Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:05, контрольная работа
Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствие сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов.
Введение
1. Понятие и принципы уголовной ответственности за экологические преступления
2. Проблема привлечения к уголовной ответственности юридических лиц
3. Характеристика преступлений против окружающей среды
Заключение
Список используемой литературы
Содержание:
Введение
1. Понятие и принципы уголовной ответственности за экологические преступления
2. Проблема привлечения к уголовной ответственности юридических лиц
3. Характеристика преступлений против окружающей среды
Заключение
Список используемой литературы
Введение:
Природа есть объективная
реальность, которая изменяется вследствие
сознательной деятельности человеческого
общества. Научно-технический прогресс
и усиление антропогенного давления
на природную среду неизбежно
приводят к обострению экологической
ситуации: истощаются запасы природных
ресурсов, загрязняется природная среда,
утрачивается естественная связь между
человеком и природой, ухудшается
физическое и нравственное здоровье
людей, обостряется экономическая
и политическая борьба за сырьевые
рынки, жизненное пространство. Наша
страна относится к странам мира
с наихудшей экологической
Построение правового государства и развитие демократических начал общественной жи
зни предполагают признание приоритета общечеловеческих ценностей, и прежде всего жизни, здоровья, свободы, достоинства, прав и интересов личности которые закреплены конституцией. В связи с этим требуется изменение некоторых санкций в уголовном праве, кардинальное обновление уголовного законодательства в сфере экологических преступлений. В конституции прямо прописано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, но не всегда на деле реализуется это право. Санкции в настоящем уголовном законе настолько мягкие и гуманные, что виновный за совершение экологического законодательства не понесет реального наказания и ущерба, то есть воспитательная функция не эффективна на деле.
Традиционными направлениями
совершенствования механизма
К числу мало исследованных в теории уголовного права вопросов относится, в частности, проблема уголовной ответственности за экологические преступления. Известно, что правовая норма своеобразно фиксирует объективные тенденции развития общества. Так, на появление каждого нового вида общественно опасного деяния уголовное законодательство должно реагировать созданием новых норм, позволяющих противопоставить возникшим общественно опасным деяниям соответствующие социальные и правовые меры.
Общественная опасность экологических преступлений очень высока. Она определяется тем, что, являясь насильственным преступлением, посягает на конституционные права каждого человека. Актуальность темы заключается в том, что виновные лица остаются практически безнаказанными, как например за преступление предусмотренное частью второй статьи 250 загрязнение вод повлекшее причинение вред здоровью наказывается можно сказать мизерной суммой всего двести пятьдесят тысяч рублей, виновный выплатит сумму и дальше будет продолжать загрязнять окружающую среду. Вновь функции юридической ответственности не принесли ощутимого результата. Таким образом, пройдясь по всем статьям уголовного законодательства в сфере экологических преступлений можно сделать вывод, что действие санкций не эффективно. Данное преступление опасно еще и потому, что получает быстрое распространение. Количество различных преступлений, так или иначе связанных с экологией постоянно растет.
1. Понятие
и принципы уголовной
Юридическая ответственность за экологические правонарушения- это совокупность правовых норм ( уголовного, гражданского, административного и экологического законодательства) которые устанавливают основания и порядок применения различных форм и видов ответственности за нарушение экологического законодательства.
Она побуждает, «принудительно стимулирует» лиц к поведению, предписанному законом. Способы и меры такого побуждения многообразны и, как правило, конкретны.
Юридическая ответственность
наряду с экологическим контролем
и другими средствами воздействия
на правонарушителей природоохранного
законодательства является одним из
действенных рычагов защиты прав
и законных интересов граждан, общества
и государства в сфере
Экологическое правонарушение является основанием возложения юридической ответственности на виновного. Данное определение, однако, не является единственным в науке экологическое право. Так, в частности, М.М. Бринчук определяет юридическую ответственность за экологические правонарушения как «отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания».
Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
- стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
- компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
- превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
- карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Основной считается
Уголовная ответственность
- возможна только за уголовно наказуемые
действия бездействия, которые признаются
таковыми в уголовном кодексе. Учебник
С.А. Боголюбова. 2007г. Стр.277. При этом
лицо подлежит уголовной ответственности
только за те общественно опасные
действия (бездействие) и наступившие
общественно опасные
Уголовная ответственность
наступает за совершение экологических
преступлений, которые представляют
собой повышенную общественную опасность
и предусмотрены уголовным
Понятие уголовной ответственности за экологические преступления дается в ст.85 Закона об охране окружающей природной среды Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды" ст 82. Она гласит: должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ.
Следует, однако, отметить, что
сфера применения уголовной ответственности
за нарушения экологического законодательства
в сравнении с другими видами
и группами преступлений весьма незначительна.
На практике уголовная ответственность
никогда не играла существенной роли
в обеспечении выполнения требований
природоохранительного
Уголовные дела о самых
массовых и опасных нарушениях -
загрязнениях водного и воздушного
бассейнов составляют лишь 0,96% общего
числа экологических
Экологические преступления относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических преступлений достигает 95-99%.
Что касается принципов уголовной
ответственности за экологические
преступления, то Уголовным кодексом
РФ предусматривается ряд
Прежде всего, преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно- правовые последствия могут определяться только в УК РФ. Это означает, что никакие другие законы, в том числе и об охране среды, не могут предусматривать уголовной ответственности помимо УК РФ, но должны быть ужесточены санкции для наилучшей эффективности применения уголовного законодательства.
Задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологические), собственности (в том числе на природные ресурсы), общественного порядка и общественной безопасности (в том числе экологического правопорядка), окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества (например, путем установления уголовной ответственности за экоцид), а также предупреждение преступлений (в том числе экологических).
Из всего выше перечисленного следует, что применение уголовного законодательства не эффективно в сфере экологических преступлений. Задачи уголовного кодекса, часть которых гарантировано конституцией в полном объеме не используется, следует обратить внимание и ввести изменения. Например, ввести перечень преступлений, и растолковать их квалификацию. За такое преступление как загрязнение окружающей среды ужесточить карательные меры воздействия, для того чтобы предприятию или другому природопользователю было не выгодно нарушать законодательство.
2. Проблема привлечения к уголовной ответственности юридических лиц
Статьей 19 УК РФ Уголовный кодекс Р.Ф. от 5 июня 1996г. По состоянию на 15 мая 2010г. Ст 19 “общие условия уголовной ответственности” четко установлено, что субъектом преступления может быть лишь физическое лицо. Напомним, что при обсуждении проекта ныне действующего УК мнение за введение ответственности юридических лиц превалировало, но в результате голосования проекта в первом чтении в Государственной Думе данный вопрос в Кодекс не вошел. Однако такая категоричность законодателя не означает, что обсуждение проблемы ответственности юридических лиц в уголовном праве "закрыта" раз и навсегда.
Особенно актуален вопрос
об установлении уголовной ответственности
юридических лиц за экологические
преступления (что не означает устранения
ответственности и
Неясно, почему, если ответственность
юридических лиц в
Факт, что судебная статистика
по делам об ответственности за экологические
преступления крайне скудна. При этом
сложившееся положение в
Впрочем, говорить о невнимании
со стороны высших судебных органов
страны к вопросам обеспечения экологической
безопасности было бы неверно. Им неоднократно
посвящались разъяснения
Информация о работе Понятие и принципы уголовной ответственности за экологические преступления