Понятие, виды и функции экологического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования.
Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод.
Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие, как было показано выше, проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом

Файлы: 1 файл

контрольная работа по экологич праву.docx

— 30.34 Кб (Скачать файл)

1.Понятие, виды и  функции экологического управления.  

 

В основу классификации отраслей российского  права положены предмет и метод  правового регулирования.

Экологическое право - это самостоятельная отрасль  права, которая имеет свой предмет  и метод.

Предмет экологического права образует специфическая  группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие, как  было показано выше, проявляется в  двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права  являются общественные отношения по поводу рационального использования  природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и средств правового  воздействия на общественные отношения. Как известно, правовое регулирование  осуществляется с помощью двух основных методов - административно-правового (императивного), который предполагает отношения  власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний  и запретов, а также гражданско-правовой (диспозитивный), основанный на равенстве  участников правоотношений и свободе  их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием ее предмета.

В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учетом значимости экологических интересов  общества, от имени которого выступает  государство, правовое регулирование  экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового  метода: компетентные государственные  органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические  правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений  в сфере природопользования и  охраны окружающей природной среды. Законодательством определяются круг субъектов экологических отношений, объекты правового регулирования, система и функции органов  экологического управления и контроля, меры ответственности за несоблюдение установленных требований по рациональному  использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды  и т. д.

В условиях развития рыночных отношений  экологически значимое поведение субъектов  может обеспечиваться также через  их экономический интерес в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Поэтому в настоящее время  расширяется применение гражданско-правового  метода правового регулирования  экологических отношений, в частности, путем внедрения договорных начал  в организацию природопользования, судебной защиты прав его субъектов, экономическое стимулирование природоохранной  деятельности, установления отрицательных  имущественных последствий экологически вредной деятельности и т. д.

Определение предмета и метода экологического права  позволяет сформулировать его понятие  как отрасли права. Экологическое  право - это система правовых норм, регулирующих преимущественно административным методом отношения по рациональному  использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды  с целью ее сохранения, воспроизводства  и улучшения в интересах настоящих  и будущих поколений людей.

Вопросы о предмете и методе экологического права являются дискуссионными в  юридической науке. Их понимание  сводится к двум основным позициям. Представители одной из них рассматривают  экологическое право в узком  смысле, относя к его предмету только отношения по охране окружающей природной  среды (регулируемые Общей частью), а отношения по использованию  природных ресурсов (регулируемые Особенной  частью) - к предмету другой отрасли  права - природноресурсового. Большинство  авторов придерживается более широкого понимания экологического права (изложенного  выше), и обосновывает его интегрированный  характер как отрасли права, регулирующей использование и охрану окружающей природной среды, поскольку они  неотделимы друг от друга (охрана природы  предполагает ее рациональное использование  и наоборот).

Различие  подходов к определению экологического права обусловлено сложностью его  предмета, который по существу включает несколько видов относительно самостоятельных  и одновременно взаимосвязанных  общественных отношений в сфере  взаимодействия общества и природы - по использованию природных ресурсов, охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения (охране жизни и здоровья людей от неблагоприятного воздействия  окружающей среды).

Таким образом, для выявления сущности предмета экологического права определяющим является характер объектов, по поводу которых возникают регулируемые им отношения. 

 

 

 Объектом экологического права  в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий  существования человечества на нашей  планете. Природа - интегрированный  объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой  комплекс разнообразных и взаимосвязанных  элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых  может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования  обществом. Некоторые природные  ресурсы вообще находятся вне  сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии  или климатических ресурсов не поддается  в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового  регулирования оказываются такие  компоненты природы, охрана которых  не вызывается потребностями общества на данном этапе развития (тепло  недр и др.). Исходя из этого возникает  необходимость выяснения понятия  природного объекта и определения  его признаков.

