Религия и конфессии в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:14, реферат

Описание работы

Процессы коренного обновления белорусской государственности в последнее десятилетие существенным образом затронули сферу государственно-конфессиональных отношений, жизнедеятельность религиозных организаций и верующих. Подверглись переоценке казавшиеся еще недавно окончательно решенными такие вопросы, как принципы взаимоотношений государства и религиозных организаций, образовательных учреждений и религиозных структур, роль и место религии в жизни общества, законодательство о свободе совести и вероисповеданий.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Касаясь истории этой проблемы на примере стран с доминирующей христианской религией, следует отметить, что государственно-конфессиональные отношения в них изначально выступали в двух основных формах: папоцезаризм и цезарепапизм. Первое из них – папоцезаризм – функционировало в условиях, когда религиозная власть была определяющей в обществе. Вторая форма – цезарепапизм соответственно своему назначению – действовало в странах, где конфессиональные организации были подчинены государственной власти.

С течением времени по мере социально-политического и духовно-нравственного процесса многих стран мирового сообщества государственно-конфессиональные отношения претерпевают значительные изменения, приобретают более цивилизованный характер. В условиях новой и новейшей истории утверждается сепаративная форма взаимоотношений между государством и церковью. Её сущностный смысл заключается в отделении церкви от государства, превращении последнего в светский социальный институт, осуществляющий всю полноту власти в обществе, играющий главенствующую роль в его многогранной жизнедеятельности, включая реализацию свободы совести и вероисповедания граждан.

В зависимости от взаимоотношений государства и церкви в наше время сложились и функционируют следующие основные типы государственных систем:

  • С официальной религией и церковью (Англия – англиканство; Тайланд – буддизм; некоторые страны ближнего и среднего востока – ислам);
  • Признающие равенство религий без отделения церкви от государства (Германия – лютеранство; Япония – синтоизм; Перу – католицизм);
  • В которых церковь отделена от государства (РФ – православие, ислам, иудаизм; США – протестантизм).

Анализируя государственно-конфессиональные отношения в странах современного мира, можно сказать, что они далеки от совершенства. В это смысле их можно определить как открытую, незавершенную, перманентно изменяющуюся систему взаимоотношений между государством и церковью, регламентируемую действующим законодательством.

На рубеже ХХ – ХХI веков государственно-конфессиональные отношения претерпевают дальнейшие радикальные изменения. Это вполне очевидно проявляется не только на примере стран постсоветского пространства, но и в масштабе мирового сообщества в целом.

В современных условиях продолжается настойчивый поиск социальной модели взаимоотношений между государством и церковью, основанной на уважительном отношении к религии как к органической части духовной культуры и обеспечивающей подлинную свободу совести и вероисповедания граждан.

Большое внимание решению этой важной проблемы уделяется в Республике Беларусь. Государственно-конфессиональные отношения, вопросы, связанные с их совершенствованием и гармонизацией, на всех уровнях государственной власти рассматриваются не только как одна из приоритетных духовных, но и стратегических политических задач. И это не случайно. В условиях глубокой трансформации нашего общества, охватывающей все стороны его жизнедеятельности, религия, её общечеловеческие ценности остаются влиятельной силой. К тому же следует подчеркнуть, что роль религии в белорусском обществе возрастает. Это связано с демократическим решением религиозного вопроса суверенным белорусским государством, в конце прошлого столетия, ликвидацией прежнего механизма, обеспечивающего регулирование государственно-конфессиональных отношений на основе концепции «отмирания религии». В результате этого в нашей стране сложилась новая религиозная ситуация, открывшая её гражданам возможность мировоззренческого и вероисповедного самоопределения. Она вызвала определенный рост количества религиозных организаций и их приверженцев.

