Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:02, курсовая работа
Актуальность. Одной из основных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России.
Однако я считаю, что, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно и рассматриваемой категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания.
Введение
1. Общее понятие особо охраняемых природных территорий
1.1 Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях
1.2 Характеристика и классификация особо охраняемых природных территорий
2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников
2.2 Правовой режим национальных и природных парков
2.3 Правовой режим государственных природных заказников
2.4 Правовой режим памятников природы
2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов
2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Заключение
Библиографический список литературы
Государственные
природные заповедники
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
На национальные парки возложены следующие основные задачи:
- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
- сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
- осуществление экологического мониторинга;
- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Национальные парки
На территориях национальных парков
устанавливается
На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам.
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями и находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.
Природные парки располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий для отдыха, в том числе массового, и сохранением рекреационных ресурсов. Здесь создаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.
Законодательством в более общем виде, чем для других особо охраняемых природных территорий, устанавливаются запреты и ограничения на деятельность, которая может повлечь снижение экологической, эстетической или рекреационной ценности природного парка.
Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они учреждаются двумя способами – с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:
а) комплексным (ландшафтными) – предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;
б) биологическими (ботаническими и зоологическими) для охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;
в) палеонтологическими – для охраны ископаемых объектов;
г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими);
д) геологическими – для сохранения неживой природы.
Государственные природные заказники федерального значения образуются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственные природные заказники регионального значения учреждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания данных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности.
Объявление природных
Собственники, владельцы и пользователи землей, на которой находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны. Расходы собственников, владельцев и пользователей данных земельных участков по обеспечению режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
Дендрологические парки и
На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны:
• экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;
• научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;
• административную.
Основными задачами государственных ботанических садов и дендрологических парков являются:
а) сохранение в искусственных условиях коллекций живых растений (особенно редких и исчезающих видов) и других ботанических объектов, имеющих большое научное, учебное, экономическое и культурное значение;
б) проведение научно-исследовательских работ, соответствующих задачам ботанического сада или дендрологического парка;
в) проведение учебно-педагогической
и научно-просветительной
Территория, обладающая природными лечебными
ресурсами и пригодная для
организации лечения и
Курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти.
Курортный регион (район) представляет собой территорию с компактно расположенными на ней курортами, объединенную общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 23.02.95 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может способствовать ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Такие округа представляют собой особо охраняемую природную территорию с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Выбор мною темы данного исследования определен не только актуальностью проблем правовой охраны особо охраняемых природных территорий и объектов, а также недостаточным уровнем государственного управления и контроля за сохранением режима особо охраняемых природных территорий.
Поэтому тематика представленной работы выбрана именно с целью консолидации изученного нормативно-правового материала и имеющейся в свободном доступе правовой информации.
Основными чертами правового статуса об особо охраняемых природных территорий являются следующие:
а) их принадлежность к объектам общенационального достояния;
б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования;
в) установление особого режима охраны;
г) включение в объекты
д) наличие особого порядка
е) наделение определенным значением – федеральным, региональным, местным;
ж) включение в государственный кадастр об особо охраняемых природных территорий;
з) установление статусных характеристик и режима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов – федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой природной территории;
и) установление мер юридической ответственности за нарушение режима об особо охраняемых природных территорий.
Информация о работе Природные объекты, находящиеся под особой охраной