Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 11:53, контрольная работа
Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. К таким территориям относятся, кроме прочих, национальные и природные парки.
Введение…………………………………………………………….….…..
3
1.
Правовой режим национальных и природных парков...………….……
4
2.
Управление национальными и природными парками...……………...…
10
3.
Научно-исследовательская, просветительская и хозяйственная деятельность в парках…………………………….…………………….…
12
4.
Правовой статус контроль за деятельностью национальных природных парков…………………………………………………..……..
13
Заключение..……………………………………………………………….
14
Список используемой литературы…..………………………………...…
15
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА
Факультет юриспруденции и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: Экологическое право
На тему: Правовой режим национальных и природных
парков
Выполнил:
Студент первого курса заочного отделения
Номер учебной группы 8345
Проверил:
Преподаватель Попов Юрий Евгеньевич
РЯЗАНЬ 2014
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. |
Правовой режим национальных и природных парков...………….…… |
4 |
2. |
Управление национальными и природными парками...……………...… |
10 |
3. |
Научно-исследовательская, просветительская и хозяйственная деятельность в парках…………………………….…………………….… |
12 |
4. |
Правовой
статус контроль за деятельностью национальных
природных парков…………………………………………………..……. |
13 |
Заключение..……………………………………………… |
14 | |
Список используемой литературы…..………………………………...… |
15 |
Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. К таким территориям относятся, кроме прочих, национальные и природные парки.
Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:
Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:
Национальные и природные парки имеют свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.
Правовой режим национальных и природных
парков законодательно определен в ряде
специальных нормативных актов, среди
которых можно выделить Положение о национальных
природных парках, утвержденное Постановлением
Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769 и Положение
о порядке предоставления в аренду земельных
участков, природных объектов, зданий
и сооружений на территориях национальных
парков для осуществления деятельности
по обеспечению регулируемого туризма
и отдыха, утвержденное Постановлением
Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926, Федеральный
закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды».
Разделение национальных природных парков
на национальные и природные парки произведено
в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Государственная система национальных парков Российской Федерации начала формироваться сравнительно недавно, первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 г. По состоянию на 2000 г. в Российской Федерации имеется 34 национальных парка общей площадью 6,787 млн. га (0,4% площади Российской Федерации). Национальные парки расположены на территории 11 республик, 2 краев, 17 областей. Большинство (33) национальных парков находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и один – в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").
Роль и значение российских
национальных парков признаны
мировым сообществом: три национальных
парка находятся под
Национальные парки в отличие от заповедников
наряду с задачами по охране и изучению
природных комплексов должны обеспечивать
туризм и рекреацию граждан.
Земли национальных природных парков,
их недра и водные пространства со всеми
находящимися в их пределах ресурсами
растительного и животного мира, историко-культурными
объектами, а также зданиями, сооружениями
и другими объектами являются исключительно
федеральной собственностью и предоставляются
национальным природным паркам в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации.
Изъятие земель и других природных ресурсов
национальных природных парков запрещается.
В отдельных случаях в границах национальных
парков могут находиться земельные участки
иных пользователей, а также собственников.
Национальные парки имеют исключительное
право приобретения указанных земель
за счет средств федерального бюджета
и иных не запрещенных законом источников.
Национальные парки относятся исключительно
к объектам федеральной собственности.
Здания, сооружения, историко-культурные
и другие объекты недвижимости закрепляются
за национальными парками на праве оперативного
управления.
Конкретный национальный парк функционирует
на основании положения, утверждаемого
государственным органом, в ведении которого
он находится, по согласованию со специально
уполномоченным на то государственным
органом Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды.
Вокруг национального парка создается
охранная зона с ограниченным режимом
природопользования.
Круг задач,
учитываемых при создании национальных
парков намного шире, чем круг задач, стоящих
перед природными парками. Так, задачами
национальных парков являются:
а) сохранение
природных комплексов, уникальных и эталонных
природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание
условий для регулируемого
д) разработка
и внедрение научных методов
охраны природы и
е) осуществление
экологического мониторинга;
ж) восстановление
нарушенных природных и
Национальные
парки учреждаются постановлением Правительства
Российской Федерации при условии согласия
субъектов Российской Федерации на отнесение
соответствующих территорий субъектов
Российской Федерации к объектам федеральной
собственности.