В белорусском поликонфессиональном обществе на начало 2012 года насчитывалось 3218 религиозных общин. Среди них: 1473 православных и 467 католических, старообрядческих – 32, христиан веры Евангельской (ХВЕ) – 500, евангельских христиан баптистов (ЕХБ) – 269, адвентистов седьмого дня (АСД) – 72, христиан полного евангелия (ХПЕ) – 54, греко-католических – 14, новоапостольских – 21, иудейских – 29, исламских – 25, свидетелей Иеговы – 26, бахаи – 5, мормонов – 4, кришнаитов – 6 [2, с.70]. Название общины представляет 25 конфессиональных направлений. Все они, как отметил Президент Беларуси А.Г. Лукашенко во время встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, мирнососуществуют,  в стране нет никаких межконфессиональных конфликтов [3, с.2]. В конфессиональной структуре нашей республики традиционные религии составляют около 68 процентов. В их числе: БПЦ – около 48 процентов, РКЦ – около 15 процентов. Из общего количества религиозных направлений, действующих в стране, 20 – относится к христианству [3, с.70].

В республике имеется 1274 православные церкви, 451 костел, культовые помещения других религиозных организаций. Всего насчитывается 2207 культовых сооружений. Кроме того, в настоящее время ведётся строительство 152 православных зданий, 35 католических, более 20 протестантских. Многие культовые сооружения ремонтируются и реставрируются. Наряду с этим в стране функционируют 31 православный и 8 католических монастырей. В проповеднической деятельности задействовано 2963 служителя культа, среди которых 1499 православных и 407 католических. В числе последних – 168 являются иностранными гражданами [4, с.71].

Важной характеристикой современной религиозной ситуации в Республике Беларусь является и уровень религиозности населения. Согласно социологическому исследованию «Конфессиональная и идентификация населения Беларуси», проведенного Центром социологических и политических исследований и географическим факультетом Белорусского государственного университета в 2006 г., религиозными себя ситают 59 процентов жителей нашей республики, квазирелигиозными – 5, калеблющимися – 24, неверующими – 12. Эти данные коррелируют с результатами подобных исследований, проведенных в России и на Украине, где уровень верующих составил около 60 процентов. Следует отметить, что приведенные данные, касающиеся религиозности населения славянских государств постсоветского пространства, незначительно отличаются от среднемировых. Так по данным исследовательской группы Cаllup International, 66 процентов населения мира утверждают о своей религиозности, а 25 считают себя нерелигиозными. Что же касается религиозной принадлежности граждан Республики Беларусь, основанной на их самоидентификации, то она в соответствии с результатами ранее названного социологического исследования выглядит следующим образом: 72,6 процента отнесли себя к православным; 9,3 – к католикам; 4 – к разным направлениям протестантизма, 0,5 процента – к мусульманам. Эти данные говорят о том, что более 82 процента опрощенных отнесли себя к традиционной христианской религии.

В современных условиях белорусского общества религиозность людей проявляется на уровне различных социальных групп, отличающихся по возрасту, образованию и социальному положению. Однако, независимо от этого, они разделяют политику государства, основанную на принципах благоразумия, добра и гуманизма. При этом особо высоко оценивают деятельность государственных институтов, направленную на возрождение общечеловеческих, прежде всего христианских ценностей. Такая деятельность импонирует людям, производит положительное впечатление не только на сознание верующих, но и на граждан нашей республики в целом, придерживающихся сегодня самых различных взглядов и убеждений. Формирование мировоззренческой культуры общества, основанной на гуманизме, реализация принципа – единство в мировоззренческом многообразии, - удовлетворяют всех.

Утверждение гуманистической мировоззренческой культуры, базирующейся на общечеловеческих христианских ценностях, - неотъемлемая часть белорусской национальной идеи. «Государственную идеологию, - подчеркивает Президент А.Г. Лукашенко, - необходимо строить на фундаменте христианских ценностей… Надо дальше строить стратегические направления сотрудничества церкви и государства» [4, с.1].

Необходимо отметить, что в сфере государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь уже выполнена значительная работа. В 2003 году подписано Соглашение «О сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью». В его семи статьях с учетом действующего законодательство затронут широкий круг вопросов: от утверждения подлинной свободы совести, противодействия псевдорелигиозным структурам, возрождения духовной религиозной традиции белорусского народа до обогащения общества светскими идеалами и духовно-нравственными общечеловеческими ценностями. Это, бесспорно, новая историческая веха во взаимоотношениях белорусского государства с Православной Церковью. К тому же следует отметить и то, что сегодня идет работа по подготовке проекта подобного соглашения и с Римско-католической Церковью. Этот процесс не обходит стороной и систему образования республики. В настоящее время реализуется Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2007-2010 гг. [5]. В ней определены принципы взаимного уважения, невмешательства в дела, которые относятся к компетенции сторон. При этом подчеркивается светский характер национальной системы образования.

