Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:39, доклад
В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения. УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось о лице, производящем дознание. При этом в УПК РСФСР отсутствовало определение понятия этого участника процесса. В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания.
Вместе с тем названный
Федеральный закон не решил всех
проблем дознания. Остался открытым
вопрос, озвученный Президентом Российской
Федерации на Всероссийском совещании
руководителей
Изложенное в полной мере
позволяет сделать вывод о
том, что поиск наиболее эффективного
механизма расследования, который
бы обеспечивал возможность быстро
устанавливать все
Указанные обстоятельства требуют
комплексного изучения вопросов процессуальной
регламентации дознания как формы
расследования преступлений с учетом
последних изменений
предварительное расследование дознание уголовный
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
Дознание - это форма предварительного расследования, выраженная в виде уголовно-процессуальной деятельности органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, иначе - его процессуального полномочия, реализуемого в системе органа дознания дознавателем. Она отличается от предварительного следствия по субъекту, осуществляющему производство, кругу расследуемых преступлений (подследственности) и объему прав участников процесса.
Процессуальные акты органов дознания и собранные ими доказательства в пределах предоставленной законом компетенции имеют такое же юридическое значение, как акты и результаты предварительного следствия.
В сравнении с предварительным
следствием дознание можно рассматривать
как упрощенную и укороченную
по срокам форму расследования, предусматривающую
специальные правила
Органами дознания, т.е. органами, наделенными правом производить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, являются: милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; органы ФСБ РФ; начальники исправительно-трудовых учреждений; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной службы РФ; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции; таможенные.
Процессуальный порядок дознания, регламентированный уголовно-процессуальным законом, един для всех органов дознания и не зависит от их ведомственной принадлежности. Органы дознания, как и органы предварительного следствия, решают общие задачи уголовного процесса.
При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.
В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование преступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.
Современная модель дознания,
после ряда корректив уголовно-
изменить способ законодательной
техники в регламентации
предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл.32 УПК РФ;
исключить из ст.223-1 УПК РФ требование о сроке, в течение которого дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения, так как это необоснованно усложняет процедуру дознания;
регламентировать возможность обеспечения в ходе дознания безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц в случаях, предусмотренных ч.9 ст.166 УПК РФ, включив как отдельное положение в ст.223 УПК РФ;
предусмотреть, что производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено на основании постановления прокурора группе дознавателей в порядке, установленном ст.163 УПК РФ.
С учетом мирового опыта, отечественный
уголовный процесс нуждается
в процедуре упрощенного и
ускоренного производства по уголовным
делам о преступлениях
Для теории и практики уголовного
судопроизводства в настоящее время
актуальна разработка предложений
по совершенствованию нормативного
регулирования в УПК РФ вопросов
возбуждения уголовных дел
Список использованных источников
Нормативные акты
1. Конституция Российской
Федерации: Принята
2. Полный сборник кодексов РФ. – М.: «Информэкспо», Воронеж,1999.
3. Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №
8 «О некоторых вопросах
4. Уголовно-процессуальный кодекс российской федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)(ред. от 07.04.2010)// "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст.4921.
5. Уголовный кодекс российской федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.04.2010)// "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
6. Федеральный закон РФ
"О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный
7. Федеральный закон "Об
оперативно-розыскной
8. Федеральный закон РФ
"О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный
9. Федеральный закон РФ
"О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный
Литература:
10. Абдуллаев Ф., Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право. - М.; Интел-Синтез, 2006. - № 3.
11. Александрова О.П., Горяинов
К.К. Дознание в уголовно-
12. Арестова Е.Н. Производство
органами дознания неотложных
следственных действий по
13. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ. М.: Издательство: ПРОСПЕКТ, 2010.
14. Быков В.М. Дознание: новое в производстве. Комментарий к федеральным законам от 06.06.2007 № 90-ФЗ и от 05.06.2007 № 87-ФЗ Уголовный процесс". - № 08, 2007.
15. Баяхчев В.Г. Недопустимые
доказательства // Комментарий к
Уголовно-процессуальному
16. Гаврилов Б. Разграничение
компетенции между
17. Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант: . - М.; ЮРМИС, лд, 2003. - № 7.
18. Дознание в ОВД: Учебное пособие / Сергеев А.Б.. - Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2003.
19. Дознание в современном
уголовном процессе России: проблемы
совершенствования: Автореф.
20. Досудебное производство
по уголовным делам: концепция
совершенствования уголовно-
21. Захарова С.А. Процессуальные
проблемы предварительного
22. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Я.Е. Иванова и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2010.
23. Косова С.А. Особенности
производства дознания по
24. Кругликов А. Следственные
действия и проблемы их
25. Мичурина О.В. Концепция
дознания в уголовном процессе
Российской Федерации и
26. Рыжаков А.П. Орган дознания: понятие и проблемы // Юридический мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2002. - № 1.
27. Сергеев А.Б. Особенности формирования органов дознания в России // История государства и права. - М.; Юрист, 2002. - № 5.
28. Смирнов А.В. Калиновский
К.Б. Комментарий к Уголовно-
29. Суслов В.М. Вопросы
регламентации деятельности