Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:48, контрольная работа
Исходя из темы данной работы, можно определить следующую цель исследования: охарактеризовать землю как структурированный объект использования и государственной охраны. В рамках исследования хотелось бы решить следующие задачи исследования:
определить землю как объект использования и охраны, основываясь на действующем законодательстве Республики Беларусь;
охарактеризовать понятие «земельный фонд» и выявить его состав;
проследить теоретически процесс государственной охраны земель;
описать наступление ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Земля как объект использования и охраны 5
ГЛАВА 2 Понятие и состав земельного фонда 8
ГЛАВА 3 Охрана земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель. 13
ГЛАВА 4 Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
Министерство образования Республики Беларусь
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экологическое право»
Правовой режим использования и охраны земель
Минск
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «земля» многозначно и употребляется во многих смыслах - как территория государства, планета, природный ресурс и др. С юридической точки зрения, земля представляет интерес в двух основных аспектах: экономическом и экологическом.
Экономическое значение
земли состоит в том, что она является необходимым
условием жизнедеятельности человека,
вещественным фактором трудового процесса,
главным средством производства в сельском
и лесном хозяйстве, а также поверхностью,
пространственно-
Экологическое значение
земли заключается в том, что
она представляет собой основу существования
и воспроизводства
Таким образом, юридически земля может рассматриваться, с одной стороны, в качестве объекта различных прав - собственности, пользования, аренды и др., а с другой, - как объект правовой охраны окружающей природной среды.
Отношения по поводу земли, то есть в связи с ее рациональным использованием и охраной в целях воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды и защиты прав на землю граждан и организаций, называются земельными отношениями.
«Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими актами законодательства» [Кодекс РБ о земле ст. 1]. К другим актам законодательства можно отнести: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 386 «Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных» от 28 марта 2007, Постановление Совета Министров «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от» 27 декабря 2007 г. № 667, Постановление Совета Министров № 1475 от 17 декабря 2005 г. «Об утверждении перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу организациями при совершении административных процедур по заявлениям граждан», Постановление Совета Министров № 731 от 5 июня 2002 года «Об утверждении заданий и Мероприятий по наведению порядка в использовании земель и улучшению санитарного состояния территорий», Указ Президента Республики Беларусь № 130 от 19.03.2007 года «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» и другие специализированные акты, которыми законодатель регулирует и детализирует земельные отношения.
Исходя из темы данной
работы, можно определить следующую
цель исследования: охарактеризовать
землю как структурированный
объект использования и государственно
Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира, без которого не было бы и самого человечества. Не случайно законодатель счел необходимым урегулировать отношения, связанные с таким объектом правоотношений, как земля. Обусловлено это тем, что земля обладает уникальными, присущими только ей свойствами, составляя для каждого человека основу жизни, источник удовлетворения его жизненных нужд и потребностей.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим земельные отношения является Кодекс Республики Беларусь «О земле» (далее – Кодекс). Прежде чем переходить различным характеристикам земли, хотелось бы отметить, что как такового понятия (толкования) земли Кодекс не дает, однако, глава 2 Кодекса «Объекты земельных отношений» позволяет определить землю через земельный участок как «часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации» (ст. 17) [2], следующая часть этой же статьи говорит о том, что данный участок может быть делимым либо неделимым. В этой же главе дается определение границы земельного участка – это «линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, разделяющая землепользования и землевладения» (ст. 18) [2].
Суммируя вышесказанное, и учитывая отсутствие легальной, данной законодателем дефиниции, можно дать выявить понятие земли - это такая часть окружающей природной среды, которая характеризуется пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также служит главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным основой для размещения предприятий и организаций всех сфер народного хозяйства и производства, находящаяся под охраной государства.
Специфичность данного объекта состоит, прежде всего, в его незаменимости.
Особенностью земли является её ограниченность в «количестве» в том смысле, что земельный фонд имеет определённые границы, созданные самой природой, и невозможно его пространственное увеличение. С точки зрения территории отдельного государства пространственная ограниченность обусловлена пределами государственной границы. Такую ограниченность можно преодолеть путем присоединения к территории государства дополнительных земель, однако, это неизбежно подразумевает завоевание земель других государств, что неприемлемо в современных условиях. В отличие от имущества, которое перемещаемо, земля является «полной» недвижимостью - переместить можно лишь часть почвы и грунта, но невозможно переместить землю как таковую. В то же время земля является имуществом особого рода, экономико-экологической категорией. Это имеет принципиальное значение для разграничения норм земельного и гражданского права. Последние применяются к земле лишь субсидиарно. Основой регулирования земельных отношений является не столько участие земель в гражданском обороте, сколько обеспечение наиболее рационального использования и охраны земель в рамках действующих нормативных правовых актов.