Работа, осуществляемая в этом направлении, свидетельствует о том, что государство намерено строить свои отношения с традиционными для нашей страны религиозными организациями на основе цивилизованного сотрудничества и социального партнерства. И это не случайно, т.к. обе стороны заинтересованы в реализации подлинной свободы совести и вероисповедания граждан, формировании высоконравственной, духовно богатой личности, обладающей гуманистической мировоззренческой культурой. При этом государство и церковь выражают свою готовность поступательно продвигаться к утверждению общепризнанных международных принципов и норма в взаимоотношениях между собой, не допуская «дрейфа» к временам клерикальной или атеистической государственности.

Гарантом оздоровления и гуманизации отношений государства и традиционных религиозных организаций является Конституция Республики Беларусь [6]. В ней закреплено право граждан самостоятельно определять свое отношение к религии (ст.31). Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ст.33). Вместе с тем Конституция запрещает деятельность конфессиональных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета нашей страны, её конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан.

Правовые отношения между государством и конфессиональными организациями более детально регулируют Закон «О свободе совести и религиозных организациях»,  вступивший в силу 15 ноября 2002 г. [7]. Он представляет собой новую редакцию закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», действующего с 1992 г. В новой редакции законом максимально учтены условия развития нашей республики на рубеже XXI ст. Более полно отражая поликонфессиональную специфику белорусского общества, учитывая духовные традиции и менталитет его народа, Закон играет важную роль в совершенствовании государственно-конфессиональных отношений.

Анализируя процесс развития взаимоотношений между государством и традиционными религиозными объединениями в Республике Беларусь на современном этапе, необходимо отметить следующее. Во-первых, дальнейшее совершенствование государственно-конфессиональных отношений в республике осуществляется на основе поступательного приближения к общепризнанным международным принципам и нормам. Во-вторых, в процессе развития отношений между рассматриваемыми социальными субъектами в этой сфере, вполне очевидно прослеживается весьма важная тенденция – от диалога к сотрудничеству и социальному партнерству. В-третьих, существенные изменения, происходящие в государственно-конфессиональных отношениях в нашей республике, способствуют возрастанию доверия граждан не только к государству, но и к традиционной церкви.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека.

Таким образом, в современных условиях значительно возрастает роль и ответственность государственной системы и традиционных религиозных конфессий в осуществлении подлинной свободы совести, формировании правового государства, его идеологии и гражданского общества. Светское белорусское государство и институциональная церковь принимают сегодня самое активное участие в формировании структурной матрицы, гуманистической духовной культуры общества и человека XXI столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Министерство иностранных дел Республики Беларусь [электронный ресурс]/МИДРБ.-Минск,2013.-Режим доступа: http://mfa.gov.by/upload/pdf/religion_rus.pdf
  2. Земляков, Л.Е. Беларусь: государство, религия, общество / Л.Е. Земляков // Проблемы управления. – 2009. -№2.
  3. Гришкевич, А. основа- христианские ценности / А.Гришкевич //Рэспублика. - №18(4847). -26 снежня 2009г.
  4. Соглошение о сотрудничестве между Ресубликой Беларусь и Белорусской Православной Церковью.
  5. Соглошение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом,  20 сентября 1996г. // Правовые основы взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь / под общ. ред. А.В. Бройко. – Минск: МИУ,2002.
  6. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями,  принятых на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. И 17 октября 2004г.).- минск: амалфея,2005.
  7. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь,31 октября 2002г., №137-3// Вопросы свободы совести и религиозных организаций в Республике Беларусь: сб. документов и материалов.- Минск, 2005.

Информация о работе Религия и конфессии в Республике Беларусь