Право собственности на природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует той или иной формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее..
Собственность, согласно Гражданскому законодательству РФ, – это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.

Содержание работы

Введение
1. Право собственности на природные ресурсы.

1.2.Содержание прав, государственной, муниципальной
собственности на природные объекты.

2. Природные ресурсы как объекты прав государственной и
муниципальной собственности (на примере земельных,
водных, лесных,объектов животного мира и т. п.)

Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Управление Госуд. собственностью.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных  видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся особо  охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

иные особо охраняемые водные объекты  федерального значения.

Водные объекты признаются федеральной  собственностью Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство  Российской Федерации. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Водным Кодексом может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесенные к федеральной собственности.

Водные объекты признаются собственностью субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Управление  собственностью субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Часть полномочий по управлению указанной собственностью на водные объекты органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Водным Кодексом могут передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Декларируя преимущество государственной собственности  на водные объекты Водный Кодекс предоставляет  обширные права на пользование лицам, не являющимся собственниками.

Статья 41. Кодекса определяет права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов. В  соответствии с данной статьей лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие  права на водные объекты:

право долгосрочного  пользования;

право краткосрочного пользования;

право ограниченного  пользования (водный сервитут).

Водные объекты, находящиеся  в государственной собственности, предоставляются гражданам или  юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право краткосрочного пользования  водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного  пользования - от трех до двадцати пяти лет.

Право ограниченного  пользования водным объектом выступает  в формах публичного и частного водных сервитутов.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования  и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации (публичный водный сервитут).

В силу договора права  лиц, которым водные объекты предоставлены  в долгосрочное или краткосрочное  пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные  водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

В соответствии с Лесным Кодексом РФ (ст.6) объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки  лесного фонда, права пользования  ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно - кустарниковая растительность.

Объекты лесных отношений  используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Устанавливая исключительную важность лесов и дабы не повлечь  нерациональное использование законодатель изъял лесной фонд из гражданского оборота и определил единственного  собственника лесного фонда. Статья 19 Кодекса устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

Право частной собственности  распространяется только на древесно - кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в частной собственности.

“Животный мир является достоянием народов Российской Федерации - неотъемлемым элементом природной  Среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации”. *

В целях наиболее эффективной  охраны объектов животного мира законодатель определяет единственным собственником животного мира на территории России государство, как в лице Федерации так и в лице ее субъектов. Отнесение определенных объектов животного мира к федеральной собственности осуществляет правительство РФ по согласованию с органами власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 Федерального Закона “О животном мире” от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ к федеральной собственности  могут быть отнесены следующие объекты  животного мира:

редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

населяющие территориальное  море, континентальный шельф и  исключительную экономическую зону Российской Федерации;

подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

отнесенные к особо  охраняемым, ценным в хозяйственном  отношении;

естественно мигрирующие  по территориям двух и более субъектов  Российской Федерации.

Следует отметить что объектом животного мира являются дикие животные и их популяции. Не могут быть объектами животного мира домашние животные. Объекты животного мира изъятые из среды обитания в установленном порядке (например, содержащиеся в зоопарках) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством, указанным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Особенным правовым статусом среди природных ресурсов обладают особо охраняемые территории. Под  такого вида природным объектом подразумеваются  участки земли, водной поверхности  и воздушного пространства на ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния, следовательно они не могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц.

В соответствии с п.6 ст.2 Федерального Закона “Об особо охраняемых природных территориях” от 15 февраля 1995 г. № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение. От этого зависит собственник данных территорий. Территории федерального значения являются федеральной собственностью, регионального значения - собственностью субъектов Федерации и, соответственно, местного значения являются собственностью муниципальных образований. При этом территории государственных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми территориями местного значения (п.7 ст.2).

Территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и  органами исполнительной власти субъектов. Территории местного значения определяются в порядке, установленном нормативно правовыми актами субъектов РФ.

 

Основными субъектами права  собственности на природные ресурсы, закрепленными Конституцией РФ, являются государство, в лице Федеральных  органов власти и органов власти субъектов Федерации, муниципальные образования, а также граждане и их объединения. право собственности каждой из этих групп собственников в равной степени защищается Конституцией *, однако наибольшими правами в этой области обладает государство. Это обусловлено тем. что в масштабах страны. при условии. что земля и природные ресурсы являются общенациональным достоянием и охраняются как основа жизнедеятельности народов ее населяющих, невозможно рациональное использование природных ресурсов силами местного самоуправления и тем более отдельных граждан.

Для эффективного управления и использования природных ресурсов государство обладает наибольшим количеством  полномочий

По сути, государство само, путем издания нормативных правовых актов определяет круг своих полномочий по распоряжению природными ресурсами, при этом учитывая рациональность тех или иных видов природопользования. Государство устанавливает, так же привила природопользования и для остальных субъектов права собственности. Так, например, собственник земельного участка обязан рационально его использовать с учетом целевого назначения.

Государственная собственность на природные ресурсы  подразделяется, в свою очередь, на Федеральную собственность и  собственность субъектов Федерации. Данный раздел собственности происходит, в основном, по значимости объекта. Так п.1 Указа Президента РФ “О федеральных природных ресурсах” от 16 декабря 1993 г. № 2144 гласит:  “Считать целесообразным в  соответствии с  действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их

общегосударственного  значения”. Исходя из этого принципа к природным ресурсам отнесенным к Федеральной собственности относятся:

земельные участки и  другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

земельные участки, занятые  федеральными энергетическими, транспортными  и космическими системами, объектами  ядерной энергетики, связи, метеорологической  службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных  государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных  природных заказников, курортных  и лечебно - оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

виды животных, ценные в хозяйственном отношении и  отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное  значение;

водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты.

В соответствии с Конституцией за муниципальными образованиями  признается право собственности  на природные ресурсы. Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, где указано, что в состав собственности органов местного самоуправления входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. В данном случае природные ресурсы служат для удовлетворения нужд данного конкретного муниципального образования. И хотя полномочия данной группы собственников сильно ограничены по с равнению с правом государственной собственностью, что связано прежде всего с ограниченностью муниципальных образований в финансовом и территориальном отношениях, органам местного самоуправления предоставляются относительно обширные полномочия по распоряжению своим имуществом, в том числе и природными ресурсами. Так в соответствии законом органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут  в интересах населения устанавливать  условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Информация о работе Право собственности на природные ресурсы