Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:51, доклад
Политика распределения — важное направление деятельности любого государства. Проблема, однако, в том, что не только крупным сообществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности и справедливости различных вариантов распределения.
Политика распределения — важное направление деятельности любого государства. Проблема, однако, в том, что не только крупным сообществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности и справедливости различных вариантов распределения.
Содержание
Практически любое вмешательство
государства в экономику
Государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:
Власти демократических
стран стремятся к тому, чтобы
общество оценивало государственные
программы перераспределения
Однако, перераспределительные программы имеют не только позитивные, но и негативные последствия.
Государство призвано осуществлять три основных функции:
1. Эффективное размещение (аллокация) ресурсов. Государство может ограничивать производство отдельных товаров, потребление которых сопряжено с негативными последствиями, или, напротив, стимулировать производство товаров, обладающих особыми достоинствами. С помощью государственных финансов осуществляется размещение ресурсов для производства большей части общественных благ .
2. Перераспределение доходов между индивидами. Механизмом такого перераспределения служат налоговая и бюджетная система. Например, собирая налоги с работающих, государство выплачивает пенсии и пособия нетрудоспособным и безработным.
3. Стабилизация экономики и финансовой системы. Налоговая и бюджетная политика могут существенно влиять на состояние экономики, способствовать поддержанию равновесия вокруг заданных макроэкономических показателей, сглаживать циклические
Перераспределение ослабляет стимулы экономической активности. Так, чем большая часть прибыли перераспределяется в пользу безработных, тем, при прочих равных условиях, менее интенсивно предприниматели ищут высокодоходные варианты инвестиций, а безработные - рабочие места. Таким образом, осуществление государственных выплат в пользу ущемленных социальных групп может увеличить их численность, что неэффективно с точки зрения экономики в целом.
Но коль скоро представления о справедливости составляют неотъемлемый атрибут человеческой личности и не могут в достаточной мере реализоваться лишь на основе добровольных взаимодействий, перераспределительная активность государства необходима. Другой вопрос, что ее планирование предполагает тщательный учет двух отмеченных обстоятельств: заведомого несовершенства любого конкретного решения и неизбежности издержек (потерь аллокационной эффективности), обусловленных перераспределением.
Перераспределение оказывает дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получает большие доходы. В частности, введение повышенного налогообложения самых высоких доходов означает, что обеспеченные категории населения будут все больше стремиться к уклонению от налогов. В итоге чрезмерное стремление к перераспределению доходов может подорвать его собственную основу. Наконец, любые программы перераспределения требует затрат на его организацию, причем эти затраты растут с увеличением масштабов таких программ. Более масштабное перераспределение требует ужесточения контроля за высокими доходами, а также обоснования и учета дополнительных категорий получателей пособий.
Государственное
вмешательство в ход
Источником ресурсов может быть прямое участие государства в рыночных сделках. Осуществляя производство, например, в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию, но по ценам, более низким, чем устанавливаемые в аналогичных условиях частной фирмой (в отличие от последней, государство чаще всего не стремится к получению монопольной ренты). Однако за счет выручки государственные организации возмещают затраты и могут в той или иной мере расширять производство.
Вместе с тем в ряде
случаев государственные
Еще большие потребности
в средствах диктуются многими
видами экономической активности государства,
вообще не связанными с производством
продукции и ее реализацией на
рынке. Это относится, в частности,
к перераспределительным
Основным источником денежных
средств для государства служит
налогообложение, т.е. принудительное
изъятие некоторой, установленной
законом части доходов
При рассмотрении государства в качестве субъекта экономической деятельности в поле зрения находится не только и, пожалуй, не столько система политической организации общества, сколько специфический сектор экономики, располагающий определенным ресурсным потенциалом, разнообразными технологиями, институционально оформленными взаимосвязями между людьми и организациями, механизмами подготовки, принятия и реализации решений и т.п. Экономический аспект функционирования государства предполагает концентрацию внимания на ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций. Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный (государственный) сектор хозяйства.
Общественный сектор - это не только совокупность объектов, находящихся в собственности государства. Важнейшим видом ресурсов государства в рыночной экономике являются денежные средства. Соответственно ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы. Достижение целей, стоящих перед государством, в рыночной экономике обычно опосредуется общественными (государственными) расходами, необходимыми как для реализации перераспределительной функции, так и для производства общественных благ, причем не всегда полностью осуществляемого организациями, принадлежащими государству. Общественные расходы могут направляться на финансирование необходимых государству видов продукции, работ и услуг, производимых частными предприятиями. Иными словами, потребность в государственном финансировании в некотором смысле более универсальна, чем потребность в государственной собственности
В силу этих и других причин в разных странах периодически проводятся реформы, направленные на сокращение и оптимизацию перераспределительных программ. Их проведение требует глубокого обоснования и наличия политической воли, поскольку подобные реформы относятся к числу непопулярных мер и могут встретить серьезное сопротивление в обществе.
!!!
Современное понятие ренты
также включает в себя доходы, путём
манипулирования
Рентоориентированное поведение — это попытка индивидов увеличить свое собственное богатство, внося при этом отрицательный вклад в чистое богатство общества. Это означает, что часть ресурсов будет расходоваться не на производительные цели, а на изменение структуры прав собственности в пользу данной группы с целью получения ею излишка в виде ренты. Общество несет при этом убытки двух видов: потери вследствие введения неэффективных прав собственности и сокращение объема производства в обществе из-за непроизводительного расходования средств (ресурсы эти будут направлены на получение ренты). Часто эти издержки бывают выше, чем размер возможной ренты.
Рентоориентированным
поведением называется любая экономическая
деятельность, направленная либо на использование
монопольного положения, либо на получение
доступа к правительственным субсидиям,
в отличие от стремления в рыночной экономике
к получению прибыли в процессе конкуренции.
Данный термин восходит к понятию экономической
ренты, но в современном контексте он,
как правило, связывается с государственным
регулированием и злоупотреблением властными
полномочиями, а не с земельной рентой.
В настоящее время положение о том, что затраты ресурсов на поиск и присвоение рентных доходов представляют собой чистые потери общества, является общепринятым в экономическом анализе. Рентоориентированное поведение экономических агентов можно определить как выбор и реализацию стратегии обеспечения устойчивости монопольного положения в отношениях с другими хозяйствующими субъектами и с государственными учреждениями.
В экономической литературе выделяют две основные модели рентоориентированного поведения.
1. Модель конкурентного поиска ренты (модель Р. Познера). Она предполагает наличие следующих условий, при которых монополистическая рента полностью теряется (с точки зрения общества):
- процесс достижения
- предложение ресурсов, используемых
для достижения монопольной
- процесс использования
ресурсов для достижения
Информация о работе Перераспределительные функции государства