Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:38, доклад
В настоящее время нормативно-правовым документом, затрагивающим вопросы радиационной безопасности в сельском хозяйстве, является Положение о системе государственного ветеринарного контроля радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора в РФ, утвержденное Министерством сельского хозяйства и продовольствия России 20 февраля 1998 г. Положение устанавливает критерии принятия решений об организации и ведении ветеринарного радиологического контроля в условиях изменяющейся радиационной ситуации, организационную структуру, программу, порядок, методы работы, права и обязанности подразделений государственной ветеринарной службы по обеспечению государственного ветеринарного надзора (плановый периодический, плановый систематический, внеплановый оперативный контроль, сплошные обследования и проверки, систематичность проведения которых зависит от радиационной ситуации в регионе) за радиационной безопасностью сельскохозяйственной продукции.
Правовая база обеспечения радиационной безопасности в сельском хозяйстве
В настоящее
время нормативно-правовым документом,
затрагивающим вопросы
- выполнения планов мероприятий по предупреждению, снижению или ликвидации радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции, животных, птиц, рыб на предприятиях, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, физическими, юридическими, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении, утилизации, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе загрязненных радиоактивными веществами продукции животноводства, кормов и других подконтрольных ветеринарной службе грузов;
- ветеринарных требований при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих помещений и предприятий по переработке, производству и хранению продуктов животноводства, при организации фермерских, личных подсобных хозяйств на территориях, пострадавших от радиационных аварий;
- производителями сельскохозяйственной продукции санитарных, ветеринарно-санитарных требований по содержанию радиоактивных веществ в продукции, кормах, кормовых добавках, обеспечивающих их безопасность для здоровья человека и животных.
Контрольные пункты (КП)
Вышеуказанное Положение
предусматривает установку
В контрольных пунктах в постоянном режиме
осуществляется отбор проб кормов, воды
и сельскохозяйственной продукции для последующих
исследований на суммарную бета-активность,
содержание стронция-90, цезия-137, свинца-210,
кальция-40. Кроме того, при отборе проб
измеряют мощность дозы гамма-излучения
на местности от отбираемого объекта ветнадзора.
План ветеринарного периодического радиационного контроля
Положение о системе государственного ветеринарного контроля радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора в РФ обязывает каждый субъект нашей страны иметь разработанный План ветеринарного периодического радиационного контроля. В его реализации могут принимать участие ведомственные, государственные ветеринарные и другие лаборатории, оснащенные необходимыми в этих целях оборудованием и приборами, проходящими постоянную поверку и аттестацию, соблюдая правила, методы, методики проведения радиологических исследований в соответствии с нормативными документами. Помимо этого, исследования должны проводиться специалистами соответствующей квалификации. Контроль над выполнением и реализацией Плана осуществляется субъектом РФ и производителем продукции.
От правовых основ к реальному положению дел в регионе
На территории
Тверской области осуществляют свою деятельность
молочно-товарные, свиноводческие, птицеводческие
и рыбоводческие хозяйства. Вместе с тем в нашем
регионе работает и с каждым годом увеличивает
свои мощности Калининская АЭС. Таким
образом, получается, что по Положению о системе
государственного ветеринарного контроля
радиоактивного загрязнения объектов
ветеринарного надзора в РФ в области должно
быть не менее 12 КП. Тем не менее, по данным
ФГБУ «Тверская МВЛ» до 2010 года в регионе
было всего 6 контрольных пунктов, радиологические
исследования проб из которых проводились
специалистами лаборатории. С 2011 года в соответствии
с указанием Заместителя Руководителя
Россельхознадзора Власова Н. А. № ФС-НВ-2/9021
от 26.07.2010 года, письмом № ФС-НВ-2/1792 от 17.02.11г.,
а также письмом Министра сельского хозяйства
РФ Е.Скрынник № ЕС-25-П7/12747 от 21.12.2010г. ФГБУ
«Тверская МВЛ» было вынуждено прекратить
проведение лабораторно-диагностических
исследования по направлению деятельности
государственной ветеринарной службы
субъектов Российской Федерации за счет
средств федерального бюджета и средств,
полученных учреждением от приносящей
доход деятельности. В сложившейся ситуации
функции по дальнейшему проведению радиологических
исследований проб из КП перешли к районным
ветеринарным лабораториям Тверской области,
которые в силу своей слабой оснащённости
не могли осуществлять деятельность в этом
направлении. По имеющимся у ФГБУ «Тверская
МВЛ» сведениям данная работа в Тверской
области не проводится и по сей день.
Положение о системе государственного
ветеринарного контроля радиоактивного
загрязнения объектов ветеринарного надзора
в РФ обязывает всю поступающую на рынок
продукцию подвергать сплошному дозиметрическому
контролю, а дважды в год еще и радиометрическим
исследованиям. И если сегодня на рынках
Тверской области дозиметрический контроль
осуществляется, то радиометрический контроль
вызывает большие сомнения в его проведении.
Доказательство тому — события прошлого
лета, когда ветеринарная лаборатория
города Москвы на официальном сайте обвинила
Тверской регион в поставке радиоактивной
черники. В сообщении говорилось, что за июнь
и первую половину июля 2011 года в радиологический
отдел лаборатории поступило 43 пробы черники,
из них 38 проб превысили предельно допустимые
концентрации радионуклида цезий 137. Всего же
с начала 2011 года столичными ветеринарными
специалистами не было допущено в реализацию
400 кг черники и 166 кг клюквы с превышением
ПДК цезия 137. Такая ситуация вполне объяснима.
Рынки Тверской области ввиду своей плохой
оснащенности необходимым для радиологических
исследований оборудованием не в состоянии
провести радиометрические испытания,
а направить пробы продукции в ФГБУ «Тверская
МВЛ» — единственную в регионе лабораторию,
имеющую в этой связи огромные возможности —
видимо, мешает принцип: «Нет исследований —
нет проблем». К слову, в 2011 году не только
черника, но и другая продукция с рынков
области для радиометрических исследований
в ФГБУ «Тверская МВЛ» не поступала, потому
радиологическая безопасность такой продукции
довольно сомнительна.
Сегодня, учитывая требования Положения
о системе государственного ветеринарного
контроля радиоактивного загрязнения
объектов ветеринарного надзора в РФ, в реализации
Плана ветеринарного периодического радиационного
контроля, который должен быть в нашем
регионе, может принимать участие лишь
одна лаборатория Тверской области — ФГБУ
«Тверская МВЛ». Однако в настоящее время
участия, равно как и самого Плана, нет!
В сложившейся ситуации, связанной с попустительством
в сфере обеспечения радиационной безопасности
в регионе, остается надеяться на самих
себя! Уже сейчас нужно начинать предпринимать
все возможные меры по собственной защите
и защите своих близких. И если от внешнего
облучения мы не застрахованы, то поражение
«изнутри», возникающее при попадании
радиоактивных веществ в организм с пищей
и водой, мы можем и обязаны предотвратить.
Информация о работе Правовая база обеспечения радиационной безопасности в сельском хозяйстве