Природный объект, использование и охрана которого регулируется экологическим правом, должен обладать следующими признаками, характеризующими его возникновение  и существование: 

1. Естественным происхождением. Это  означает, что такой объект должен  быть создан силами самой природы  без затрат человеческого труда.  Вместе с тем не исключается  участие человека в его создании  с целью восстановления, воспроизводства,  улучшения отдельных свойств  такого элемента природной среды,  если он затем вливается в  систему естественных экологических  связей и обеспечивает качество  окружающей природной среды (например, животные, выращенные человеком  и выпущенные на свободу, разведение  лесов, рекультивация земель). Не  относятся к объектам природы  социальные ценности, товарно-материальные  объекты.

Однако  естественное происхождение еще  не предопределяет принадлежности элементов  материального мира к природным  объектам. Важное значение имеет второй признак.

2. Экологическая взаимосвязь объекта  с природной средой. Это означает, что объект должен находиться  в составе природной среды,  взаимодействуя с ее другими  компонентами. За рамками правовой  охраны природы остаются те  ее части, которые вырваны человеком  из естественных природных связей: срубленные деревья, отловленные  животные, извлеченные из недр  полезные ископаемые, вода в водопроводе  или резервуаре и др.

Потеряв свою связь с природой, они переходят  в разряд товарно-материальных ценностей, правовой режим которых регулируется не экологическим, а другими отраслями  права (гражданским, административным и т. д.). Сюда относятся и такие  элементы окружающей человека среды, которые  потеряли связь с природой и стали  спутниками человека или предназначены  для удовлетворения его экономических  и других потребностей - домашние или  бродячие животные, сельскохозяйственные скот, посевы и др.

3. Социально-экологическая ценность  объекта, которая проявляется  в его способности выполнять  полезные экологические, экономические,  культурно-оздоровительные и другие  функции, то есть удовлетворять  материальные, биологические, познавательные  и другие интересы человека, участвовать  в поддержании экологического  баланса в природе и др.

Те  явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам  человека и требуют обеспечения  благоприятного качества окружающей природной  среды (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, животные, численность  которых стала представлять угрозу для природной среды и др.) не входят в понятие охраняемой природы, а наоборот, становятся объектами  борьбы со стороны человека как вредные  для окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

2.Правовая  охрана морской среды континентального  шельфа и исключительно экономической  зоны.

 

 

Охрана морской среды. Принципиально  важные положения, формулирующие обязанности  государств по защите и сохранению морской среды, содержатся в Конвенции  ООН по морскому праву. Они касаются предотвращения и сокращения загрязнения  морской среды из источников, находящихся  на суше, в результате деятельности на морском дне, загрязнения с  морских судов, а также путем  захоронения токсичных, вредных  и ядовитых веществ или загрязнения из атмосферы или через нее. 
    Государствами были заключены специальные конвенции по борьбе с загрязнением моря нефтью. Это, в частности, Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 года, Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению моря нефтью 1969 года, которая в 1973 году была дополнена Протоколом о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть.

     В 1973 году вместо упомянутой выше Конвенции 1954 года с учетом интенсивности судоходства и появления новых источников загрязнений была заключена новая Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью и другими жидкими веществами. Она ввела «особые районы», в которых полностью запрещен сброс нефти и ее отходов (Балтийское море с проливной зоной, Черное и Средиземное моря и некоторые другие). В 1982 году новая конвенция вступила в силу. 
    В 1972 году была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов (имеется в виду сброс отходов и материалов, содержащих ртуть, радиоактивные вещества, отравляющие газы и подобные опасные вещества). Конвенция приравнивает к сбросу преднамеренное затопление судов, самолетов, платформ и других сооружений. 
    Предотвращению загрязнения морской среды радиоактивными отходами содействуют также Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах и Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

    Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. 
 
   С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. 
 
Вопрос о континентальном шельфе в международно-правовом плане возник, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся залежи минерального сырья, ставшие доступными для добычи. 
 
На I Конференции ООН по морскому праву в 1958 году была принята специальная Конвенция о континентальном шельфе, признавшая суверенные права прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств, в том числе минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, живых организмов «сидячих видов» (жемчуг, губки, кораллы и др.), прикрепленных к морскому дну или передвигающихся по нему или под ним в надлежащий период своего развития. К последним видам были отнесены также крабы и другиеракообразные. 
 
