Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:00, контрольная работа
В ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Данное определение содержит основные отличительные признаки экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. В нем указаны не все признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправное деяние, нарушающее законодательство); перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения.
Явная коллизия закона наблюдается при сопоставлении норм административного и уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за загрязнение атмосферы.
В ст. 77—79 КАП
РСФСР предусмотрена
Те же действия, причинившие вред здоровью человека, наказываются по ч. 2 ст. 251 УК, а повлекшие смерть человека — по ч. 3 данной статьи.
Применение части 1 ст. 251 УК РФ в строгом соответствии с ее буквальным содержанием означало бы практически полную остановку всех промышленных предприятий, существенное осложнение политической ситуации в стране, особенно в условиях кризиса экономики, привлечение к уголовной ответственности за деяния, по сути являющиеся административным проступком, и искажение уголовной политики в области охраны окружающей природной среды. Аналогичную конструкцию имела и ст. 223 в прежнем УК РСФСР.
С учетом таких обстоятельств, Пленум Верховного Суда СССР в п. 6 постановления от 7 июля 1983 г. «О практике применения судами законодательства об охране природы»[12] подверг ч. 1 ст. 223 УК РСФСР ограничительному толкованию и разъяснил, что (как и при загрязнении водоемов) загрязнение воздуха может быть признано преступлением только тогда, когда в результате превышения установленных нормативов выбросов причинен вред или создана реальная опасность причинения вреда здоровью людей, рыбным запасам, животному или растительному миру, сельхозпроизводству. Очевидно, в таком же смысле следует понимать и ч. 1 ст. 251 УК РФ.
Указанные рекомендации Пленума Верховного Суда СССР, хотя и служат делу совершенствования законодательства, но не снимают проблемы законодательного разграничения преступлений и проступков.
Верховный суд РФ (как и Верховный суд бывшего СССР) не наделен правотворческой функцией. Хотя в постановлениях его, по сути, зачастую дается нормативное предписание, не предусмотренное законом, они применяются лишь при рассмотрении конкретных уголовных дел и ограничиваются сферой правосудия. К тому же не по всем вопросам разграничения экологических преступлений и проступков такие разъяснения даны. Представляется, что несовершенство закона может быть устранено только введением в соответствующие статьи УК РФ более четких критериев криминализации, а не подобными методами судебного расширительного или ограничительного толкования, которые фактически подменяют решения законодательного органа.
Список литературы
Уголовный кодекс РФ.
Кодекс административных правонарушений РСФСР.
Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. М.,1993.
Петров В.В. Экологическое право. — М., 1995.
Ермаков В. Д., Сухарев А. Я., Экологическое право России. – М., 1997.
Правовая охрана окружающей природной среда в странах Восточной Европы. Под ред. Петрова В.В. - М„ 1990.
Шемшученко B.C., Мунтян В.Л., Розовский В.Г Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды.— М., 1978.
Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм. Правоведение. 1971. №3.
Бачило И.Л. Институт ответственности в управлении. Советское государство и право, 1977, №6.
Жариков Ю.Г Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушении. М., 1985.
Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. Общая часть. — М., 1988.
[1] Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм. Правоведение. 1971. №3, с. 51.м
[2] Бачило И.Л. Институт ответственности в управлении. Советское государство и право, 1977, №6, с. 48.
[3] Жариков Ю.Г Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушении. М., 1985,с.23.
[4] Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. Общая часть. — М., 1988, с. 73.
[5] Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. М.,1993,с.172.м
[6] Петров В.В. Экологическое право. — М., 1995, с. 263.
[7] Правовая охрана окружающей природной среда в странах Восточной Европы. Под ред. Петрова В.В. - М„ 1990, с. 62; В.В. Петров. Экологическое право. – М, 1995, с.263.
[8] Шемшученко B.C., Мунтян В.Л., Розовский В.Г Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды.— М., 1978, с. 30.
[9] Шемшученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский В.Г. Указ. соч., с. 25
[10] Здесь и далее приводятся статьи нового Уголовного кодекса РФ, действующего с января 1997г.
[11] В УК РФ, введенном в действие с 1 января 1997 г., подобная конструкция норм устранена, поскольку «накопление» проступков сколько бы их ни было, не может превратить деяние в новое качество — преступление.
[12] Бюллетень Верховного Суда CCCР. 1983 г № 4, с. 7.
Информация о работе Особенности ответственности за экологические правонарушения