реки введен земснаряд, который, начиная с 1994 г., производит гидронамыв песка с образованием крупных отвалов на пойме и I надпойменной террасе. В 1995 г. на соседних излучинах заложено ещё два аналогичных гидронамывных карьера.
Информация о работе Основная проблематика взаимодействия природы, человека и бизнес- структур