Право защиты окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Международное право окружающей среды - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные отношения по поводу охраны окружающей среды от вредных воздействий, рационального использования ее отдельных элементов в целях обеспечения оптимальных условий жизни и здоровья отдельных индивидов, а также самого существования человечества в целом.

Содержание работы

Глава 1. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды
1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
1.2 Объекты международно-правовой охраны окружающей среды
1.3 Принципы международного права окружающей среды
Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды
2.1 Международные экологические организации
2.2 Международные конференции по окружающей среде
Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды
3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения
3.2 Международный экологический суд
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

срс 9 по праву 1 семестр.docx

— 46.32 Кб (Скачать файл)

1.2 Объекты международно-правовой  охраны окружающей среды

Объекты международно-правовой охраны окружающей среды - это природные  объекты, по поводу которых у субъектов  международного права возникают  экологические отношения. Мы выделяем две категории таких объектов: международно-правовые объекты, воздействие  на которые происходит с территорий отдельных государств, и объекты, воздействие па которые происходит с международной территории или  с территории со смешанным режимом. Сразу отметим тот факт, что  некоторые объекты могут относиться как к первой, так и ко второй группе.

К международно-правовым объектам, воздействие на которые происходит с территорий отдельных государств, относятся: воздушная среда, внутренние воды, флора и фауна.

Воздушная среда является общим достоянием человечества. Основное вредное воздействие на атмосферу  происходит с территорий отдельных  государств по таким видам их деятельности, как:

♦ Выбросы серы в атмосферу, порождающие кислотные дожди.

♦ Выбросы углекислого газа, способствующие нарастанию парникового эффекта.

♦ Использование и утечка химических веществ, разрушающих озоновый слой Земли.

♦ Утечка в атмосферу радиоактивных веществ.

Внутренние воды - это воды рек и озер, которые хотя и находятся  на территории отдельных государств, но являются объектами международного права окружающей среды. Реки, или точнее водотоки, под которыми понимаются система поверхностных и подземных вод, образующих единое [(слое, привлекли внимание международного сообщества по двум причинам. Во-первых, некоторые реки протекают по территории двух или более государств (международные реки). Во-вторых, воды рек так или иначе попадают в международные воды. Некоторые озера являются объектом международно-правовой охраны в связи с отнесением их к числу мирового природного наследия (например, озеро Байкал, озеро Ломан). Международное сообщество пытается защитить пресные воды международного значения от следующих видов загрязнений:

♦ детергентов, применяющихся в моющих и чистящих веществах,

♦ загрязнения хлоридами, применяющимися при дезинфекции воды,

♦ сброса нефти и нефтепродуктов.

Фауна и флора относятся  к смешанному объекту правового  регулирования, так как воздействие  на них происходит как с территории отдельных государств, так и за их пределами. Международной зашитой  пользуются: исчезающие и редкие виды флоры и фауны, мигрирующие виды животных, природа в отдельных  регионах. Можно выделить ряд конкретных направлений сотрудничества государств в данной сфере:

♦ охрана растительного мира: охрана растений, карантин растений и их охрана от вредителей и болезней, охрана тропической древесины;

♦ охрана конкретных видов животных: атлантических тюленей, атлантических тунцов, белых медведей, занесенных в Мировую Красную книгу исчезающих и редких видов животных;

♦ охрана мест обитания: водно-болотные угодия, места обитания перелетных птиц.

Международно-правовые объекты, воздействие на которые происходит с международной территории или  с территории со смешанным режимом. К данным объектам относятся: космос, Мировой океан, объекты общего достояния  человечества, использование природы  в военных целях.

Мировой океан - это экосистема, способная переработать огромное количество органического вещества (в понятие  «Мировой океан» мы включаем как воды непосредственно океанов, так и  воды морей). Резкое увеличение количества сбросов продуктов жизнедеятельности  человечества, их химический состав, поставили под угрозу формировавшийся тысячелетиями механизм самоочищения Мирового океана. Право окружающей среды запрещает или ограничивает сброс в Мировой океан следующих веществ: 

♦ Нефти и нефтепродуктов. Представляет особую опасность их длительный период распада и распространение по большим поверхностям. Так, в ноябре 2002 г. у берегов Испании затонул танкер «Престиж», и более 500 километров побережья было отравлено нефтью. Премьер-министр Испании заявил, что стране угрожает самая крупная в ее истории экологическая катастрофа. Между тем, образовавшиеся нефтяные пятна в течение долгого времени не были ликвидированы, причинив значительный ущерб водным биоресурсам Атлантики. 

