Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"

Файлы: 1 файл

Экологическое право 18-34.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

территориально-экологическое  планирование;

социально-экономические  оценки и расчеты.

Таким образом, экологическое планирование – это  этап в развитии взаимоотношений  Природы и Общества, который сменил период неконтролируемого взаимодействия биосферы и человека.

Основные принципы экологического планирования заключаются  в следующем:

1. Плановое использование отдельных ресурсов не должно превышать возможностей воспроизводства возобновимых ресурсов региона в том же количестве и качестве (например, годичного прироста древесины в случае использования лесных ресурсов).

2. Эксплуатация  отдельного ресурса не должна приводить к значительному уменьшению количества и ухудшению качества других ресурсов, взаимосвязанных с первым (например, изменение стока под влиянием вырубки, рекреационных свойств местности и т.п.). С точки зрения пользователей ресурсов необходимо согласование хозяйственных интересов (антимонопольные требования).

3. Общая антропогенная  нагрузка на ресурсы не должна  превышать предела устойчивости  природной среды (восстановительных  способностей), таким образом общая  ресурсная эффективность региона не должна снижаться.

4. Формы природопользования наряду с отражением социально-экономических потребностей общества должны учитывать природную специфику региона, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие в условиях имеющихся экологических ограничений.

 

30. Плата  за природопользование и загрязнение  окружающей среды

Платность природопользования является одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленного в ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды".

Основная цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

В целом российское законодательство устанавливает два  вида платежей: 1) плату за пользование природными ресурсами и 2) плату за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на нее.

Плата за природные  ресурсы (землю, недра, воды, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные  и другие природные ресурсы) регулируется соответствующими природноресурсными законодательными актами и взимается:

- за право  пользования природными ресурсами;

- за сверхлимитное  и нерациональное использование  природных ресурсов;

- на воспроизводство  и охрану природных ресурсов.

Плата за негативное воздействие на ОС (ее загрязнение) является экономическим стимулом к  тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на ОС, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства. Установлено два вида подобных платежей: 1) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; 2) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Средства, взимаемые  за загрязнение, перечисляются природопользователями в бесспорном порядке: 90 % - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов; 10 % - в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны природы.

 

 

 

31. Экологическое  страхование

Экологическое страхование -- новая правовая мера охраны окружающей среды. Оно является разновидностью страхования, регулируемого  Законом РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г., с изм. и доп.). Некоторые общие требования об экологическом страховании установлены Законом об охране окружающей среды (ст. 18).

Экологическое страхование представляет собой  отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специальных страховых фондов.

Объектами- экологического страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные  интересы: • связанные с жизнью, здоровьем страхователя или застрахованного лица (личное страхование); • связанные с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхование); • связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

В Российской Федерации  может осуществляться обязательное государственное экологическое  страхование в соответствии с  законодательством РФ. В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По Закону гражданам России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.

Страхователями  являются предприятия любой формы  собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.

Объектом экологического страхования является риск гражданской  ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий  физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду.

32. Экономическое  стимулирование рационального природопользования  и охраны окружающей среды

Развивать экономику и обеспечивать охрану окружающей среды можно посредством экономического стимулирования природоохранной деятельности. Экономическое стимулирование является одним из способов решения проблем охраны окружающей среды путем поощрения предпринимательской деятельности, в процессе которой решаются вопросы охраны природы.

Система мер  экономического стимулирования предполагает усиление заинтересованности хозяйствующих  субъектов в выполнении требований законодательства об охране окружающей среды и тем самым снижение возложенного на них в первую очередь налогового бремени. Экономическое стимулирование, с одной стороны, обеспечивается путем регулирования налогообложения, установления льгот, проведения специальной политики в области акцизов, кредитования и т.д., с другой стороны, предполагает специальное налогообложение экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий.

Меры экономического стимулирования охраны окружающей среды  сформулированы в ст. 14 ФЗ "Об охране окружающей природной среды"2 от 10.01.2002. №7, предусматривающей:

- установление  налоговых и иных льгот, предоставляемых  государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в  том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

- освобождение  от налогообложения экологических  фондов;

- передачу части  средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- установление  повышенных норм амортизации  основных производственных природоохранительных фондов;

- применение  поощрительных цен и надбавок  на экологически чистую продукцию;

- введение специального  налогообложения экологически вредной  продукции, а также продукции,  выпускаемой с применением экологически  опасных технологий

- применение  льготного кредитования предприятий,  учреждений, организаций (независимо  от форм собственности), эффективно  осуществляющих охрану окружающей  природной среды.

 

 

 

 

33. Понятие,  виды, формы, стадии и принципы  экологического контроля

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.

Виды: государственный  экологический контроль подразделяется в зависимости от стадии контролируемой деятельности на предупредительный и текущий; по критерию субъекта контроля – общий и специальный. Государственный контроль осуществляется от имени государства; специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит вне– и надведомственный характер; представляет собой одну из функций государственного экологического управления; сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.); Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности; Общественный экологический контроль основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: общественные слушания (парламентские слушания); референдумы; общественная экологическая экспертиза; обращения в средства массовой информации; направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Принципы экологического контроля

- независимость  контроля в области охраны  окружающей среды;

- презумпция  экологической опасности планируемой  хозяйственной и иной деятельности;

- обеспечение  снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность  участия в деятельности по  охране окружающей среды органов  государственной власти Российской  Федерации, органов государственной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления, общественных  и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

- запрещение  хозяйственной и иной деятельности, последствия и воздействия которой  непредсказуемы для окружающей  среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации  естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- ответственность  за нарушение законодательства  в области охраны окружающей  среды;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 34. Государственный экологический надзор (понятие, содержание, объекты, органы)
  2. Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений посредством организации и проведения проверок лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
  3. Содержание:

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"