   Конвенция предусмотрела право прибрежного государства при осуществлении разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа возводить необходимые сооружения и установки, а также создавать вокруг них 500-метровые зоны безопасности. Эти сооружения, установки и зоны безопасности не должны устанавливаться, если это может создать препятствия для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства. 
   В Конвенции сказано, что под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. Такое определение континентального шельфа могло дать прибрежному государству основание распространять по мере роста его технических возможностей по добыче ресурсов шельфа свои суверенные права на неопределенно широкие морские районы. В этом состоял существенный недостаток данного определения. 
   На III Конференции по морскому праву были приняты цифровые пределы для установления внешней границы континентального шельфа. Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как «морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние» (п.1ст.76). 
    В тех случаях, когда подводная окраина материка шельфа прибрежного государства простирается более чем на 200 морских миль, прибрежное государство может относить внешнюю границу своего шельфа за пределы 200 морских миль с учетом местонахождения и реальной протяженности шельфа, но при всех обстоятельствах внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м (п. 5 ст. 76). В соответствии с Конвенцией создается Комиссия по границам континентального шельфа. Границы, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, являются окончательными и для всех обязательны. 
 
   Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Следовательно, осуществление этих прав не должно вести к ущемлению свободы судоходства и свободы полетов над континентальным шельфом. Кроме того, все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. При этом определение трассы для их прокладки осуществляется с согласия прибрежного государства. 
 
   Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства. Однако оно не может по своему усмотрению отказать другим странам в согласии на проведение морских исследований на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль, за исключением тех районов, в которых им ведутся или будут проводиться операции по детальной разведке природных ресурсов. 
 
    Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

 

В Федеральных законах о континентальном  шельфе и исключительной экономической  зоне устанавливаются права должностных  лиц Пограничной службы по охране живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической  зоны Российской Федерации (ст. 36 Федерального закона «Об исключительной экономической  зоне Российской Федерации», ст. 43 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»). В частности они вправе:

  • останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства, искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие: региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и промысел живых ресурсов, ресурсные и морские научные исследования; захоронение отходов и других материалов; иную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в законе;

 

 

Список использованной литературы.

  1. Конституция РФ. - М.: «Умеренков», 2008.
  2. Уголовный кодекс РФ. от 13.06. 2007. №63-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.12.2008.).
  3. Гражданский кодекс РФ. (часть вторая) от 26.01.2007. №14-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.12.2009.).
  4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». от 10.01.2008. №7-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2009.).
  5. Федеральный закон «Об экологической экспертизе». от 23.11.2007. №174-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009).
  6. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодеку РФ «Об административных правонарушениях». Расширенный с использованием материалов судебной практике. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: «Статут», 2009.
  7. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 2008.
  8. Бринчук М.М. О достоинствах нового федерального закона «Об охране окружающей среды» // Экологическое право. - 2009.
  9. Вылегжанин А.Н. К характеристике правового режима морских природных ресурсов России // Государство и право. – 2007. - № 7. – С. 49-59.
  10. Вылегжанин А.Н. Конвенция о биологическом разнообразии // Право и политика. – 2009. - № 10.
  11. Гаврилов Р.В., Романов Е.А. Трудная судьба рыбного хозяйства России в начале XXI века // Рыбное хозяйство. – 2008. - № 6. – С. 8-12.
  12. Ковалев Г. Органы рыбоохраны за годы Советской власти // Рыболов. – 2007. - № 6. – С. 4-6.
  13. Литковец Н. На охране морских биоресурсов // Красная звезда. - 2007. – 3 апр.
  14. Молодцов С.В., Зиланов В.К., Вылегжанин А.Н. Анклавы открытого моря и международное право // Московский журнал международного права. – 2006. - № 2. – С. 49-51.
  15. Морская охрана ФПС России усиливает борьбу с браконьерством // Морские вести России. - 2007. - № 3-4.
  16. Налетов И.И. Совершенствование экономико-организационного механизма природопользования в морских пространствах России. Дис… канд. экон. наук: / ВИЭМС. – М., 2008. – 135 с.
  17. Пономарев И.С. Административно-правовая охрана биологических ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации: Дис. …канд. юрид. наук: / ИГП РАН - М., 2007. - 172 с.

Информация о работе Понятие, виды и функции экологического управления