♦ Синтетических продуктов, к которым относятся все виды пластмасс, включая синтетические тросы, рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Их опасность заключается в исключительной плавучести.

♦ Ядовитых веществ, включающих хлорорганические соединения, ртуть, кадмий. К данным веществам также относят материалы для биологической и химической войны.

♦ Радиоактивных материалов. Международное право окружающей среды ограничивает сброс и захоронение радиоактивных отходов.

Космос - это пространство, находящееся за пределами атмосферы  Земли. Хозяйственное использование  космического пространства пока ограничено техническими возможностями человечества. Однако перед международным сообществом  уже встала проблема по охране данного  объекта от так называемого «космического  мусора». Его накопление на околоземных  орбитах (ближний космос) может сделать  невозможным дальнейший выход человечества в космос. Хотя без использования  ядерной энергии в освоении космического пространства обойтись невозможно, международное  право окружающей среды ограничивает испытание ядерного оружия в космосе. В связи с этим установлен экологический  иммунитет некоторых объектов космического пространства, под которым понимается изъятие из хозяйственной деятельности объектов, являющихся общим достоянием человечества. Применительно к космосу  экологический иммунитет распространяется на такое небесное тело, как Луна.

Объекты общего достояния  человечества - это территории, не находящиеся  под суверенитетом какого-либо государства  и обладающие экологическим иммунитетом. К ним относятся: Антарктида, Луна.

Использование природы в  военных целях. Международным правом окружающей среды запрещено враждебное использование средств воздействия  на природную среду с целью  причинения вреда другим государствам (погодная, тектоническая война, экоцид).

1.3 принципы международного  права окружающей среды

Принципы международно-правового  регулирования в целом принято  подразделять на три группы: общие (общепризнанные) принципы международного права; принципы международного права, имеющие природоохранное  значение; специальные (отраслевые) принципы международного права окружающей среды.

Специальные принципы сформулированы в Стокгольмской декларации 1972 г., Всемирной Хартии природы, принятой ГА ООН 28 октября 1982 г., Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. и иных документах. Следует выделить следующие основные принципы:

1. Принцип рационального  использования природных ресурсов, обязывающий государства так  осуществлять управление и использование  природными ресурсами, чтобы не  причинять ущерба целостности  экологических систем, а также  проводить серию мероприятий  по воспроизводству и возобновлению  природных ресурсов (Конвенция о  сохранении морских живых ресурсов  Антарктики 1980 г., Конвенция ООН по  морскому праву 1982 г.).

2. Принцип предотвращения  загрязнения окружающей среды  означает, что государства не  должны загрязнять окружающую  среду путем внесения в нее  различных вредных веществ, которые  по своей опасности или в  силу большого количества, превышают  способности окружающей среды  к их обезвреживанию и самовосстановлению. Государства обязаны своими действиями  прямо или косвенно не переносить  ущерб или опасность из одного  района в другой или превращать  один вид загрязнения в другой.

3. Принцип суверенитета  государств над своими природными  ресурсами означает суверенное  право государств разрабатывать  собственные природные ресурсы  согласно своей политике в  области природопользования, охраны  окружающей среды и развития. Правда, он уже давно не имеет  абсолютного характера.

4. Принцип непричинения вреда окружающей среде за пределами национальной юрисдикции обозначает определенные границы, но осуществлению государством суверенитета над природными ресурсами. Из него следует требование к государствам обеспечивать, чтобы деятельность, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов. При этом даже наличие вооруженного конфликта не освобождает стороны от выполнения данного требования. Если бы этот институт получил развитие, и имелась чувствительная шкала оценки причинения ущерба окружающей среде, то это обеспечило бы проведение соответствующей экологической политики каждого государства.