В отличие же от иных средств производства, которые в процессе использования утрачивают свои полезные свойства и выбывают из хозяйственного оборота, при рациональном использовании земля улучшает свои качественные характеристики.
Не менее важным свойством земли является её тесная взаимосвязь с другими природными объектами. Земная кора опосредует связь всех природных объектов: земная кора поглощает диоксид углерода, осадки, воду, перерабатывает органическую субстанцию в неорганическую, служит питательной средой для растительного и животного мира.
Можно сделать вывод о том, что исходя из ценности и уникальности такого объекта отношений как земля, государство обязано не только заниматься регламентацией охраны и контролем за исполнением правовым норм, регулирующих процесс использования и охраны, но и совершенствовать законодательство с позиций не столько экономических, сколько экологических, учитывая не только влияние внешних экономико-политических факторов, но и экологической обстановки внутри страны и за ее пределами.
К сожалению, законодатель не определяет всю совокупность земель Республики Беларусь как земельный фонд, однако, статья 3 Кодекса говорит о составе земель: «В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных
пунктов (городов, поселков
3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
4) земли природоохранного, оздоровительного,
рекреационного и историко-
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса» [2].
Практическим же основанием для
деления земли на вышеуказанные
категории являются различия в качественных
характеристиках почв. В данном случае
имеются в виду физические, химические,
физико-географические,
хозяйственно-экономические, исторические,
эстетические и иные особенности
почв.
Категорирование земель имеет важное
экологическое значение. Оно позволяет
обществу, во-первых, находиться у истоков
определения назначения земель, не
допускать без достаточных
Земли сельскохозяйственного
земельного фонда. Землями сельскохозяйственного назначения
считаются все земли сельскохозяйственных
обладателей, которые согласно кадастровой
документации являются, без дополнительных
затрат, пригодными для производства сельскохозяйственной
продукции. В то же время следует отметить,
что сельскохозяйственное назначение
охватывает не только выращивание сельскохозяйственной
продукции, но и ряд сопутствующих действий.
Так, для хранения сельхозпродукции, инвентаря,
семян необходимы склады, амбары и иные
вспомогательные помещения; доступ техники
на поля требует наличия внутрихозяйственных
дорог и так далее. Поэтому в структуре
сельскохозяйственных земель можно выделить
«чисто» сельскохозяйственные земли (пашня,
сенокос, луг) и «вспомогательные» сельскохозяйственные
земли (внутрихозяйственные дороги, земли
под хозяйственными постройками). Первые
в свою очередь делятся на биоценозы, то
есть естественные угодья, не подвергнутые
окультуриванию, и агроценозы или угодья,
окультуренные человеком .
Специфика использования
С учётом указанной специфики на
пользователей
Следующей категорией земель в составе земельного фонда Республики Беларусь являются земли в черте населённых пунктов. Отличительными чертами данной категории земель являются, во-первых, то, что их общим назначением является обслуживание городов, муниципиев и сел.
Необходимо отметить, что указанная категория земель охватывает не только земли, занятые зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные участки.
В связи с этим в
структуре земель в черте населенных
пунктов можно
выделить следующие категории земель:
1. Земли застройки, то есть земли под зданиями и иными сооружениями;
2. Земли общего пользования (парки, бульвары, скверы и т.д.);
3. Земли промышленности, транспорта, связи, теле- и радио коммуникации;
4. Земли, занятые лесами;
5. Земли сельскохозяйственного
назначения и другие угодья.
Данная классификация дана исходя из содержания
статьи 102 Кодекса [2].
Следующая категория земель - земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения. Статья 115 «К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения в городах относятся земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач». С экологической точки зрения, данные земли, пожалуй, являются наименее экологичными.
К землям природоохранного назначения относятся земли заповедников, национальных, дендрологических и зоологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы, защитных и санитарных зон. Земли оздоровительного назначения составляют участки с природными лечебными объектами и с особыми климатическими условиями.
Информация о работе Правовой режим использования и охраны земель