Правовая база обеспечения радиационной безопасности в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:38, доклад

Описание работы

В настоящее время нормативно-правовым документом, затрагивающим вопросы радиационной безопасности в сельском хозяйстве, является Положение о системе государственного ветеринарного контроля радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора в РФ, утвержденное Министерством сельского хозяйства и продовольствия России 20 февраля 1998 г. Положение устанавливает критерии принятия решений об организации и ведении ветеринарного радиологического контроля в условиях изменяющейся радиационной ситуации, организационную структуру, программу, порядок, методы работы, права и обязанности подразделений государственной ветеринарной службы по обеспечению государственного ветеринарного надзора (плановый периодический, плановый систематический, внеплановый оперативный контроль, сплошные обследования и проверки, систематичность проведения которых зависит от радиационной ситуации в регионе) за радиационной безопасностью сельскохозяйственной продукции.

Файлы: 1 файл

qqwvewnk. zv iuimrqfcbhwd jctbudztxpkt. lopzypvhkd..doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)


Правовая  база обеспечения радиационной безопасности в сельском хозяйстве

В настоящее  время нормативно-правовым документом, затрагивающим вопросы радиационной безопасности в сельском хозяйстве, является Положение о системе государственного ветеринарного контроля радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора в РФ, утвержденное Министерством сельского хозяйства и продовольствия России 20 февраля 1998 г. Положение устанавливает критерии принятия решений об организации и ведении ветеринарного радиологического контроля в условиях изменяющейся радиационной ситуации, организационную структуру, программу, порядок, методы работы, права и обязанности подразделений государственной ветеринарной службы по обеспечению государственного ветеринарного надзора (плановый периодический, плановый систематический, внеплановый оперативный контроль, сплошные обследования и проверки, систематичность проведения которых зависит от радиационной ситуации в регионе) за радиационной безопасностью сельскохозяйственной продукции. В соответствии с Положением в каждом субъекте Российской Федерации должен осуществляться постоянный государственный ветеринарный надзор за радиационной безопасностью сельскохозяйственной продукции, представляющий собой систему контроля за соблюдением:

- выполнения планов мероприятий по предупреждению, снижению или ликвидации радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции, животных, птиц, рыб на предприятиях, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, физическими, юридическими, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства;

- ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении, утилизации, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе загрязненных радиоактивными веществами продукции животноводства, кормов и других подконтрольных ветеринарной службе грузов;

- ветеринарных требований при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих помещений и предприятий по переработке, производству и хранению продуктов животноводства, при организации фермерских, личных подсобных хозяйств на территориях, пострадавших от радиационных аварий;

- производителями сельскохозяйственной продукции санитарных, ветеринарно-санитарных требований по содержанию радиоактивных веществ в продукции, кормах, кормовых добавках, обеспечивающих их безопасность для здоровья человека и животных.

Контрольные пункты (КП)

Вышеуказанное Положение  предусматривает установку контрольных  пунктов в каждом субъекте. Количество контрольных пунктов (КП) в области не может быть меньше семи (по одному молочно-товарному хозяйству в северном, южном, западном, восточном районах региона и в пригородной зоне, а также по одному товарному свиноводческому, птицеводческому хозяйству). Кроме того, при наличии товарных овцеводческих, рыбоводческих хозяйств устанавливают по дополнительному КП и в этих хозяйствах. Если в регионе есть АЭС или другой объект, представляющий радиационную опасность, то в зоне каждого из них устанавливают три КП  — в санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения и зоне контроля. При размещении этих КП учитывают розу ветров. В случае товарного разведения рыбы в водоеме — охладителе АЭС — устанавливают четвертый дополнительный контрольный пункт.  
В контрольных пунктах в постоянном режиме осуществляется отбор проб кормов, воды и сельскохозяйственной продукции для последующих исследований на суммарную бета-активность, содержание стронция-90, цезия-137, свинца-210, кальция-40. Кроме того, при отборе проб измеряют мощность дозы гамма-излучения на местности от отбираемого объекта ветнадзора.

