Перераспределительные функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:51, доклад

Описание работы

Политика распределения — важное направление деятельности любого государства. Проблема, однако, в том, что не только крупным сообществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности и справедливости различных вариантов распределения.

Файлы: 1 файл

Политика распределения.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Политика  распределения — важное направление  деятельности любого государства. Проблема, однако, в том, что не только крупным сообществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности и справедливости различных вариантов распределения.

 

Содержание перераспределительной  функции государства заключается  в изменении тех пропорций  распределения доходов и богатства  в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, с целях достижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночной экономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на ее основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны.

Практически любое вмешательство  государства в экономику оказывает влияние на благосостояние граждан. Например, ограничение или поддержка определенных видов хозяйственной деятельности, введение налогов или расширение бюджетных расходов приводят к тому, что доходы одних категорий населения растут, а других - снижаются. Перераспределение доходов далеко не всегда является целенаправленным и может быть вызвано применением мер, преследующих совсем иные задачи.

Государство может воздействовать на характер распределения доходов  в экономике двумя основными  способами:

  • во-первых, путем косвенного регулирования экономики. Примеры подобного регулирования очень разнообразны. К ним относятся, например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения). Однако, как отмечают многие исследователи, подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние на размеры доходов различных социальных групп;
  • во-вторых с помощью трансфертных платежей - пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства. Специфика данной формы регулирования состоит в том, что трансфертные платежи являются нерыночными доходами. Они предназначены тем социальным группам, которые полностью или частично исключены из рыночного механизма распределения доходов. Следовательно, их наличие не корректирует, а дополняет работу рыночной системы.

Власти демократических  стран стремятся к тому, чтобы  общество оценивало государственные  программы перераспределения как  справедливые. Перераспределение основано на изъятии доходов у определенных категорий населения, что в свою очередь предполагает принуждение. Оно не может быть эффективным при отсутствии общественной поддержки.

Однако, перераспределительные  программы имеют не только позитивные, но и негативные последствия.

Государство  призвано  осуществлять  три  основных функции:

1.  Эффективное   размещение (аллокация)  ресурсов. Государство может ограничивать  производство  отдельных товаров, потребление которых сопряжено с негативными  последствиями,  или, напротив,  стимулировать  производство  товаров,  обладающих особыми  достоинствами.  С  помощью  государственных  финансов осуществляется  размещение  ресурсов  для  производства  большей части общественных благ .

2.  Перераспределение  доходов  между  индивидами. Механизмом  такого  перераспределения служат  налоговая и бюджетная система.  Например,  собирая налоги  с работающих, государство выплачивает пенсии  и пособия нетрудоспособным  и безработным.

3.  Стабилизация  экономики  и  финансовой  системы. Налоговая и бюджетная политика  могут существенно влиять  на состояние экономики, способствовать поддержанию равновесия вокруг заданных  макроэкономических  показателей,  сглаживать  циклические

Перераспределение ослабляет стимулы экономической активности. Так, чем большая часть прибыли перераспределяется в пользу безработных, тем, при прочих равных условиях, менее интенсивно предприниматели ищут высокодоходные варианты инвестиций, а безработные - рабочие места. Таким образом, осуществление государственных выплат в пользу ущемленных социальных групп может увеличить их численность, что неэффективно с точки зрения экономики в целом.

Но коль скоро представления  о справедливости составляют неотъемлемый атрибут человеческой личности и не могут в достаточной мере реализоваться лишь на основе добровольных взаимодействий, перераспределительная активность государства необходима. Другой вопрос, что ее планирование предполагает тщательный учет двух отмеченных обстоятельств: заведомого несовершенства любого конкретного решения и неизбежности издержек (потерь аллокационной эффективности), обусловленных перераспределением.

 

Перераспределение оказывает дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получает большие доходы. В частности, введение повышенного налогообложения самых высоких доходов означает, что обеспеченные категории населения будут все больше стремиться к уклонению от налогов. В итоге чрезмерное стремление к перераспределению доходов может подорвать его собственную основу. Наконец, любые программы перераспределения требует затрат на его организацию, причем эти затраты растут с увеличением масштабов таких программ. Более масштабное перераспределение требует ужесточения контроля за высокими доходами, а также обоснования и учета дополнительных категорий получателей пособий.

Государственное вмешательство в ход экономической  жизни, направляемой рынком, невозможно без наличия определенных ресурсов. В конечном счете главный ресурс, находящийся в распоряжении государства, - это узаконенная власть, прежде всего способность устанавливать, охранять и изменять права собственности. Вместе с тем действия государства не сводятся к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем и основываются. Оно берет на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, и потому должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами для их производства и создавать условия для их эффективного использования.

Источником ресурсов может  быть прямое участие государства  в рыночных сделках. Осуществляя  производство, например, в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию, но по ценам, более низким, чем устанавливаемые в аналогичных условиях частной фирмой (в отличие от последней, государство чаще всего не стремится к получению монопольной ренты). Однако за счет выручки государственные организации возмещают затраты и могут в той или иной мере расширять производство.

