Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:18, реферат
Становление законодательства о лицензировании в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь связано с введением лицензирования постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1991 № 386 «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица», предусмотревший лицензирование ряда видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду. В части перечня лицензируемых видов деятельности оно было заменено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.08.1995 № 456 «О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)». Далее законодательство развивалось поступательно в направлении комплексности и повышения уровня правового регулирования до законодательного в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Становление законодательства о лицензировании в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь связано с введением лицензирования постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1991 № 386 «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица», предусмотревший лицензирование ряда видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду. В части перечня лицензируемых видов деятельности оно было заменено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.08.1995 № 456 «О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)». Далее законодательство развивалось поступательно в направлении комплексности и повышения уровня правового регулирования до законодательного в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В настоящий момент отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, в том числе и в области охраны окружающей среды, регулируются Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данным положением, в частности, упразднено требование о лицензировании многих видов экологически значимой деятельности либо составляющих их работ, услуг, в том числе, всех видов деятельности по специальному природопользованию.
В соответствии с данным положением, лицензированием является комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий
На мой взгляд, лицензирование в области охраны окружающей среды можно разделить по виду лицензируемой деятельности:
К первой группе относится лицензирование деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения – лицензирующим органом является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
Ко второй группе можно отнести:
Т. В. Рогожкина в статье «О комплексном предотвращении вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности : правовой аспект», анализируя Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом № 450, выделяет также следующие подлежащие лицензированию виды экологически значимой деятельности:
Представляется, что данные виды деятельности можно включить во вторую группу приведенной классификации.
Это не все виды экономической деятельности, в процессе которой имеют место вредные воздействия на окружающую среду. Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 определены критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности. Проанализировав данные критерии, можно заметить, что лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду введено в отношении наиболее опасных в экологическом отношении видов деятельности.
Однако некоторые виды деятельности, соответствующие критериям экологической опасности, остались нелицензируемыми. Правовое обеспечение осуществления экологически опасных видов деятельности, связанных с отсутствием лицензирования, осуществляется в рамках внедряемых в нашей стране природоохранных разрешений. Советом Министров Республики Беларусь постановлением от 25 июля 2009 г. №980 утверждена Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 годы. Внедрение в национальную разрешительную систему в области охраны окружающей среды комплексных природоохранных разрешений направлено на сближение с законодательством Европейского союза.
Рассматривая правовую сущность лицензионного контроля в отношении экологически значимых видов деятельности, лицензирование которых предусматривается, следует отметить связь данного контроля с государственным контролем в области охраны окружающей среды.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды является значимой правовой мерой обеспечения исполнения требований экологического законодательства со стороны лиц, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Взгляды ученых на сущность государственного контроля в области охраны окружающей среды многоплановы.
Согласно статье 87 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 №1982-XII «Об охране окружающей среды», государственный контроль в области охраны окружающей среды включает контроль за использованием и охраной земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, климата, а также за обращением с отходами. Соотнося приведенные нормы с лицензируемыми видами деятельности можно констатировать, что контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности является государственным контролем в области охраны окружающей среды.
Государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области окружающей среды, в том числе за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, вправе проводить внеплановые и плановые проверки соответствующих субъектов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Периодичность назначения плановых проверок зависит от группы риска (высокая, средняя и низкая), к которой отнесен субъект. Особое внимание уделяется тем организациям, деятельность которых представляет больший риск возникновения ситуаций, опасных для жизни и здоровья людей. Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года; к средней группе риска, - не чаще одного раза в три года; к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет. Субъекты, осуществляющие лицензируемые экологически значимые виды деятельности, как правило, относятся к средней и высокой группам риска.
Особый статус лицензирования
в области охраны окружающей среды
обусловлен, в частности, особенностями
юридической ответственности за
нарушения законодательства о лицензировании
в области охраны окружающей среды,
связанной с совершением
В соответствии со статьей 99 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране [5].
Правонарушения в сфере
лицензирования в области охраны
окружающей среды наравне с иными
экологическими правонарушениями влекут
ответственность в соответствии
с законодательными актами Республики
Беларусь (административную, уголовную,
дисциплинарную), а в определенных
случаях также обязанность
Как дополнительные меры административно-правового
характера, применяемые к нарушителям
требований в области охраны окружающей
среды, в теории экологического права
рассматриваются аннулирование
специального разрешения (лицензии), ограничение
или приостановление
При приостановлении действия специального разрешения (лицензии) имеет место временное прекращение деятельности, а следствием прекращения действия специального разрешения (лицензии) является безусловное прекращение деятельности.
Задача
Жители одного из микрорайонов г. Минска спилили деревья, росшие во дворе дома, в связи с тем, что они находились в непосредственной близости от окон, создавали тень и препятствовали нормальному дневному освещению в квартирах. В результате были уничтожены 1 береза (диаметром у пня 25 см) и 1 тополь (диаметром у пня 42 см). После установления данного факта органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды граждане пояснили, что они обращались в Жилищно-эксплуатационную службу своего района с просьбой убрать или обрезать деревья, однако получили письменный отказ.
Имеет ли место нарушение законодательства о растительном мире?
Ответ.
В соответствии с частью 7 статьи 43 Закона РБ «Об охране окружающей среды», уничтожение (удаление) без соответствующего разрешения объектов растительного мира в населенных пунктах запрещается. Следовательно, нарушение законодательства о растительном мире имеет место.
Информация о работе Правовое регулирование лицензирования в области охраны окружающей среды РБ