5. Принцип охраны окружающей  среды в период военных конфликтов  прямо вытекает из вышеприведенного. Он наиболее полно сформулирован в Конвенции 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

6. Принцип оценки воздействия  на окружающую среду. В последние  годы увеличивается количество  общепризнанных принципов международного  экологического права предупредительного  характера, т.е. не связанных  с возмещением уже причиненного  вреда, а нацеленных на некие  превентивные меры. Этот принцип был заложен в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 206), а также в многочисленных региональных договорах - Конвенции по защите окружающей среды региона Красного моря и Аденского залива 1982 г., Конвенции по сохранению и развитию морской среды региона Карибского бассейна 1983 г. и т.д.

7. Принцип ответственности  за ущерб системам окружающей  среды других государств или  международным пространствам. В  системе мер ответственности  по международному праву не  применяются уголовная или административная  ответственность. Основной вид  ответственности за международное экологическое правонарушение - возмещение имущественного ущерба. Наиболее разработанным и часто применяющимся видом ответственности является возмещение ущерба, причиненного в случае загрязнения моря нефтью (Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.) и ответственность за ущерб, причиненный использованием ядерных энергетических установок (см. например, Венская конвенция об ответственности за ядерный ущерб 1963 г.).

Поскольку споры между  государствами по вопросам причинения имущественного ущерба неизбежны, в  целях реализации данного принципа в июле 1993 г. в Международном Суде ООН была создана специальная  коллегия (камера), рассматривающая  межгосударственные споры в области  охраны окружающей среды.

Другим вариантом разрешения международных экологических споров является рассмотрение дел в Международном  суде экологического арбитража и  примирения, который был учрежден как неправительственная организация  в ноябре 1994 г. Рассмотрение споров ведется по принципу третейского  суда, т.е. стороны заранее признают решение для себя обязательным.

 
Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды

2.1 Международные экологические организации

В настоящее время в  мире функционирует более 100 различных  международных организаций, в той  или иной степени занимающихся проблемами охраны окружающей среды. Все международные организации, участвующие в отношениях, урегулированных международным правом окружающей среды можно разделить на две большие группы: международные правительственные и международные неправительственные (общественные) организации.

Международные правительственные  организации, подразделяемые, в свою очередь, на глобальные (всемирные) и региональные.

Организация Объединенных Наций  является наиболее авторитетной из глобальных международных организаций. Наряду с рассмотрением экологических  вопросов на заседании Генеральной  Ассамблеи, а также принятием  различных резолюций и проведением  конференций, при ООН создан специализированный орган - ЮНЕП (Программа ООП по окружающей среде). Структура ЮНЕП включает Совет  управляющих - главный межправительственный орган, руководящий ее политикой, Секретариат  во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды. По своей  юридической природе ЮНЕП относится  к числу вспомогательных органов  ООН, хотя и пользуется определенной автономией при принятии решений. Из числа реальных результатов деятельности ЮНЕП следует отметить инициативу ЮНЕП по подписанию государствами Монреальского протокола в 1987 г., который должен содействовать уменьшению ущерба, причиненного химическими веществами озоновому слою атмосферы; Базельской конвенции, инициированной ЮНЕП в 1989 г., которая направлена па обеспечение контроля за международными перевозками и удалением опасных отходов; организация и проведение международной конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. и т. д.

Специализированные международные  организации. Кроме ООН, под ее эгидой действуют другие специализированные международные организации:

а) Международное агентство  по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и  защита окружающей среды».

б) Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО). Основной ее экологической  функцией является содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению, а также учет и охрана природных  объектов, отнесенных к объектам всемирного наследия.

в) Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ), основная экологическая  функция которой - изучение вопросов охраны здоровья человека в аспекте  его взаимодействия с окружающей средой.

г) Сельскохозяйственная и  продовольственная организация  объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной  и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических  ресурсов и т.д.

л) Международная морская  организация (ИМО) занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует  в разработке международных конвенций, но борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.

е) Всемирная метеорологическая  организация ООН (ВМО) исследует  воздействие человека на природу  и климат планеты посредством  ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды.

Информация о работе Право защиты окружающей среды