Вместе с тем в ряде случаев государственные организации  намеренно устанавливают цены, не покрывающие издержек. Нередко это  обусловлено стремлением стимулировать  потребление благ, обладающих особыми достоинствами (допустим, когда речь идет о посещении музеев). Субсидирование продаж может также быть нацелено и на предоставление предметов первой необходимости для лиц с низкими доходами; в нашей стране примером служили ценообразование на жилищные и коммунальные услуги. Убыточность в подобной ситуации оправдывается перераспределительными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное, адресное предоставление льгот. Как бы то ни было, государство нуждается в средствах для финансирования субсидий.

Еще большие потребности  в средствах диктуются многими  видами экономической активности государства, вообще не связанными с производством  продукции и ее реализацией на рынке. Это относится, в частности, к перераспределительным программам, например пенсионным, и к созданию чистых общественных благ.

Основным источником денежных средств для государства служит налогообложение, т.е. принудительное изъятие некоторой, установленной  законом части доходов населения  или организаций. Мобилизуя ресурсы, государство затем целенаправленно их использует, выступая не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективной аллокации своих ресурсов и т.д.

При рассмотрении государства в качестве субъекта экономической деятельности в поле зрения находится не только и, пожалуй, не столько система политической организации общества, сколько специфический сектор экономики, располагающий определенным ресурсным потенциалом, разнообразными технологиями, институционально оформленными взаимосвязями между людьми и организациями, механизмами подготовки, принятия и реализации решений и т.п. Экономический аспект функционирования государства предполагает концентрацию внимания на ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций. Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный (государственный) сектор хозяйства.

Общественный  сектор - это не только совокупность объектов, находящихся в собственности  государства. Важнейшим видом ресурсов государства в рыночной экономике  являются денежные средства. Соответственно ключевую роль среди компонентов  общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы. Достижение целей, стоящих перед государством, в рыночной экономике обычно опосредуется общественными (государственными) расходами, необходимыми как для реализации перераспределительной функции, так и для производства общественных благ, причем не всегда полностью осуществляемого организациями, принадлежащими государству. Общественные расходы могут направляться на финансирование необходимых государству видов продукции, работ и услуг, производимых частными предприятиями. Иными словами, потребность в государственном финансировании в некотором смысле более универсальна, чем потребность в государственной собственности

В силу этих и  других причин в разных странах периодически проводятся реформы, направленные на сокращение и оптимизацию перераспределительных программ. Их проведение требует глубокого обоснования и наличия политической воли, поскольку подобные реформы относятся к числу непопулярных мер и могут встретить серьезное сопротивление в обществе.

 

!!!

Современное понятие ренты  также включает в себя доходы, путём  манипулирования законодательными или экономическими условиями, а  не путем производства и реализации товаров и услуг. Деятельность экономических  агентов, направленная на извлечение ренты, получило название «рентоориентированное поведение». Оно противопоставляется рыночному поведению, ориентированному на получение прибыли, при котором происходит производство дополнительной стоимости за счёт взаимовыгодных трансакций между экономическими агентами, что влечет рост общественного благосостояния. А рентоориентированное поведение не подразумевает прироста благосостояния, а только перераспределение в чью-либо пользу уже имеющегося.

Рентоориентированное  поведение — это попытка индивидов увеличить свое собственное богатство, внося при этом отрицательный вклад в чистое богатство общества. Это означает, что часть ресурсов будет расходоваться не на производительные цели, а на изменение структуры прав собственности в пользу данной группы с целью получения ею излишка в виде ренты. Общество несет при этом убытки двух видов: потери вследствие введения неэффективных прав собственности и сокращение объема производства в обществе из-за непроизводительного расходования средств (ресурсы эти будут направлены на получение ренты). Часто эти издержки бывают выше, чем размер возможной ренты.

 
Рентоориентированным  поведением называется любая экономическая деятельность, направленная либо на использование монопольного положения, либо на получение доступа к правительственным субсидиям, в отличие от стремления в рыночной экономике к получению прибыли в процессе конкуренции. Данный термин восходит к понятию экономической ренты, но в современном контексте он, как правило, связывается с государственным регулированием и злоупотреблением властными полномочиями, а не с земельной рентой.

В настоящее  время положение о том, что  затраты ресурсов на поиск и присвоение рентных доходов представляют собой чистые потери общества, является общепринятым в экономическом анализе. Рентоориентированное поведение экономических агентов можно определить как выбор и реализацию стратегии обеспечения устойчивости монопольного положения в отношениях с другими хозяйствующими субъектами и с государственными учреждениями.

В экономической литературе выделяют две основные модели рентоориентированного поведения.

1. Модель конкурентного поиска ренты (модель Р. Познера). Она предполагает наличие следующих условий, при которых монополистическая рента полностью теряется (с точки зрения общества):

- процесс достижения монопольной  власти является конкурентной  деятельностью. Максимальные затраты  на приобретение монопольной  власти у всех конкурентов  равны ожидаемой монопольной  сверхприбыли. Таким образом, отсутствуют  монополии, ожидаемой монопольные сверхприбыли которых превышают стоимость затраченных на получение монопольной власти ресурсов;

- предложение ресурсов, используемых  для достижения монопольной власти, является абсолютно эластичным  в долгосрочном периоде. Как  следствие, цены их предложения исключают рентную составляющую;

- процесс использования  ресурсов для достижения монопольной  власти не имеет общественно  полезных побочных эффектов;

Информация о работе Перераспределительные функции государства