Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"
территориально-экологическое планирование;
социально-экономические оценки и расчеты.
Таким образом,
экологическое планирование – это
этап в развитии взаимоотношений
Природы и Общества, который сменил
период неконтролируемого
Основные принципы экологического планирования заключаются в следующем:
1. Плановое использование отдельных ресурсов не должно превышать возможностей воспроизводства возобновимых ресурсов региона в том же количестве и качестве (например, годичного прироста древесины в случае использования лесных ресурсов).
2. Эксплуатация отдельного ресурса не должна приводить к значительному уменьшению количества и ухудшению качества других ресурсов, взаимосвязанных с первым (например, изменение стока под влиянием вырубки, рекреационных свойств местности и т.п.). С точки зрения пользователей ресурсов необходимо согласование хозяйственных интересов (антимонопольные требования).
3. Общая антропогенная
нагрузка на ресурсы не должна
превышать предела
4. Формы природопользования наряду с отражением социально-экономических потребностей общества должны учитывать природную специфику региона, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие в условиях имеющихся экологических ограничений.
30. Плата
за природопользование и
Платность природопользования является одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленного в ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды".
Основная цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.
В целом российское законодательство устанавливает два вида платежей: 1) плату за пользование природными ресурсами и 2) плату за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на нее.
Плата за природные ресурсы (землю, недра, воды, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) регулируется соответствующими природноресурсными законодательными актами и взимается:
- за право
пользования природными ресурса
- за сверхлимитное
и нерациональное
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за негативное
воздействие на ОС (ее загрязнение)
является экономическим стимулом к
тому, чтобы предприятия-
Средства, взимаемые за загрязнение, перечисляются природопользователями в бесспорном порядке: 90 % - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов; 10 % - в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны природы.
31. Экологическое страхование
Экологическое страхование -- новая правовая мера охраны окружающей среды. Оно является разновидностью страхования, регулируемого Законом РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г., с изм. и доп.). Некоторые общие требования об экологическом страховании установлены Законом об охране окружающей среды (ст. 18).
Экологическое страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специальных страховых фондов.
Объектами- экологического страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы: • связанные с жизнью, здоровьем страхователя или застрахованного лица (личное страхование); • связанные с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхование); • связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).
В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование в соответствии с законодательством РФ. В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По Закону гражданам России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.
Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.
Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду.
32. Экономическое
стимулирование рационального
Развивать экономику и обеспечивать охрану окружающей среды можно посредством экономического стимулирования природоохранной деятельности. Экономическое стимулирование является одним из способов решения проблем охраны окружающей среды путем поощрения предпринимательской деятельности, в процессе которой решаются вопросы охраны природы.
Система мер экономического стимулирования предполагает усиление заинтересованности хозяйствующих субъектов в выполнении требований законодательства об охране окружающей среды и тем самым снижение возложенного на них в первую очередь налогового бремени. Экономическое стимулирование, с одной стороны, обеспечивается путем регулирования налогообложения, установления льгот, проведения специальной политики в области акцизов, кредитования и т.д., с другой стороны, предполагает специальное налогообложение экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий.
Меры экономического стимулирования охраны окружающей среды сформулированы в ст. 14 ФЗ "Об охране окружающей природной среды"2 от 10.01.2002. №7, предусматривающей:
- установление
налоговых и иных льгот,
- освобождение
от налогообложения
- передачу части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
- применение
поощрительных цен и надбавок
на экологически чистую
- введение специального
налогообложения экологически
- применение
льготного кредитования
33. Понятие, виды, формы, стадии и принципы экологического контроля
Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.
Виды: государственный экологический контроль подразделяется в зависимости от стадии контролируемой деятельности на предупредительный и текущий; по критерию субъекта контроля – общий и специальный. Государственный контроль осуществляется от имени государства; специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит вне– и надведомственный характер; представляет собой одну из функций государственного экологического управления; сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.); Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности; Общественный экологический контроль основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: общественные слушания (парламентские слушания); референдумы; общественная экологическая экспертиза; обращения в средства массовой информации; направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.
Принципы экологического контроля
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция
экологической опасности
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность
участия в деятельности по
охране окружающей среды
- запрещение
хозяйственной и иной
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.