Право государственной собственности на природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.
Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине Экологическое право.docx

— 33.98 Кб (Скачать файл)

Что касается лесов, то они  в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ находятся преимущественно в государственной собственности. Причем лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Для федеративного государства  разграничение объектов собственности  на природные ресурсы носит политический и экономический характер. С проблемой  разделения объектов права собственности  Федерации и ее субъектов связано  два существенных интереса – распоряжения природными ресурсами и получения  доходов от предоставления природных  ресурсов в пользование. Распоряжаясь природными ресурсами, субъект имеет  возможность определять и реализовывать  экономическую и социальную политику на своей территории. Предоставляя «свои» природные ресурсы в пользование, субъект получает стабильные доходы, которые могут использоваться для  осуществления функций государства, т.е. для решения общих для общества задач, в том числе экологических. Так, специалисты утверждают, что  российская экономика в настоящее  время просто держится за счет сырьевых ресурсов, большую часть которых  составляют нефть и газ. Других отраслей, способных поддерживать экономику  России, пока нет.

Но общие для общества задачи решаются на трех уровнях –  федеральном, региональном и муниципальном. Чтобы иметь «природные» деньги, вовсе не обязательно владеть  и распоряжаться природными богатствами. Независимо от того, является ли тот  или иной природный ресурс собственностью Федерации, субъекта Федерации, важно  оптимально, справедливо решить вопрос о распределении платежей в определенных долях, поступающих в федеральный  бюджет, бюджеты соответствующих субъектов РФ и муниципалитетов. 

Принципиальным при этом является вопрос о ставках платежей за природные ресурсы. Он должен быть урегулирован в Федеральном законе «О собственности на природные ресурсы» путем определения критериев, показателей, которые должны учитываться органами исполнительной власти, управляющими природными ресурсами.

Представляется, что природные  ресурсы, кроме земельных, преимущественно должны оставаться федеральной собственностью. Федерация, распоряжаясь природными богатствами от имени народа, должна обеспечивать интересы общества и государства, в том числе территорий. Распоряжение природными ресурсами, т.е. предоставление их в пользование, должно осуществляться под взаимным контролем федеральных органов и территориальных. Этому, в частности, способствует единая система органов государственного управления по использованию и охране природных ресурсов в пределах территории Российской Федерации. Законодательное регулирование отношений по распоряжению природными ресурсами осуществляется таким образом, что право пользования ими устанавливается главным образом на основе лицензии, выдаваемой специально уполномоченным органом, который входит в федеральную систему управления природопользованием, и договора, заключаемого правительством субъекта Федерации с природопользователем.

Управляет государственной  собственностью на природные ресурсы  в соответствии со ст. 114 Конституции  РФ Правительство России. Законом  устанавливаются правовые рамки  управления. Чтобы предупредить истощение  природных ресурсов, особенно невозобновимых, важно установить в законодательстве четкие лимиты использования природных ресурсов, в пределах которых Правительство вправе в определенный период времени распоряжаться тем или иным природным ресурсом.

 

 2. Правовой режим использования и охраны лесов РФ.

 

В соответствии со ст. 76 Лесного кодекса РФ задачей  государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного  фонда и воспроизводством лесов  является обеспечение соблюдения всеми  гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок  промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда  и воспроизводства лесов, а также  иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Порядок осуществления федеральным органом  исполнительной власти по надзору в  сфере природопользования и его  территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Государственная лесная охрана Российской Федерации (далее - государственная лесная охрана) создается  в федеральном органе исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и состоит из должностных лиц  федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов (ст. 77 Лесного Кодекса РФ). Перечень должностных лиц государственной  лесной охраны утверждается федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в области лесного  хозяйства.

