Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:31, доклад
Байкал - это уникальное озеро нашей планеты, являющееся общемировым достоянием, включенное в декабре 1996 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот регион соответствует основным критериям присвоения статуса мирового наследия: представляет выдающийся пример геологической истории и биологической эволюции, характеризуется образцами исключительно красивых природных формаций, обладает уникальным генофондом фауны и флоры с видами животных и растений, большая часть которых является эндемиками и находятся под угрозой исчезновения.
Это обязывает РФ принимать все необходимые действия по сохранению экосистемы Байкала, его природных ландшафтов, поддержанию и восстановлению жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях. Немалое значение в этом отводится правовым механизмам охраны байкальской природы.
Байкал - это уникальное озеро нашей планеты, являющееся общемировым достоянием, включенное в декабре 1996 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот регион соответствует основным критериям присвоения статуса мирового наследия: представляет выдающийся пример геологической истории и биологической эволюции, характеризуется образцами исключительно красивых природных формаций, обладает уникальным генофондом фауны и флоры с видами животных и растений, большая часть которых является эндемиками и находятся под угрозой исчезновения.
Это обязывает РФ принимать все необходимые действия по сохранению экосистемы Байкала, его природных ландшафтов, поддержанию и восстановлению жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях. Немалое значение в этом отводится правовым механизмам охраны байкальской природы.
Что касается существующего законодательства, то непосредственно законодательство об охране озера Байкал включает в себя следующие группы нормативных актов: Конституция Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов, Федеральный закон "Об охране озера Байкал", другие ФЗ, в которых регламентируются отдельные
нормы, связанные с охраной озера Байкал; общее законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления.
Поскольку охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности относится к предметам совместного ведения федерации и субъектов, необходимо координировать усилия и средства для обеспечения сохранения уникальной экосистемы Байкала.
Так на федеральном уровне принят ФЗ «Об охране озера Байкала», который является логическим завершением процесса формирования эколого-правового механизма его охраны, который разрабатывался более десяти лет. Однако этот документ носит в определенной степени общий, рамочный характер и предполагает принятие достаточно большого объема подзаконных актов как на федеральном уровне, так и на региональном, которые должны позволить реализовать требования закона на практике.
Так принято постановление
Также принято постановление правительства, в котором утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории.
Постановлением правительства определены максимальное и минимальное значение уровня воды в озере Байкал (457 и 456м). это также является развивающим актом ФЗ «об охране озера Байкал».
В целях охраны эндемичных видов
байкальских растений и животных
(омуль, нерпа) и в развитие закона
принято постановление
Озеро Байкал является уникальным и прибыльным объектом с точки зрения развития российского и международного туризма. Однако организация туризма и отдыха должна осуществляться в соответствие с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую природную среду. (в нашем ФЗ) На федеральном уровне основой для регулирования туризма является ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ». Но на региональном уровне правила организации туризма и отдыха находятся на стадии разработки.
ФЗ «об охране озера Байкал» закрепляет существование специально уполномоченного органа, осуществляющего государственное регулирование в области охраны озера Байкал. Таким органом является сейчас министерство природных ресурсов. Также создана Межведомственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал.
В соответствии с реализацией
Федерального закона «Об
В настоящее время проект
постановления Правительства
Также не несет
Наконец, самое важное – это финансирование деятельности по охране Байкала. В соответствие с ФЗ об охране озера Байкал, оно осуществляется из средств федерального бюджета, бюджета субъектов. Также должно быть предусмотрено образование целевого бюджетного фонда по охране озера Байкал. Однако в рамках федерального закона о
федеральном бюджете не предусмотрено выделение средств на охрану озера Байкал. Необходимо утвердить Положение о целевом бюджетном фонде по охране озера Байкал и определить источники его финансирования.
Таким образом, на данный момент можно констатировать факт отсутствия полной нормативно-правовой базы, регулирующей режим природопользования на байкальской природной территории.
Федеральный закон "Об охране озера Байкал" не является актом прямого действия. Его нельзя в полном смысле слова принять за основополагающий документ, поскольку в нем не прописан механизм реализации комплекса природоохранных мероприятий на байкальской природной территории.
Сейчас идет оживленный процесс развития сотрудничества по вопросам охраны Байкала как общероссийский так и международный. Вырабатываются нормативно-правовые акты, особенно на региональном уровне, которые детально закрепляют механизмы охраны. Возможно, в недалеком будущем появится полный комплекс нормативно-правовой базы, что позволит сделать механизм реализации природоохранных мероприятий более четким, отлаженным и действенным.