Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:05, контрольная работа
Первую часть составляет природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. К природоохранному праву относят нормы Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», федеральных законов «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», «Об особо охраняемых природных территориях».
Министерство образования и науки
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Кафедра права
Контрольная работа
по дисциплине «Экологическое право»
Учебное пособие Ведяшкин С.В. «Экологическое право»
Вариант №1
Выполнил студент
гр.: з-898-б, поток 8
специальности 30501
Высоцкая Юлия Владимировна
___ ноября 2012 г.
Шарыпово 2012
Предмет и метод экологического права
Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:
Первую часть составляет природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. К природоохранному праву относят нормы Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», федеральных законов «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», «Об особо охраняемых природных территориях».
Вторая составная часть экологического права – это природоресурсное право, которое призвано обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха.
Природоресурсное
право возникло раньше
В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды.
Так, в административном
праве предусматривается
Уголовное право также содержит немало экологических норм. Они признают общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу "Экологические преступления". Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными, с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.
Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:
Экологизация – метод, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды. Его можно рассматривать как проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, как проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом.
Экологизация связывает отдельные источники экологического права. Ведь нормы, регулирующие использование отдельных ресурсов, важны экологическому праву постольку, поскольку они затрагивают интересы охраны окружающей среды, рациональное потребление ее основных компонентов.
Метод экологизации типичен для третьей составной части экологического права – для других отраслей права, почти в каждой, из которых присутствуют предписания, направленные на охрану окружающей среды.
Существуют также административно – правовой и гражданско-правовой методы региулирования. В действующей системе права используются два основных способа воздействия на поведение граждан – административно-правовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области охраны окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфический метод экологического права.
Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения. Суть данного метода заключается в установлении государством ряда предписаний, дозволений, запретов, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний.
В праве окружающей среды
административно-правовой метод опосредствуется в специфических формах: нормировании,
экспертизе, сертификации, лицензировании
и др. Он выражается в установлении допустимых
выбросов загрязняющих веществ в природную
среду, которые должны соблюдаться предприятиями-
Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений основывается на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В условиях развития рыночной экономики был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных методов регулирования экологических отношений к методам преимущественно экономическим: установлена плата за пользование природными ресурсами, за загрязнение природной среды.
В то же время невозможно отказаться от административных средств организации природопользования, а в ряде случаев государство усиливает их применение в направлении охраны окружающей среды: увеличиваются административные штрафы на загрязнителей, формируется государственная система природоохранных органов, принимаются меры к нормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного экологического контроля.
Подобное сочетание
и взаимодействие административно-правового
и гражданско-правового
Историко-правовой и прогностический методы. Для получения истинных знаний о сущности и закономерностях экологического права из общих методов первостепенное значение имеет историко-правовой метод. Анализ развития явления, исторических источников, официальных документов позволяет оценить происхождение и динамику решения экологических проблем, понять современное место экологического права в общей системе права, уяснить причины, следствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения и охраны окружающей среды.
Прогностический метод, позволяет составить научно обоснованное предвидение экологического будущего, предсказать изменения, которые могут произойти в технике, науке, в окружающей среде и в правовой системе, в отдельных отраслях права, в правовом и политическом сознании населения, в его нравственном уровне в ближайшей и отдаленной перспективе.
Эффективное и постоянное использование прогностического метода в сфере экологического права позволяет не отставать от природных явлений и катаклизмов, принимать своевременные меры по совершенствованию экологического законодательства и укреплению экологического правопорядка, обосновывать надежность принимаемых правовых и экономических мер с учетом социальных и иных изменений.
Задача 1
экологический норматив выброс экспертиза
Условие:
Мэрия г. Томска установила
нормативы газоаэрозольных
Может ли муниципалитет устанавливать данный вид нормативов и в пределах каких размеров? Какие виды нормативов предусмотрены действующим законодательством РФ?
Решение:
Согласно ст.12 ФЗ № 96 от 04.05 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»:
Исходя из вышеизложенного, а так же на основании Постановления правительства РФ от 2 марта 2000 года N 183 (с изменениями на 15 февраля 2011 года), муниципалитет городского поселения не вправе устанавливать данный вид нормативов.
К нормативам в области охраны окружающей среды, предусмотренными действующим законодательством РФ относятся:
Задача №2
Условие:
При строительстве жилого дома в г. Томске проектная документация «прошла» государственную экологическую экспертизу. По проекту предусматривалась газовая котельная, которая должна была располагаться на крыше строения. Однако необходимого оборудования в РФ не оказалось, а импорт привел бы к значительному удорожанию строительства и как следствие повышению стоимости строящихся квартир. Чтобы избежать этого был сооружен бойлер, который обеспечивал тепло в доме и работал на любом виде топлива. К бойлеру прилагался паспорт экологической безопасности, и в техническом паспорте на него утверждалось, что он соответствует стандарту РФ.
Дайте оценку действиям Застройщика. В отношении каких объектов может проводиться общественная экологическая экспертиза, а также государственная экологическая экспертиза на федеральном и региональном уровнях?
Решение:
При строительстве зданий природоохранными требованиями являются (ст. 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды"):
Согласно части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу.
Исходя из условий задачи, застройщик должен внести изменения проектную документацию и повторно предоставить документацию на государственную экологическую экспертизу, так как независимо от того, подлежала ли изначально проектная документация обязательной государственной экологической экспертизе, согласно Федеральному закону от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об экологической экспертизе", она должна пройти повторную государственную экспертизу, если ранее получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, но позднее была изменена.