Задачами государственной  лесной охраны являются:

- обеспечение соблюдения  лесного законодательства Российской  Федерации;

- осуществление государственного  контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Государственная лесная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обязана:

- предотвращать и пресекать  преступления и административные  правонарушения в области использования,  охраны, защиты лесного фонда  и воспроизводства лесов;

- осуществлять в пределах  своей компетенции производство  по делам об административных  правонарушениях;

- обеспечивать в пределах  своей компетенции правопорядок  на территории лесного фонда;

- исполнять в пределах  своей компетенции решения судов;

- направлять в соответствующие  государственные органы материалы  о привлечении лиц к дисциплинарной, административной и уголовной  ответственности, предъявлять иски  в суд или арбитражный суд  в пределах своей компетенции;

- давать в пределах  своей компетенции гражданам  и юридическим лицам указания (предписания) по устранению выявленных  недостатков;

- принимать в пределах  своей компетенции решения об  ограничении, о приостановлении  и запрещении хозяйственной и  иной деятельности;

- выполнять иные обязанности,  предусмотренные законодательством  Российской Федерации.

Государственной лесной охране для выполнения возложенных  на нее обязанностей предоставляется  право:

- проверять у граждан  и должностных лиц документы,  разрешающие осуществлять пользование  участками лесного фонда;

- составлять протоколы  об административных правонарушениях  в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства  лесов, осуществлять задержание  соответствующих лиц и применять  другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры;

- задерживать и доставлять  лиц, совершивших преступления  и административные правонарушения  в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства  лесов, в правоохранительные органы;

- производить в соответствии  с законодательством досмотр  транспортных средств, иных объектов  и мест, а при необходимости  личный досмотр задержанных лиц;

- изымать у граждан  и должностных лиц в соответствующих  случаях добытые лесные ресурсы,  орудия их добывания, а также  транспортные средства и в  установленном порядке решать  вопрос об их дальнейшей принадлежности;

- иные права, предусмотренные  законодательством Российской Федерации.

Должностные лица государственной лесной охраны имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное  оружие только в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации. Должностным лицам государственной  лесной охраны разрешаются хранение, ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации. Деятельность государственной лесной охраны определяется положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Споры в  области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов разрешаются  в судебном порядке (ст. 109 Лесного  Кодекса РФ). В административном порядке споры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства  лесов разрешаются только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации (ст. 110 Лесного  Кодекса РФ). Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий указанных должностных лиц.

Лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самовольный  захват (занятие) участков лесного фонда  и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки  в установленные сроки.

Кодекс  РФ об административных правонарушениях  предусматривает привлечение к  административной ответственности  в следующих случаях:

  • самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9);
  • самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10);
  • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12);
  • нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24);
  • нарушение правил лесопользования (ст. 8.25);
  • нарушение правил осуществления побочного лесопользования (ст. 8.26);
  • нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8. 27);
  • незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);
  • нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31);

Уголовный кодекс РФ устанавливает следующие  случаи привлечения к уголовной  ответственности:

В целях  пропаганды знаний в области охраны, рационального использования и  воспроизводства лесов постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. N 126 создан Российский музей леса.

 

 

 

  

3. Задача

 Дорожно - ремонтностроительное управление (ДРСУ) заключило с фермером  Цыбиным договор на аренду 3 га земли для добычи гравия. При этом арендатор обязался выплатить фермеру 10 000 руб. в год за каждый га земли и, кроме того, возвести для фермы надводные сооружения.

Поясните, все ли требования закона соблюдены?

Решение

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О недрах» порядок предоставления недр для разработки месторождений  общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами  юридическими лицами и гражданами в  границах предоставленных им земельных  участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в  целях, не связанных с добычей  полезных ископаемых, устанавливаются  законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации.

Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться  при условии возможности использования  отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными  источниками сырья.

Собственники, владельцы  земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство  подземных сооружений для своих  нужд на глубину до пяти метров, а  также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 19 ФЗ «О недрах»).

 

Согласно статьи 8. Ограничение пользования недрами

Пользование отдельными участками  недр может быть ограничено или запрещено  в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

Пользование недрами на территориях  населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или  полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать  угрозу жизни и здоровью людей, нанести  ущерб хозяйственным объектам или  окружающей среде (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

Пользование недрами на особо  охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

 
 

 

Информация о работе Право государственной собственности на природные ресурсы