Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:06, курсовая работа
Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, что бы понять, насколько тесно мы связаны. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и леса.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава Ι. Леса как объект правовой охраны…………………………………. 4
1.1 Понятие леса………………………………………………………………. 4
2.2 Подразделение лесов по целевому назначению………………………... 8
Глава ΙΙ. Правовое регулирование мер по охране лесов…………………… 12
2.1 Правовая охрана и защита лесов……………………………………….. 12
2.2 Ответственность за нарушение лесного законодательства……………. 16
Заключение…………………………………………………………………… 21
Список литературы…………………………………………………………… 22
Иными словами, подразделение лесов на виды имеет ключевое значение не только в лесных, но в гражданско-правовых и иных отношениях, касающихся лесной сферы.
Глава ΙΙ. Правовое регулирование мер по охране лесов
2.1 Правовая охрана и защита лесов
Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушения порядка лесопользования, вредителей, болезней, загрязнения, повреждения, других, причиняющих им вред, действий.
Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно статье 1 Лесного Кодекса РФ обеспечение охраны и защиты лесов является одним из принципов лесного законодательства и, следовательно, служит основой лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.
В юридической литературе при рассмотрении вопросов правовой охраны лесов отмечается их многофункциональное значение.
«В экологическом отношении
лес является комплексом экологических
систем, объединяющих в одно целое
растительный и животный мир, земельные
и водные ресурсы. Он выполняет климаторегулирующие,
средозащитные, почвозащитные, водоохранные,
санитарно-оздоровительные
Вследствие этого правовая охрана лесов в настоящее время рассматривается в лесном праве как система мероприятий, направленных на сохранение лесов от ослабления, повреждения, уничтожения и иных подобных негативных последствий. При этом не имеет значения, обусловлено ли это неблагоприятными природными явлениями или деятельностью человека.
По сложившейся многолетней практике причинами негативного воздействия на леса называют лесные пожары, распространение вредных организмов, загрязнение, незаконные рубки и т. д.
В широком смысле понятие «охрана лесов» в лесном законодательстве давно не употребляется. Воспроизводство лесов и лесоразведение, организация рационального использования лесов, подразделение лесов по целевому назначению, ответственность за нарушения лесного законодательства и иные институты лесного права, призванные, в том числе обеспечить сохранение лесов, в нормативных правовых актах не принято называть охраной лесов.
Общие положения охраны и защиты лесов содержатся в главе 3 Лесного Кодекса РФ. При этом по каждому виду охраны и защиты лесов указываются перечни осуществляемых мероприятий. При применении норм ЛК РФ об охране лесов нельзя забывать, что сохранение лесов не ограничивается проведением предусмотренных данной главой мероприятий.
В связи с этим уместно обратить внимание на то, как понятие «охрана лесов» рассматривается с точки зрения юридической науки лесного права: «В широком смысле слова охрана лесов охватывает весь процесс их использования на началах «рубка – восстановление» с учетом защитных свойств лесонасаждений или, иначе говоря, совпадает с процессом рационального использования… Под охраной лесов в собственном смысле слова обычно подразумевают их защиту от стихийных явлений и от неправомерного воздействия на леса человека путем осуществления самовольного пользования»12.
Исходя из таких представлений о правовой охране лесов, некоторые ученые в области лесного права предлагали различать следующие три вида мероприятий:
Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
- противопожарное обустройство
лесов, в том числе
- создание систем, средств
предупреждения и тушения
- мониторинг пожарной опасности;
- разработка планов тушения лесных пожаров;
- тушение лесных пожаров;
- иные меры пожарной безопасности в лесах13.
Защита лесов от вредных организмов относится к карантинным объектам. Она осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000г. № 99-ФЗ «О карантине растений».
Для обеспечения санитарной безопасности в лесах проводятся:
- лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
- лесопатологические
- санитарно-оздоровительные
мероприятия (вырубка погибших
и поврежденных лесных
- авиационные и наземные
работы по локализации и
- установление санитарных
требований к использованию
Правила санитарной безопасности
в лесах устанавливаются
В целях охраны и защиты лесов проводится сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (лесопатологический мониторинг)14.
Для сохранения редких и
находящихся под угрозой
Таким образом, правовая охрана
и защита лесов является залогом
их сохранения.
2.2 Ответственность
за нарушение лесного
Лица виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную, дисциплинарную ответственность, а также ответственность за причинение вреда.
Необходимо учитывать, что названные формы ответственности устанавливаются законодательными актами, входящими в систему разных отраслей законодательства.
Уголовная ответственность предусматривается в уголовном законодательстве, административная – в законодательстве об административных правонарушениях, ответственность за причинение вреда – в гражданском законодательстве и законодательстве об охране окружающей среды, дисциплинарная – в трудовом законодательстве и законодательстве о государственной службе.15
Следует отдельно охарактеризовать эти формы ответственности.
Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам, совершившим преступления, предусмотренные УК РФ.
Преступлением признается виновно
совершенное общественно
Уголовной ответственности
подлежит вменяемое физическое лицо,
достигшее определенного
Виды наказаний, применяемых к лицу, признанному виновным в совершении преступления, исчерпывающе устанавливаются в статье 44 УК РФ.
К этим видам наказаний, в частности, относятся лишение свободы, штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью16.
Предметом лесного законодательства являются лесные отношения. В связи с этим интерес представляют только те нормы УК РФ, которые касаются использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующие нарушения лесного законодательства:
- незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (ч. 1 ст. 260 УК РФ);
- незаконная рубка, а
равно повреждение до степени
прекращения роста лесных
- деяния, предусмотренные
частями первой или второй
ст. 260, совершенные в особо крупном
размере, группой лиц по
- уничтожение или повреждение
лесных насаждений и иных
- уничтожение или повреждение
лесных насаждений и иных
Административная
Административным
Административной
Юридическое лицо признается
виновным в совершении административного
правонарушения, если будет установлено,
что у него имелась возможность
для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых
Таким образом, к административной
ответственности могут
Виды административных наказаний за совершение административных правонарушений исчерпывающе определяются в статье 3.2 КоАП РФ.
К этим видам наказаний, в частности, относятся: административный штраф, предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за следующие нарушения лесного законодательства:
- уничтожение или повреждение
лесоустроительных или
- самовольное занятие
лесных участков или
- самовольная переуступка
права пользования лесным
- нарушение порядка
- нарушение порядка
- нарушение правил заготовки
и сбора древесины и иных
лесных ресурсов, нарушение порядка
проведения рубок лесных
Информация о работе Особенности правовой охраны ОС в промышленности