План ветеринарного  периодического радиационного контроля

Положение о системе государственного ветеринарного контроля радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора в РФ обязывает каждый субъект нашей страны иметь разработанный План ветеринарного периодического радиационного контроля. В его реализации могут принимать участие ведомственные, государственные ветеринарные и другие лаборатории, оснащенные необходимыми в этих целях оборудованием и приборами, проходящими постоянную поверку и аттестацию, соблюдая правила, методы, методики проведения радиологических исследований в соответствии с нормативными документами. Помимо этого, исследования должны проводиться специалистами соответствующей квалификации. Контроль над выполнением и реализацией Плана осуществляется субъектом РФ и производителем продукции.

От  правовых основ к реальному положению дел в регионе

На территории Тверской области осуществляют свою деятельность молочно-товарные, свиноводческие, птицеводческие и рыбоводческие хозяйства. Вместе с тем в нашем регионе работает и с каждым годом увеличивает свои мощности Калининская АЭС. Таким образом, получается, что по Положению о системе государственного ветеринарного контроля радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора в РФ в области должно быть не менее 12 КП. Тем не менее, по данным ФГБУ «Тверская МВЛ» до 2010 года в регионе было всего 6 контрольных пунктов, радиологические исследования проб из которых проводились специалистами лаборатории. С 2011 года в соответствии с указанием Заместителя Руководителя Россельхознадзора Власова Н. А. №       ФС-НВ-2/9021 от 26.07.2010 года, письмом №       ФС-НВ-2/1792 от 17.02.11г., а также письмом Министра сельского хозяйства РФ Е.Скрынник №       ЕС-25-П7/12747 от 21.12.2010г. ФГБУ «Тверская МВЛ» было вынуждено прекратить проведение лабораторно-диагностических исследования по направлению деятельности государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности. В сложившейся ситуации функции по дальнейшему проведению радиологических исследований проб из КП перешли к районным ветеринарным лабораториям Тверской области, которые в силу своей слабой оснащённости не могли осуществлять деятельность в этом направлении. По имеющимся у ФГБУ «Тверская МВЛ» сведениям данная работа в Тверской области не проводится и по сей день. 
Положение о системе государственного ветеринарного контроля радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора в РФ обязывает всю поступающую на рынок продукцию подвергать сплошному дозиметрическому контролю, а дважды в год еще и радиометрическим исследованиям. И если сегодня на рынках Тверской области дозиметрический контроль осуществляется, то радиометрический контроль вызывает большие сомнения в его проведении. Доказательство тому — события прошлого лета, когда ветеринарная лаборатория города Москвы на официальном сайте обвинила Тверской регион в поставке радиоактивной черники. В сообщении говорилось, что за июнь и первую половину июля 2011 года в радиологический отдел лаборатории поступило 43 пробы черники, из них 38 проб превысили предельно допустимые концентрации радионуклида цезий 137. Всего же с начала 2011 года столичными ветеринарными специалистами не было допущено в реализацию 400 кг черники и 166 кг клюквы с превышением ПДК цезия 137. Такая ситуация вполне объяснима. Рынки Тверской области ввиду своей плохой оснащенности необходимым для радиологических исследований оборудованием не в состоянии провести радиометрические испытания, а направить пробы продукции в ФГБУ «Тверская МВЛ» — единственную в регионе лабораторию, имеющую в этой связи огромные возможности — видимо, мешает принцип: «Нет исследований — нет проблем». К слову, в 2011 году не только черника, но и другая продукция с рынков области для радиометрических исследований в ФГБУ «Тверская МВЛ» не поступала, потому радиологическая безопасность такой продукции довольно сомнительна.  
Сегодня, учитывая требования Положения о системе государственного ветеринарного контроля радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора в РФ, в реализации Плана ветеринарного периодического радиационного контроля, который должен быть в нашем регионе, может принимать участие лишь одна лаборатория Тверской области — ФГБУ «Тверская МВЛ». Однако в настоящее время участия, равно как и самого Плана, нет!  
В сложившейся ситуации, связанной с попустительством в сфере обеспечения радиационной безопасности в регионе, остается надеяться на самих себя! Уже сейчас нужно начинать предпринимать все возможные меры по собственной защите и защите своих близких. И если от внешнего облучения мы не застрахованы, то поражение «изнутри», возникающее при попадании радиоактивных веществ в организм с пищей и водой, мы можем и обязаны предотвратить.


Информация о работе Правовая база обеспечения радиационной безопасности в сельском хозяйстве