Понятие и предмет экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:08, контрольная работа

Описание работы

В ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей» среды компоненты природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) определяются как объекты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством.

Содержание работы

1. Понятие и предмет экологического права…………………………………….3
2. Система и виды экологического контроля в Российской Федерации……....5
3. Виды лесов по целевому назначению и механизм их правовой охраны в Российской Федерации…………………………………………………………….7
Список литературы………………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

контроша по экологии.docx

— 27.53 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

1. Понятие и предмет  экологического права…………………………………….3

2. Система и виды экологического  контроля в Российской Федерации……....5

3. Виды лесов по целевому  назначению и механизм их правовой  охраны в Российской Федерации…………………………………………………………….7

Список литературы………………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и предмет экологического права

 

Предмет экологического права определяется различным образом: как отношения в сфере взаимодействия общества и природы (В.В. Петров) и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества, людей и природы (С.А. Боголюбов). Если обратиться к теории права, предметом правового регулирования являются общественные отношения. Общественные отношения возникают между их субъектами - физическими, юридическими лицами и государством, между которыми и осуществляется взаимодействие. Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Данной точки зрения придерживаются, в частности, О.И. Крассов и М.М. Бринчук. Эти авторы подчеркивают, что общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира. Указанной позиции придерживается и действующее Законодательство.

В ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей» среды компоненты природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) определяются как объекты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством. Окружающая среда, компоненты окружающей среды являются объектами правоотношений в сфере ее охраны. Предмет экологического права определяется аналогично как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира (О.И. Крассов). Наиболее полное определение предмета экологического права дано М.М. Бринчуком.

Согласно его позиции, предмет современного экологического права образуют общественные отношения:

-собственности на природные  объекты и ресурсы;

-по природопользованию;

-по охране окружающей  среды от деградации;

-по защите экологических  нрав и законных интересов  физических и юридических лиц.

Определение предмета и метода экологического права позволяет  сформулировать его понятие как  отрасли права.

Таким образом, под экологическим  правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности  на природные ресурсы, по обеспечению  рационального использования природных  ресурсов и охране окружающей среды  от вредных химических, физических и биологических воздействий  в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических  прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также  конкретных правоотношений в данных сферах.

 

 

 

 

 

 

  1. Система и виды экологического контроля в Российской  Федерации

 

Данная функция государственного управления в сфере экологии осуществляется в форме системы государственных, муниципальных, ведомственных, общественных мероприятий, направленных на проверку соблюдения всеми министерствами и  ведомствами, предприятиями и организациями, гражданами планов и мероприятий  по охране природы, рациональному использованию  природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, выполнению требований природоохранного законодательства.

Согласно гл. XI ФЗ «Об охране окружающей среды», видами экологического контроля в нашей стране являются: государственный, производственный, общественный. Государственный экологический  контроль в настоящее время играет наибольшую роль. Под ним следует  понимать наблюдение за состоянием окружающей природной среды и её изменения  под влиянием хозяйственной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил.

Государственный контроль в  области охраны окружающей среды (государственный  экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический  контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами, определяется Правительством РФ. Перечень должностных  лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный  государственный экологический  контроль (федеральных государственных  инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством РФ (ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды).

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения  выполнения в процессе хозяйственной  и иной деятельности мероприятий  по охране окружающей среды, рациональному  использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в  целях соблюдения требований в области  охраны окружающей среды, установленных  законодательством в области  охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной  и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных  за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических  служб на объектах хозяйственной  и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган  исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический  контроль (ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды)

Общественный контроль в  области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого  на благоприятную окружающую среду  и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области  охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и  иными некоммерческими организациями  в соответствии с их уставами, а  также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного  контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством (ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

  1. Виды лесов по целевому назначению и механизм их правовой охраны в Российской Федерации

 

 

Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса от 4 декабря 2006 г. №200 - ФЗ (далее ЛК), других федеральных законов и принимаемых  в соответствии с ними законов  субъектов РФ. ЛК РФ дает следующее  понятие леса. Лес - это экологическая  система или природный ресурс (ст. 5 ЛК РФ).

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на следующие виды:

-защитные леса;

-эксплуатационные леса;

-резервные леса.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

С учетом особенностей правового  режима защитных лесов определяются следующие категории указанных  лесов:

) леса, расположенные на  особо охраняемых природных территориях;

) леса, расположенные в  водоохранных зонах;

) леса, выполняющие функции  защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в  первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные  вдоль железнодорожных путей  общего пользования, федеральных автомобильных  дорог общего пользования, автомобильных  дорог общего пользования, находящихся  в собственности субъектов Российской Федерации;

в) зеленые зоны, лесопарковые зоны;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в  пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное  или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

К особо защитным участкам лесов относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) лесосеменные плантации,  постоянные лесосеменные участки  и другие объекты лесного семеноводства;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные  участки лесов.

Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной  власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 102 ЛК РФ).

В ценных лесах запрещается  проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений. В ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 106 ЛК РФ).

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных  заповедников, национальных парков, природных  парков, памятников природы, государственных  природных заказников и иных установленных  федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В них  запрещается запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 103 ЛК РФ).

В лесах, расположенных в  водоохранных зонах, запрещаются роведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; создание и эксплуатация лесных плантаций; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (ст. 104 ЛК РФ).

В лесах, выполняющих функции  защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок  лесных насаждений, а исключением  случаев проведения сплошных рубок  в зонах с особыми условиями  использования территорий, на которых  расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает  вырубку деревьев, кустарников, лиан. В лесопарковых зонах запрещаются  использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. В зеленых зонах запрещаются: ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей  в целях сенокошения и пчеловодства; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Изменение  границ лесопарковых зон, зеленых зон  и городских лесов, которое может  привести к уменьшению их площади, не допускается. Функциональные зоны в  лесопарковых зонах, площадь и границы  лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Особенности  использования, охраны, защиты, воспроизводства  лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются  уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти (ст. 105 ЛК РФ).

Информация о работе Понятие и предмет экологического права