На территориях
национальных парков устанавливается
дифференцированный режим особой охраны
с учетом их природных, историко-культурных
и иных особенностей. Исходя из указанных
особенностей на территориях национальных
парков могут быть выделены различные
функциональные зоны, в том числе:
а) заповедная,
в пределах которой запрещены любая хозяйственная
деятельность и рекреационное использование
территории;
б) особо
охраняемая, в пределах которой
обеспечиваются условия для
в) познавательного
туризма, предназначенная для
г) рекреационная, предназначенная для отдыха;
д) охраны
историко-культурных объектов, в
пределах которой
е) обслуживания
посетителей, предназначенная для
размещения мест ночлега, палаточных
лагерей и иных объектов
ж) хозяйственного
назначения, в пределах которой
осуществляется хозяйственная
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения
гидрологического режима;
г)
предоставление на территориях национальных
парков садоводческих и дачных участков;
д)
строительство магистральных дорог, трубопроводов,
линий электропередачи и других коммуникаций,
а также строительство и эксплуатация
хозяйственных и жилых объектов, не связанных
с функционированием национальных парков;
е)
рубки главного пользования, проходные
рубки, заготовка живицы, промысловые
охота и рыболовство, промышленная заготовка
дикорастущих растений, деятельность,
влекущая за собой нарушение условий обитания
объектов растительного и животного мира,
сбор биологических коллекций, интродукция
живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение
и стоянка механизированных транспортных
средств, не связанные с функционированием
национальных парков, прогон домашних
животных вне дорог и водных путей общего
пользования и вне специально предусмотренных
для этого мест, сплав леса по водотокам
и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную
ценность;
к)
иные виды деятельности, запрещенные федеральными
законами.
В
национальных парках, расположенных в
районах проживания коренного населения,
допускается выделение зон традиционного
экстенсивного природопользования. На
специально выделенных участках допускаются
традиционная хозяйственная деятельность,
кустарные и народные промыслы, а также
связанные с ними виды пользования природными
ресурсами по согласованию с дирекциями
национальных парков.
На землях,
включенных в границы национального парка
без изъятия из хозяйственной эксплуатации,
запрещаются расширение и строительство
новых хозяйственных объектов. Режим использования
этих земель определяется положением,
утверждаемым государственным органом,
в ведении которого находится конкретный
национальный парк, по согласованию с
органами исполнительной власти соответствующих
субъектов Российской Федерации.
С национальными парками согласовываются
вопросы социально-экономической деятельности
хозяйствующих субъектов, а также проекты
развития населенных пунктов, находящихся
на территориях соответствующих национальных
парков и их охранных зон.
Национальные парки являются юридическими
лицами, которые не имеют в качестве цели
своей деятельности извлечение прибыли,
то есть являются некоммерческими организациями
и создаются в форме финансируемого за
счет средств федерального бюджета природоохранного
учреждения.
Средствами национальных парков, которыми
они распоряжаются в установленном порядке,
являются следующие получаемые национальными
парками средства:
а)
от просветительской, рекреационной, научной,
рекламно-издательской и иной деятельности,
не противоречащей возложенным на них
задачам;
б) в
качестве арендной платы, в счет возмещения
ущерба, причиненного природным комплексам
и объектам, расположенным на территориях
национальных парков;
в) от
реализации конфискованных в установленном
порядке орудий охоты, рыболовства и продукции
незаконного природопользования;
г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных
взносов.
Штрафы,
налагаемые в административном порядке
за экологические правонарушения, взысканные
по постановлениям должностных лиц национальных
парков, поступают в самостоятельное распоряжение
национальных парков и учитываются на
отдельном балансе.
Национальный парк может выступать учредителем
и участвовать в деятельности фондов,
ассоциаций и иных организаций, способствующих
развитию национальных парков.
Земельные
участки в границах национальных парков,
а также находящиеся на них здания, сооружения,
помещения не подлежат приватизации.
Информация о работе Правовой режим национальных и природных парков