Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:51, контрольная работа
В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды экологических, экономических, культурных, оздоровительных.
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств, природной среды1.
Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.
В науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования.
1. Право общего природопользования
В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды экологических, экономических, культурных, оздоровительных.
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств, природной среды1.
Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.
В науке
экологического права выделяется ряд
классификаций видов
В зависимости
от того, какие природные ресурсы
являются объектами права
– землепользование;
– водопользование;
– недропользование;
– пользование атмосферным воздухом;
– лесопользование;
– пользование растительным миром вне лесов;
– пользование животным миром.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земельный фонд РФ делится на 7 категорий, каждая из которых имеет свое целевое предназначение, а именно:
– земли
сельскохозяйственного
– земли населенных пунктов;
– земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;
– земли особо охраняемых территорий и объектов;
– земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса2.
Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, конкретизирующую их назначение. Например, в состав земель особо охраняемых территорий и объектов входят земли:
– особо
охраняемых природных территорий, в
том числе лечебно-
– природоохранного назначения;
– рекреационного назначения;
– историко-культурного назначения;
– иные особо ценные земли в соответствии с законодательством РФ (ст. 94 ЗК РФ).
Водный кодекс РФ устанавливает, что водные объекты в Российской Федерации могут использоваться для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации целей3.
Согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение
охотничьего хозяйства и
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление
научно-исследовательской
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание
лесных плантаций и их
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение
работ по геологическому
12) строительство
и эксплуатация водохранилищ
и иных искусственных водных
объектов, а также гидротехнических
сооружений и
13) строительство,
реконструкция, эксплуатация
14) переработка
древесины и иных лесных
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды.4
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством
В зависимости
от основания возникновения права
природопользования выделяют общее
и специальное
По признаку
способа (условий) природопользования
различают право
Кроме того,
по признаку цели природопользования
различают право
Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав.
Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензии, договора) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.
В земельном законодательстве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель населенных пунктов (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ) выделяются земельные участки жилого, общественно-делового, сельскохозяйственного использование. В составе земель населенных пунктов выделяются также рекреационные территориальные зоны (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма.
Вид земельных
участков общего пользования предусматривает
и Гражданский кодекс РФ. В соответствии
со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право
свободно, без каких-либо разрешений
находиться на не закрытых для общего
доступа земельных участках, состоящих
в государственной или
Определение общего водопользования дано в Водном кодексе РФ. Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.6
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Использование
водных объектов общего пользования
осуществляется в соответствии с
правилами охраны жизни людей
на водных объектах, утверждаемыми
в порядке, определяемом уполномоченным
федеральным органом
Право общего пользования лесами установлено в лесном законодательстве. Так в п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ закреплено право пребывания граждан в лесах. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. В то же время, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.
Таким образом,
под правом общего пользования, понимается
гарантированная законом
2. Эколого-правовой режим водопользования
Водные объекты понимаются в российском законодательстве не просто как скопление воды, но как своеобразный природный комплекс. Вода входит в естественное соприкосновение с землей или недрами, образуя под землей или на ее поверхности единое природное образование - водный объект.
В ст. 1 Водного кодекса РФ содержаться основные понятия, такие как акватории, водные объекты, водные ресурсов, сточные воды, речные бассейны. В ранее действующем ВК использовалось понятие вода, как химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях, на данный момент понятие воды не закреплено в юридическом смысле.
В ст. 5 ВК РФ закреплено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря
или их отдельные части (
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы
(озера, пруды, обводненные
4) болота;
5) природные
выходы подземных вод (родники,
6) ледники, снежники.
К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.7
Общие требования к охране водных объектов содержатся в главе 6 ВК РФ. Так, согласно ст. 55 ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В ст. 56 ВК РФ закреплены требование по охране водных объектов от загрязнения и засорения так:
1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
2. Проведение
на водном объекте работ, в
результате которых образуются
твердые взвешенные частицы,
3. Меры
по предотвращению загрязнения
водных объектов вследствие
4. Содержание
радиоактивных веществ,
5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.
6. Сброс
в водные объекты сточных вод,
содержание в которых
7. Проведение
на основе ядерных и иных
видов промышленных технологий
взрывных работ, при которых
выделяются радиоактивные и (
Правовые меры по охране уникальной экологической системы России и природного объекта всемирного наследия – озера Байкал закреплены в Федеральном законе «Об охране озера Байкал».
Так в главе 2 ФЗ «Об охране озера Байкал» закреплен режим охраны байкальской природной территории. В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:
- приоритета
видов деятельности, не приводящих
к нарушению уникальной
- учета
комплексности воздействия
- сбалансированности
решения социально-