Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 09:46, контрольная работа
Целью данной работы является правовой анализ режима охраны и использования лесов.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
- проанализировать правовое регулирование использования лесов
- проанализировать правовой режим охраны и защиты лесов
Введение……………………………………………………………….…………………2
1. Правовое регулирование использования лесов……………………………………..3
2. Охрана и защита лесов………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………...16
Практическое задание………………………………………………………………….17
Список используемых источников…………………………………………………….25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Правовое регулирование использования лесов……………………………………..3
2. Охрана и защита лесов……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Практическое задание……………………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Леса обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека. Совершенствование рационального использования и охраны лесов никогда не потеряет свою актуальность.
Целью данной работы является правовой анализ режима охраны и использования лесов.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
- проанализировать правовое регулирование использования лесов
- проанализировать правовой режим охраны и защиты лесов
Нормативной базой контрольной работы явились Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года, Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 12.03.2014), Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), КоАП РФ от 30 декабря 2001 года, федеральные законы. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, посвященных тематике «Экологическое право», справочная литература, прочие актуальные источники.
Методологической основой исследования послужили общенаучный диалектический метод познания и частнонаучные методы: анализ и синтез, формально-логический, системный.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ
Согласно подпункту «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 4 Лесного Кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 12.03.2014) далее (ЛК РФ) полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов устанавливаются ЛК РФ, а также заключенными в соответствии с Конституцией РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Особая взаимосвязь существует между лесным и земельным законодательством. Лес произрастает на участках лесного фонда. Земли лесного фонда - это категория земель, а сам лес - совокупность земли, растительности и других компонентов.
Земельное законодательство регулирует
отношения по использованию и охране земель
в Российской Федерации как основы жизни
и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории (земельные
отношения).
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Объектами лесных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Понятие участка лесного фонда введено для того, чтобы подчеркнуть единство в правовом регулировании как земель лесного фонда, так и лесов, на них произрастающих. Норма ст. 7 ЛК РФ продолжает привязку лесов к землям, на которых они расположены, и концепцию использования и охраны лесов в соответствии с целевым назначением и категориями этих земель, а не правовым режимом использования и охраны лесов и земель лесного фонда. Границы лесных участков определяются в случаях предусмотренных ЛК РФ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве». Государственный земельный кадастр - этот систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Обратим внимание на то, что согласно ст. 9 ЛК РФ по договору аренды лесопользователю (арендатору) предоставляется лесной участок. Договор аренды является наиболее распространенным в мире способом осуществления права пользования лесами. При сдаче лесов в аренду ключевыми вопросами становятся: порядок сдачи лесов в аренду; сроки действия договоров аренды; площади сдаваемых в аренду лесных участков; учет экологии и интересов местного населения; лесные платежи и лесной доход; стимулы для повышения качества ведения лесного хозяйства; контроль, аудит арендаторской деятельности; возможность предупреждения и пресечения лесонарушений арендаторами, невыполнения ими условий договора.
Правовое регулирование объектов лесных отношений и иной растительностью тесно переплетается с земельным законодательством, его основными понятиями.
Участки лесного фонда могут предоставляться в пользование физическим и юридическим лицам в установленном законодательстве порядке, в связи с чем права пользования участками лесного фонда являются объектами лесных отношений. Городские леса и леса обороны и участки, на которых они расположены, также являются объектами лесных отношений. А поскольку законодательство допускает их также предоставлять на определенных правах заинтересованным лицам, права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, также являются объектами лесных отношений.
Лесной фонд составляют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Таким образом, лесной фонд представляет собой совокупность самой лесной растительности (леса) и земель в границах лесного фонда как занятых таковой растительностью, так и не занятых ею.
Леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений - городские леса, в лесной фонд не входят.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ 2001 г. земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий. Земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель.
Согласно земельному и лесному законодательству к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Главное обстоятельство состоит в том, что нелесные земли, как и лесные земли расположены только в границах лесного фонда.
Лесной Кодекс предусмотрел обязательное проведение лесоустройства не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса).
Нам данный момент лесоустройство регулирует Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413)
Инструкцией устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии со статьей 68 Лесного
кодекса Российской Федерации лесоустройство
включает в себя:
- проектирование
лесничеств и лесопарков;
- проектирование
эксплуатационных лесов, защитных лесов,
резервных лесов, а также особо защитных
участков лесов;
- проектирование лесных участков;
закрепление на местности местоположения
границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных
лесов, защитных лесов, резервных лесов,
особо защитных участков лесов и лесных
участков;
- таксацию
лесов;
- проектирование
мероприятий по охране, защите и воспроизводству
лесов.
Объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.1
Основным методом лесоустройства является метод классов возраста, а в лесах с особо высокой интенсивностью ведения лесного хозяйства - участковый метод.
Лесным кодексом РФ закреплено право исключительной федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда, поэтому гражданам и юридическим лицам лесные участки могут предоставляться только в пользование. Общий перечень прав на лесные участки определен ст. 9 ЛК РФ. К ним отнесены как ограниченные вещные права - право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), так и обязательственные права - право аренды лесных участков, право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Данный перечень является закрытым.
Законодатель разграничивает виды прав пользования на лесные участки между юридическими лицами и гражданами. Так, юридическим лицам лесные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а гражданам - только в аренду и безвозмездное срочное пользование. Необходимо отметить, что определение прав пользования лесным участком зависит также и от вида лесопользования.
В целом право лесопользования определяется как совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок комплексного лесопользования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей с учетом интересов общества в получении древесных и недревесных видов продукции, использовании полезных свойств леса
2. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ
Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными рубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур.
Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.
Рассмотрим общие положения охраны и защиты лесов, которые содержатся в ст. 51 ЛК РФ. Статья определяет органы государственной власти и местного самоуправления, которые наряду с полномочиями в области лесных отношений общего характера наделены также полномочиями (функциями) охраны и защиты лесов. К полномочиям органов государственной власти в Российской Федерации в области охраны и защиты лесов относятся:
- установление правил пожарной безопасности в лесах и пожарного надзора;
- установление правил санитарной безопасности в лесах;
- установление порядка организации авиационных работ по охране
и защите лесов и выполнения этих работ;
- особенности охраны, защиты, воспроизводства лесов
- установление правил лесовосстановления, лесоразведения и
правил ухода за лесами;
- установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка
его представления;
- установление порядка осуществления контроля и надзора за
использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов
(государственного лесного
- утверждение такс или методик исчисления размера вреда,
причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;
- отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных
участков лесов и установление их границ;
- определение особенностей использования, охраны, защиты,
воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых
природных территорий (ст. 81 ЛК РФ).
Государственные органы субъектов Федерации осуществляют полномочия по охране и защите лесов в порядке передачи им этих полномочий Российской Федерацией. К названным передаваемым полномочиям относятся:
Информация о работе Правовое регулирование использования лесов